Файл: Л1_Введние в информатику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.06.2021

Просмотров: 328

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.3. Принципиальная схема системы обработки данных


Прикладные программное обеспечение представляет собой совокупность программных продуктов, предназначенных для автоматизации решения функциональных задач информационной системы. Они подразделяются на универсальные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных) и специализированные, реализующие функциональные подсистемы (бизнес-процессы) объектов различной природы и разработанные в виде так называемых пакетов прикладных программ (ППП).

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, применяемых для функционирования системы обработки данных, и включает в себя устройства, реализующие типовые операции обработки данных (рис.3) как во вне ЭВМ (периферийные технические средства сбора, регистрации, первичной обработки информации, оргтехники различного назначения, средства телекоммуникации и связи), так и на ЭВМ.

Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы. Правовое обеспечение разработки ИС включает нормативные акты договорных взаимоотношений между заказчиком и разработчиком ИС, правовым регулированием отклонений. Правовое обеспечение функционирования СОД включает: условия придания юридической силы документам, полученным с применением вычислительной техники; права, обязанности и ответственность персонала, в том числе за своевременность и точность обработки информации; правила пользования информацией и порядок разрешения споров по поводу ее достоверности и др.

Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языковых средств, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации СОД для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека и ЭВМ.

Организационные компоненты ИС

Под организационными компонентами ИС (см. рис.1) понимается совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру объектов и управленческие функции, выполняемые структурными подразделениями; определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделения; разработать должностные инструкции персоналу управления в условиях функционирования СОД.

Выделение организационных компонент в самостоятельное направление обусловливается особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании ИС. Прежде чем внедрять дорогостоящую систему обработки данных, должна быть проведена огромная работа по упорядочению и совершенствованию организационной структуры объекта; в противном случае эффективность ИС будет низкой. Главная проблема при этом заключается в выявлении степени соответствия существующих функций управления и организационной структуры, реализующих эти функции, стратегии развития фирмы.


Внедрение информационных систем способствует совершенствованию организационных структур, так как предполагает определение расчетной, т.е. научно-обоснованной численности аппарата управления по структурным подразделениям.

Тенденции развития информационных систем

Логика развития ИС в последние 30 лет наглядно демонстрирует эффект маятника: централизованная модель обработки данных на базе мэйнфреймов, доминировавшая до середины 80-х годов, всего за несколько лет уступила свои позиции распределенной архитектуре одноранговых локальных сетей (ЛС) персональных компьютеров, но затем началось возвратное движение к централизации ресурсов системы. Сегодня в центре внимания оказывается технология “клиент-сервер”, которая эффективно объединяет достоинства своих предшественников.

Различают несколько поколений ИС.

Первое поколение ИС (1960—1970 гг.) строилось на базе центральных ЭВМ по принципу “одно предприятие – один центр обработки”.

Второе поколение ИС (1970—1980 гг.): первые шаги к децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры типа DЕСVАХ. Параллельно началось активное внедрение пакетов коммерческих прикладных программ. Таким образом, кардинальным новшеством ИС этого поколения была двух- и трехуровневая модель организации системы обработки данных (центральная ЭВМ — мини-компьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов.

Третье поколение ИС (1980 — начало 1990-х гг.): бум распределенной сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС – появились вычислительные сети и распределенная обработка. При развитии ИС третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределенной обработки заметно потускнела и стала сдавать свои позиции иерархической модели клиент-сервер.

Четвертое поколение ИС находится в стадии зарождения, но уже понятно, что отличительные черты современных ИС и прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами ИС на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем, определяются синтезом решений апробированных в системах предыдущих поколений. Информационные системы четвертого поколения аккумулируют следующие основные особенности:

полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределённой обработки;

модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;

экономия ресурсов системы (в самом широком понимании этого термина) за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС.