Файл: Реферат По дисциплине Философия Работу выполнил Студент группы вусб 21. 03. 01. 01 11(к) А. Б. Потанин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В период ранней схоластики разгорелась дискуссия об универсалиях. Как связаны общее и индивидуальное, ментальное и чувственное - эти вопросы были завещаны античностью и всплыли, когда необходимо было решить, как связаны между собой три Личности Бога и Сам Бог. Реалисты придерживались платонической доктрины идей и считали, что универсалии существовали раньше вещей. Сторонники концептуализма или умеренного реализма исходили из учения Аристотеля и считали, что универсалии существуют в вещах, но не вне их. Номиналисты не признавали реального существования универсалий, они существуют после вещей. Общим направлением развития схоластики была эволюция от реализма к номинализму, хотя всегда было непросто найти защитников крайних форм номинализма и реализма. Ранняя схоластика включает Гийома Шампо - крайнего реалиста, Ансельма Кентнерберийского - умеренного реалиста, Пьера Абеляра - умеренного реалиста, Джона Роселлина - крайнего номиналиста. Расцвет схоластики связан с именами Альберта Великого и Фомы Аквинского - умеренных реалистов. В это время наследие Аристотеля вернулось в Европу. Номиналисты Данс Скотт и Уильям Оккам считаются представителями поздней схоластики.

В средневековой философии возник острый спор между духом и материей, который привел к спору между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом мыслительной деятельности, или же они первичны, реальны, существуют независимо.

Номинализм положил начало материалистической тенденции. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы привело к подрыву церковного догмата о первенстве духовного и второстепенного материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного Писания.

Реалисты показали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы первичны и существуют в действительности сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Объекты природы, по их мнению, представляют собой лишь формы проявления общих понятий.

Номиналистические идеи Джона Росзелина касались различения Божественных Личностей. Три Божественные ипостаси - всего лишь слова; Имя Бог - это имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно было изобретено для обозначения природы субстанции, а не Личности.


Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гилберт Порретанский определили универсалии в терминах идентичности субстанции: вещи, которые отличаются друг от друга по форме, по сути, имеют одинаковую субстанцию.

Гийом Шампо в Предложениях определил универсалии как тождество субстанции из-за ее статуса субстанции, хотя отдельные вещи отличаются друг от друга не только формами, но и личной сущностью, что делает субстанции идентичными не по сути, а по безразличию..

Питер Абеляр считал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, потому что это была бы противоречивая вещь: если такая вещь существует, то все сингулярности являются фикцией. Анализируя проблему универсалий, он исходит из идеи выражения речи. Мир, созданный по Слову, постигает себя словом. Личное Слово Бога в воплощении образует столь же личный предмет речи. Такой субъект является полностью и непосредственно первичным - в силу акта творения он обладает всеми возможными формами бытия, то есть универсален. Все значения, все присущие ему значения такого субъекта интенциональны друг для друга.. Такое универсальное намерение внутри субъекта является здравым, что обязательно является свойством субстанции из-за ее субъективности и индивидуальности. Звук больше не является божественным словом и еще не человеческой речью, он, кажется, схватывает или воспринимает все возможные высказывания, каждое из которых воплощено в речи, которая изначально, согласно общим средневековым идеям, освящена Святым Духом, является осуществляется в пространстве с энергией и интонацией, направлена ​​на взаимопонимание испытуемых - говорящего и слушающего, синтезирует такие способности души, как память, воображение и суждение. Абеляр назвал эту речь концепцией.

Питер Абеляр и Бернар из Клерво представляли, соответственно, две когнитивные линии: мистико-рациональное и рационально-мистическое. Бернар считался последовательным сторонником мистического созерцания, сосредоточенным в себе и безразличным к миру. Однако именно Абеляр - и это считалось принадлежащим к мистицизму - положил начало учению о прямом общении верующей души с Богом, которое перешло в идею о бесполезности духовенства как посредника между ними. На эти мистические суждения рационалиста Абеляра мистик Бернар ответил совершенно рационалистическими суждениями.

Момент разделения общего основания теологии и философии сыграл ту роль в истории философии

, в результате чего возникла необходимость, наряду с проверкой текста Священного Писания, показывающего парадокс аналогий мышления, ввести Порядок доказательства, прежде всего, доказательства существования Бога (Ансельм Кентерберийский). И если Ансельм исходил в своем доказательстве из гипотетической логики, то через полтора века Фома Аквинский привлечет для доказательства мощный физико-теологический аппарат мысли (доказательство, основанное на 1) движении, 2) порождающих причинах возможности и необходимость, 4) степени, которые находятся в вещах, 5) рутина природы, которая постигается интуитивно).

Имена Боэция Дакийского (вторая половина XI века) и Зигера Брабантского (ок. 1240 - ок. 1281/84), которые были хозяевами Сорбонны, связаны с попытками развить аверроистскую идею двух истины: разум и вера, которые окончательно разделили теологию и философию, ибо, согласно идеям парижских аверроистов 1) вера не требует доказательств, 2) философ не придерживался бездоказательности: его суждения основаны только на разуме, аргументы разума - это не вера, а наука. Опираясь на Физику Аристотеля, аверроисты доказали, что мир навеки Бог, невозможность Божественного вмешательства в дела мира, так как Он не может нарушать установленные Им законы, в частности, законы движения небесных тел. Они сформулировали идею (называемую в литературе монопсихизмом), отрицающую сущностную реальность личной души и предполагающую единую безличную интеллектуальную душу в мыслящих существах.

В значительной степени новые идеи, связанные с именем Аристотеля и основанные на его трактатах Физика и Метафизика, способствовали развитию так называемой экспериментальной философии (Роджер Бэкон), которая определила два способа познания: аргументация и эксперимент.

Современником и противником аверроистов был великий схоластический систематизатор Фома Аквинский, который имел намерение, с одной стороны, установить автономию философского разума, а с другой стороны, соотнести разум с верой. Фома разделил догматы веры на рационально понятные (Бог существует. Бог един и т. д.) И непостижимые (сотворение мира, Троица Бога и т. д.). Первые являются предметом и теологии, и философии, вторые - только теологии. Позиция Томаса в решении проблемы универсалий была следующей: универсалии как прототипы существ существуют до вещей в мыслях Бога, как конкретно реализованные в вещах, как результат абстракции в мышлении - после вещей. Фома выстраивает своего рода иерархию понятий: понятия, сформированные в человеческом разуме, истинны постольку, поскольку они
соответствуют естественным вещам, вещи истинны постольку, поскольку они соответствуют божественным представлениям.

Начиная с Фомы Аквинского, философские установки радикально изменились. Если раньше предполагалось, что интеллектуальное и сердечное внимание человека осуществляется за пределами человеческого стремления к Богу, так как предполагалось, что мир создан Богом через Сына и ради Сына, Теперь предполагается, что Творец сотворил мир во славу человека, чтобы разговаривать со своим творением, ибо Слову нужно ответное слово, которое требует всего человека. Следовательно, хотя душа самосущна и нематериальна, она получает свое окончательное исполнение во плоти. Томас защищает эту идею как от августинского спиритизма, так и от аверроистского монопсихизма. Именно с материей Фомы связан принцип индивидуации, позиция Фомы Аквинского, принцип индивидуации зависит от материи.

Согласно У. Оккаму, универсалии не существуют ни до, ни внутри вещи, ни после вещей: в любом случае они оказались бы сингулярностями, сконцентрированными либо в вещи, либо в абстрактном уме, где нет вещи, следовательно, они имели бы вес либо для вещи, либо для мышления. Общее перестанет быть общим, значимым как для бытия, так и для мышления. Выражаясь в речи, универсальное есть только образ и знак вещей. Знаки называются терминами, поэтому позиция Оккама была названа термином. Как и Дунс Скот, Оккам различает два типа намерений: первичные и вторичные. В первичном намерении, когда мысли о существующих вещах, слова играют роль предположений, заменяющих имена существующих вещей; второстепенной интенции они выражают контекстуальный объем, предметом которого являются универсалии. В то же время субъект атомизируется, из онтологического становится гносеологическим, что и формирует тенденцию нового мышления.

Заключение


Было бы ошибочным отождествлять схоластические течения в философии реализма и номинализма с течениями идеализма и материализма эпохи Возрождения и Нового времени, хотя можно сказать, что в своих крайних проявлениях эти два течения соприкасались. с ними.

Характерной чертой крайнего реализма (Урюгепа, Ансельм Кентербери и др.) Является утверждение общих понятий как независимо существующих реальностей, которые пребывают в разуме Бога раньше вещей, созданных Богом. Поскольку обычное - единственная реальность, ее невозможно постичь посредством чувственного восприятия. Постижение универсалий возможно только разумом.


Умеренный реализм или умеренный номинализм - это попытка примирить эти две ветви философии. Абеляр и Фома Аквинский относятся к этой нечеткой тенденции. Однако между их взглядами есть большая разница. Абеляр иногда допускал утверждения, которые приближали его к реализму, но по сути он был в большей степени номиналистом, признававшим реальность отдельных вещей и рассматривая разум как источник знания.

Что касается Фомы Аквинского, то главной задачей его учения было приспособление философии Аристотеля к догматам христианской церкви, что и определило характер его учения ортодоксальной схоластики - проповедования гармонии веры и разума.

Доктрина Оккама знаменует собой отказ от схоластики и, как следствие, отнесение ее к номипализму нового Юлка, который был предшественником материализма в последующие эпохи.

Список литературы


  1. Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова, Е.А. Араб-Оглы, Г.С. Астафьева и др. - М: Политиздат, 2004

  2. Философия технологии 2001

  3. Философия: учебник. метод. комплекс для студентов высших учебных заведений. изучение. учреждения / сост. Е.Н. Гордей.-РИО БарГУ, 2005

  4. Миненков Г.Я. История средневековой философии. Читатель пополам. М., 2001

  5. Соколов В.В. Средневековая философия. Publ. 2, Москва, 2011

  6. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия М., 2000