Файл: готовые уменьшенные шпоры по фин мен.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Шпаргалка

Дисциплина: Финансовый менеджмент

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2598

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы к экзамену по финансовому менеджменту

28.Информационное обеспечение финансового менеджмента

Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников.

Финансовая устойчивость организации определяется уровнем ее финансовой независимости и уровнем ее платежеспособности. Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:

Финансовый  менеджмент   представляет   собой   управление   финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса  акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня  дивидендов, чистых  активов  в  расчете  на  одну  акцию,   а   также   на   поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

   Финансовый менеджмент как наука  управления  финансами  направлена  на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый  менеджмент  как  система  управления   состоит   из   двух

подсистем:      1) управляемая подсистема (объект управления),    2) управляющая подсистема (субъект управления).

       Объектом  управления  является  совокупность  условий   осуществления денежного оборота  и  движения  денежных  потоков,  кругооборота  стоимости, движения  финансовых  ресурсов  и  финансовых  отношений,   возникающих   во внутренней  и  внешней  среде  предприятия.  Поэтому  в  объект   управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;2) Финансовые ресурсы;3) Кругооборот капитала; 4) Финансовые отношения.

      Субъект управления – совокупность  финансовых  инструментов,  методов,

технических средств, а также  специалистов,  организованных  в  определенную

финансовую     структуру,     которые     осуществляют      целенаправленное

функционирование  объекта   управления.   Элементами   субъекта   управления

являются:      1) Кадры (подготовленный персонал);      2) Финансовые инструменты и методы;

      3) Технические средства управления;      4) Информационное обеспечение.

Цель финансового менеджмента.

     Целью финансового менеджмента является выработка определенных  решений для достижения оптимальных конечных результатов  и  нахождения  оптимального соотношения   между   краткосрочными   и   долгосрочными   целями   развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем  и  перспективном  финансовом управлении.

      Главной  целью  финансового  менеджмента  является  обеспечение  роста

благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном  периоде.

Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении  максимизации  рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и  реализует  конечные  финансовые  интересы его владельца.

Задачи, решаемые с помощью менеджмента:      - текущие;      - стратегические.

Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение  формирования  достаточного  объема  финансовых  ресурсов  в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития. 2). Обеспечение эффективного использования  финансовых  ресурсов  в  разрезе основных направлений деятельности предприятия. 3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия. 4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и     благоприятной политике налогообложения. 5). Обеспечение постоянного финансового равновесия  предприятия  в  процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.



35. Прибыль и ее виды.

Прибыль  это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий.
§ 2. Виды прибыли и их состав

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей  и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

       Основными видами прибыли являются: общая прибыль (убыток) отчетного периода -  балансовая прибыль (убыток); прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от финансовой деятельности; прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль.

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

       Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога  и акцизов  и затратами на  ее  производство и реализацию.

       Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат  по операциям, отражаемым на   счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»  и  48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;убытков от стихийных бедствий;потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

        Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:отчислений в резервный и другие  аналогичные  фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);рентных платежей в бюджет;доходов по ценным бумагам и  от долевого участия в деятельности других предприятий;доходов от казино, видеосалонов и пр.;


прибыли от страховой деятельности;прибыли от отдельных банковских операций  и сделок;курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

         Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и  импорт.

          Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные  и другие цели.

           Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль  - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о  деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.


36.Сущность управления оборотным капиталом. Значимость управления денежными средствами. Предприятию постоянно необходимо эффективно использовать оборотный капитал. Для этого им нужно управлять. С одной стороны, необходимо более рационально использовать имеющиеся оборотные ресурсы (речь идет прежде всего об оптимизации производственных запасов, сокращении незавершенного производства, совершенствовании производства, совершенствовании форм расчетов и др.). С другой стороны, в настоящее время предприятия имеют возможность выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость, определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и др.
Главная цель управления оборотным капиталом предприятия – максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Предприятие в случае эффективного управления своими и чужими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения.
К объектам управления оборотным капиталом относят следующие.
1. Запасы, управление которыми означает определение потребности в них, обеспечивающей бесперебойный процесс производства и реализации.
2. Дебиторскую задолженность, управление которой предполагает:
– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
– анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
– контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности и т. д.
3. Денежные средства, управление которыми осуществляется путем прогнозирования денежного потока.
Управление оборотными средствами включает решение следующих задач:
– ведение расчета минимально достаточных средств для авансирования оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия (эта задача решается нормированием оборотных средств);
– разработка учетной политики для оптимизации налогообложения путем: выбора методов амортизации МБП, списания товарно-материальных ценностей, определения выручки от реализации и т. д.;
– осуществление ускорения оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала.
В целях управления оборотными средствами на предприятии должна быть создана специальная система.
Она должна иметь следующие элементы:
1) персонал – это могут быть работники предприятия, которые непосредственно занимаются управлением оборотными средствами (работники финансовой службы), либо работники, которые в той или иной мере выполняют функции по управлению оборотными средствами (например, технологи, рассчитывающие нормы расхода материальных ресурсов);
2) соответствующую организационную структуру – работа по управлению оборотными средствами должна координироваться в рамках определенных структурных подразделений предприятий;
3) информационное обеспечение – данные учетной, плановой, аналитической, прогнозной, статистической и других систем предприятия;
4) программно-техническое обеспечение предприятия – для управления оборотными средствами должны использоваться компьютеры и соответствующие программы;
5) методическое обеспечение – для правильности расчетов по управлению оборотными средствами на предприятии должны быть единые методические рекомендации.




37. Типы финансовой устойчивости предприятий.

Финансовая устойчивость организации определяется уровнем ее финансовой независимости и уровнем ее платежеспособности. Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:

абсолютная финансовая устойчивость; нормальная устойчивость финансового состояния, обеспечивающая платежеспособность организации; неустойчивое финансовое состояние; кризисное финансовое состояние.

В основе устойчивости финансового состояния организации лежит соотношение между стоимостью материально-производственных запасов и источниками их формирования (собственными и заемными). Если обеспеченность названных запасов источниками — это сущность финансовой устойчивости, то платежеспособность — это внешнее проявление финансовой устойчивости.

Типы финансовой устойчивости предприятия

Тип финансовой устойчивости

Используемые источники покрытия затрат

Краткая характеристика

Абсолютная фин. устойчивость.

Имеет место, если величина материально-производственных запасов < суммы собственных оборотных средств и банковских кредитов под эти товарно-материальные ценности;

Собственные оборотные средства

Высокая платежеспособность; предприятие не зависит от кредиторов

Нормальная финн. устойчивость.

Выражается равенством между величиной материально-производственных запасов и суммой собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов;

Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные кредиты

Нормальная платежеспособность; эффективная производственная деятельность

Неустойчивое финн. положение.

Может привести к нарушению платежеспособности организации. Однако в этом случае сохраняется возможность восстановления равновесия между платежными средствами и платежными обязательствами за счет использования в хозяйственном обороте организации источников средств, ослабляющих финансовую напряженность.

Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы

Нарушение платежеспособности; привлечение заемных средств; возможность улучшения ситуации

Кризисное финн. состояние.

При данном состоянии организация находится на грани банкротства. В этом случае величина материально-производственных запасов больше суммы собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов банка.

Все возможные источники покрытия затрат

Предприятие неплатежеспособно и находится на грани банкротства


38. Выбор политики Управления Оборотным Капиталом Цель - определение объема и струк­туры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обес­печения долгосроч-й производ-ной и эффективной фин. деятельности п/п. Ликвидность - важнеейшаяфинанс. Хар-ка п/п. - способность вовремя гасить краткосрочную КЗ. Показывает стабильность хоз-й деят-ти, потеря ликвид-ти чревата остановкой произ-го процесса. Простейший вариант управле­ния обор.ср-вами, с min риска потери ликвид-ти: чем превышение текущ-х активов над текущ-и обязат-вами, тем степень риска, т. о. нужно стремиться к наращиванию чистого оборот-го капитала. Зависимость между прибылью и уровнем об-го.кап-ла. При низком уровне произв. деят-сть не поддержи­вается должным образом, возможна потеря ликв-сти, сбои в работе, низкая прибыль. При оптим уровне оборот кап-тала прибыль становится max. Высокий уровень обор-ных средств - предприятие имеет временно своб-ныебездей-ющиетекущ-е активы, и излишние издержки финансир-я, что сниженает прибыль. Политика управ-я обор-м кап-лом должна обеспечить компромисс м/уриском потери ликв-сти и эффектив-тью работы. Это решение двух задач. 1 обеспечение платежеспособ­ности.пред-тие не имеющее достат-го уровня обор-го капитала обладает риском неплатежеспособ-ти. 2 обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Высок-й уровень запасов требует значит-ных текущих расходов, а широкий ассортимент ГП способствовует повышению V реализации и доходов. Решение об уровне ДС, ДЗ и произ-х запасов, надо рассмотреть с позиции рентабельности и с позиции оптим-гой структуры обор-х средств.



39. Коэффициенты автономии, соотношения собственных и заемных средств маневренности.

Коэффициент автономииа) или коэффициент финансовой независимости характеризует финансовую независимость предпри­ятия и определяется как отношение источников собственных средств предприятия к общей сумме средств, вложенных в имуще­ство предприятия.

Финансовое положение предприятия можно считать устойчи­вым, если не менее 50% финансовых ресурсов покрывается его соб­ственными средствами (Ка ³ 0,5). Рост коэффициента автономии свидетельствует о повышении финансовой независимости предпри­ятия и гарантии перед кредиторами погашения своих обязательств.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средствз. с.) определяется как отношение суммы обязательств предприятия по привлеченным заемным средствам к собственным средствам. Он указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в имущество источников собственных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств дополняет коэффициент автономии.Рост коэффициента соотношения заемных и собственных средств за отчетный период говорит об усилении зависимости предприятия от привлечения заемных средств и снижении его фи­нансовой устойчивости.

Коэффициент маневренности собственных средствм) рас­считывается как отношение наличия собственных оборотных средств предприятия к сумме источников собственных средств и указывает на степень мобильности (гибкости) использования собст­венного капитала предприятия.

Уменьшение коэффициента маневренности свидетельствует о вложении собственных средств в трудноликвидные активы и фор­мировании оборотных средств за счет заемных.

Прирост коэффициента маневренности улучшает финансовую устойчивость предприятия в последующий период. Рекомендуемая величина Км = 0,5.

Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами (Кос.) определяется как отношение нали­чия собственного оборотного капитала к сумме всех оборотных средств предприятия. Рекомендуемое значение коэффициента Ко.с. > 0,3. Значение коэффициента Ко.с. < 0,1 является основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной.

Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия (Кр.а.) определяется как отношение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, сырья и материалов, незавер­шенного производства и остаточной стоимости МБП ко всей стои­мости имущества предприятия. Рост Кр.а. характеризует повышение производственного потенциала предприятия и наоборот. Рекомен­дуемое значение Кр.а..  0,5.


40. Место и роль финансов в общественном производстве.

Финансы представляют собой совокупность денежных отно­шений, возникающих у субъектов рынка и государства в процессе создания источников денежных средств и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основных стадии общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Об­ластью возникновения и функционирования финансов является вто­рая стадия общественного воспроизводства, когда происходит рас­пределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые взаимоотношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, при­нимающих специфическую форму финансовых ресурсов. На этой стадии происходит реализация новой стоимости, созданной в ходе производства и возмещения старой стоимости, перенесенной также в ходе производства.