Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

в зависимости от степени развития институтов, традиций и культуры.

Выводы по главе 1



В первой главе в рамках поставленных задач были достигнуты следующие результаты:

      1. Во-первых, определено место и роль социального предпринимательства в социально-экономической системе. Выделены характеристики социального предпринимательства, которые являются схожими и отличительными по сравнению с основными секторами экономики (государственный, коммерческий, некоммерческий). Сделаны выводы о том, что социальное предпринимательство обладает некоторыми характеристиками всех секторов (государственный, коммерческий, некоммерческий), что затрудняет выделение четких границ социального предпринимательства. Сложная природа социального предпринимательства (стирание межсекторных границ, превалирование социальных целей над экономическими и т. д.) требует применения эффективных управленческих инструментов, использования методов оценки социальной и экономической ценности, поиска конкурентных преимуществ и создания устойчивых бизнес-моделей социального предпринимательства.

      2. В-вторых, обобщены характеристики различных социально-экономических агентов: выделены миссия, особенность предоставляемых товаров, роль в экономической системе, таким образом сделаны выводы о том, что социальное предпринимательство использует возможности для создания социальной ценности, которые были упущены другими институциональными агентами, а инновационность социального предпринимательства связана не только со способностью комбинировать ресурсы для создания ценности, но и с возможностью социального предпринимательства осуществлять прорыв в области, где существуют провалы рынка и государства, а значит, есть острые социальные проблемы. Социальное предпринимательство – важный рыночный механизм решения социальных проблем, который активно развивается сегодня практически во


всех регионах мира. Именно социальное предпринимательство позволяет решать социальные проблемы не за счет перераспределения финансовых ресурсов, как это происходит в случае государства (от налогоплательщиков) или в случае НКО (от грантодателей), а за счет достижения экономической эффективности самой организации. Возможно, именно социальное предпринимательство должно стать основным механизмом решения социальных задач в современной рыночной экономике.

      1. В-третьих, на основе проведенного сравнительного и системного анализа были выделены три основных подхода к определению социального предпринимательства: первый делает акцент на способности социального предпринимательства осуществлять общественные трансформации, социальные изменения; второй подход определяет социальное предпринимательство как инновационный, предпринимательский способ создания социального эффекта; третий подход основан на важном условии существования и сохранения устойчивости в социальном предпринимательстве – достижение «двойного эффекта» – социального и экономического. Это позволило выделить наиболее важные и часто встречающиеся аспекты в определениях социального предпринимательства (социальная направленность, предпринимательский подход, финансовая устойчивость).

      2. В-четвертых, на основе сравнительного анализа определений понятия

«социальное предпринимательство» были выделены основные признаки, критерии социального предпринимательства, которые впоследствии, позволили дать авторское определение социального предпринимательства.
Социальноепредпринимательствоэкономическаядеятельностьхозяйствующего субъекта, вне зависимости от организационно-правовойформы,использующегопредпринимательскийподход,миссиякоторогопривязанакрешениюконкретнойсоциальнойпроблемы,нерешаемойвследствиепровалов рынкаигосударства.

      1. В-пятых, выявлены источники и мотивы возникновения социального предпринимательства. Автор обосновал, что социальное предпринимательство может возникнуть, во-первых, вследствие использования некоммерческими организациями предпринимательского подхода и бизнес-инструментов в своей деятельности с целью получения дополнительных источников финансирования для реализации социальной цели. Во-вторых, за счет развития коммерческими организациями межсекторного взаимодействия в рамках реализации программ корпоративной социальной ответственности, которые создают не только социальный эффект, но и экономический. И в-третьих, социальное предпринимательство может возникнуть вследствие осознанного выбора предпринимателя к занятию экономической деятельностью, основной целью которой будет выступать не получение прибыли, а создание социальной ценности через решение социальной проблемы.

      2. В-шестых, обобщены особенности развития социального предпринимательства в разных регионах мире. Можно утверждать, что в мире нет региона, который не был бы затронут стремительным распространением социального предпринимательства. Очевидно, что ни один из участников экономической системы на современном этапе уже не может игнорировать это явление. Однако процесс возникновения и развития социального предпринимательства в разных странах не был равномерным и характеризуется национальной спецификой. Социальное предпринимательство это явление, которое, как правило, четко ограничено контекстуальными рамками, и поэтому распространение практик социального предпринимательства должно происходить при четком понимании закономерностей и особенностей развития региона для достижения максимального эффекта.



Представленный в данной главе анализ показал, что социальное предпринимательство активно развивается во всем мире. Но, несмотря на

неуклонный рост практического и научного интереса к теме социального предпринимательства, нет разделяемого понимания границ, форм и значения этого феномена среди исследователей [Santos, 2012; Dacin, Dacin, Matear, 2010; Peredo and McLean, 2006; Perrini, 2006]. Представляется необходимым проведение теоретических и эмпирических исследований, которые смогли бы через изучение механизмов и процессов создания, функционирования и развития фирм, задействованных в социальном предпринимательстве, объяснить сущность данного явления.

На основе результатов анализа, представленных в данной главе, можно предположить, что особенность социального предпринимательства заключается именно в специфике его бизнес-моделей, благодаря которым социальное предпринимательство способно действовать в областях и сферах, где существуют провалы рынка и государства. Так, изучение социального предпринимательства через уровень бизнес-модели позволит понять бизнес-процессы, механизмы, используемые организациями для создания ценности для потребителя, а также извлечения дохода от своей деятельности, что внесет концептуальную ясность в суть самого явления «социальное предпринимательство».