Файл: Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине Теоретические основы электротехники I,II.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа №1 Исследование разветвлённой цепи постоянного тока В курсе «Теоретические основы электротехники» рассматриваются, наряду с расчетными экспериментальные методы исследования различных электрических цепей, Наиболее просто и наглядно это иллюстрируется при исследовании цепей постоянного тока. цель работы Научить студентов проведения экспериментальных работ при моделировании линейных электрических цепей постоянного тока. Задачи работы 1. Получить навыки сборки электрической цепи в соответствии с заданной схемой;2. Получить навыки работы с приборами при измерении токов и напряжений.3. Освоить методы холостого хода (ХХ) и короткого замыкания (КЗ) при исследовании электрических цепей.4. Научиться определять опытным путем параметры эквивалентного генератора, входные и взаимные проводимости в различных ветвях электрической цепи.Время выполнения лабораторной работы 2 часа. Описание СТЕНДА Стенд содержит два источника питания с различными ЭДС: Е1 и Е2, три амперметра, переносной электронный вольтметр, набор постоянных и переменных резисторов. Разветвленная цепь собирается из резисторов, закрепленных на стенде. Щитовые амперметры включаются соответственно в первую, вторую и третью ветви цепи. При измерении напряжений прикасаются щупами вольтметра к соответствующим точкам электрической цепи. Если отклонение стрелки вольтметра меньше одной трети шкалы, то переключают диапазон измерения с помощью переключателя, расположенного на лицевой панели амперметра. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ А. В лаборатории: 1 . Определить параметры схемы замещения источников питания. Для этого включить электронный вольтметр в сеть

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛАБОрАТОРНАЯ РАБОТА №2

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРАЗВЕТВЛЁННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Цель работы

Задачи работы

Порядок выполнения работы

Список рекомендУЕМой литературы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЁННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

ЗАДАЧИ РАБОТЫ

ОПИСАНИЕ CТЕНДА

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Список рекомендУЕМой литературы

ЛАБОрАТОРНАЯ РАБОТА №4

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

СО ВЗАИМНОЙ ИНДУКТИВНОСТЬЮ

ЗАДАЧИ РАБОТЫ

ОПИСАНИЕ СТЕНДА

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

9. Разомкнуть вторичную цепь и измерить токи напряжения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЁХФАЗНОЙ ЦЕПИ,

СОЕДИНЁННОЙ ЗВЕЗДОЙ

ЛАБОрАТОРНая РАБОТа № 6

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЁХФАЗНОЙ СИСТЕМЫ,

СОЕДИНЁННОЙ ТРЕУГОЛЬНИКОМ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

исследование переходных процессов

при разрядке конденсатора

цель работы

задачи работы

описание СТЕНДА

порядок выполнения работы

Б. Дома

контрольные вопросы

список рекомендУЕМой литературы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

исследование переходных процессов

В электрических цепях с источником

постоянного напряжения

цель работы

задачи работы

описание СТЕНДА

порядок выполнения работы

контрольные вопросы

список рекомендУЕМой литературы

ЗАДАЧИ РАБОТЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОГО

Порядок выполнения работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАКТИВНЫХ ФИЛЬТРОВ ТИПА К

Порядок выполнения работы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В задана конструктивными факторами (и не может быть изменена), то длина магнитопровода lм будет различной для различных материалов.


ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА



Основные измерения в данной работе производятся по методу Ленца-Столетова на установке, схема которой показана на рис. 2.

Исследуемый магнит помещается в магнитное поле, создаваемое намагничивающей обмоткой, которая подключена к постоянному напряжению. Меняя величину и направление тока в этой обмотке, можно изменять величину и направление магнитного потока магнита.

При замкнутой магнитной цепи (сплошное кольцо или два одинаковых вплотную составленных магнита) напряженность поля может быть вычислена по уравнению
где I – ток, измеряемый амперметром; w– число витков намагничивающей обмотки (указано на стенде); l = 36 см – средняя длина магнитной линии.

Величина магнитного потока в магните определяется по показанию прибора – милливеберметра. Величина индукции вычисляется по показанию прибора по формуле
где S = 1,62 см2 – сечение магнита; wизм – число витков измерительной обмотки (указано на стенде);  – отклонение стрелки прибора; К – постоянная прибора (указана на приборе).

Измеряя приращения потока при известных изменениях напряженности поля, можно снять предельную петлю гистерезиса. В состав соответствующей лабораторной установки (рис. 2) входят переключатель S, позволяющий изменять направление тока в намагничивающей обмотке.

Для получения точки 1 предельной петли гистерезиса (рис. 1) нужно изменить направление намагничивающего тока (его значение указано на стенде). При этом осуществляется переход из точки 1 петли гистерезиса в точку 4. Определяемое по отбросу стрелки милливеберметра изменение индукции В1 соответствует удвоенному значению Вмакс.

Для получения точки 2 нужно измерить изменение индукции В2 при переходе в точку 2 из точки 1, для чего нужно перевести переключатель S в среднее положение (выключить ток).

Значение остаточной индукции Br (при H= 0) определяется при этом по формуле Br = Bмакс
В2.
Для получения точек, лежащих между 2 и 4, также нужно переходить в эти точки из точки 1, измеряя соответствующие изменения индукции (например, В4). Для этого нужно одновременно изменить направление тока и уменьшить его величину с помощью сопротивления R2, что достигается переброской переключателя S из положения 2 в положение 1 при разомкнутом ключе S1.

Перед началом измерений, при установленном значении тока, нужно стабилизировать петлю гистерезиса, произведя 3–4 переключения тока. Эту операцию, при заданном значении тока, надлежит производить в следующем порядке:

- стабилизировать петлю, для точки 1 записать показания прибора;

- выключить ток и для точки 2 записать В2;

- перейти из точки 2 в точку 4 и убедиться в том, что полученное при этом изменение индукции (см. рис. 1) В = В1 В2.

Измерительная установка также позволяет провести определение линий возврата. Линией возврата называют участок магнитной характеристики, соответствующий изменению индукции при переходе с кривой намагничивания на ось Н = 0. Для этого переводится переключатель из ранее установленного положения (соответствующего точке a рис. 3) в среднее, при котором ток равен нулю, а, следовательно, и Н = 0.




ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ



А. В лаборатории

1. Снять предельную петлю гистерезиса постоянного магнита на установке, изображенной на рис. 2, определив точки 1, 2, 4 (рис. 1) и три точки на спинке кривой размагничивания.

2. Построить с помощью той же установки линии возврата для двух–трех точек на спинке петли.

3. Определить экспериментально изменение индукции (В), вызываемое введением воздушного зазора (0,5 см). Для этого, после намагничивания и отключения тока, один из магнитов отодвигается специальным приспособлением на величину выбранного зазора.

4. Определить экспериментально значение индукции при возвращении магнитов в прежнее положение (т.е. при сближении их до соприкосновения). Полученное значение индукции сопоставить с определенным по линии возврата (точка b) на рис. 3.
Б. Дома

5. Определить расчетным путем изменение индукции (В), вызываемое введением воздушного зазора (0,5 см). Сравнить экспериментально полученное значение индукции (ВrB) c расчетным значением, определяемым по известной петле гистерезиса при известном отношении lb / lм (точка a на рис. 3).

6. Рассчитать величину зазора в магнитной цепи, при котором в нем будет максимальной энергия магнитного поля.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ



Указать точки на петле гистерезиса, когда:

1. – в обмотках максимальный ток;

2. – когда ток отключен;

3. – имеется воздушный зазор;

4. – зазор сделан равным нулю.

5. Рассчитать по известной петле гистерезиса и заданному зазору индукцию в магните.

6. Как рассчитать магнитную цепь с воздушным зазором, чтобы в зазоре была максимальная энергия магнитного поля?

7. Как определить по петле гистерезиса – является ли данный материал магнитотвердым?

8. Как экспериментально определить линию возврата?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




1. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники / Л.А. Бессонов – М.: Высш. шк., 2000. – С. 446 – 454.

2. Потапов, Л.А. Краткий курс теоретических основ электротехники / Л.А. Потапов ­– Брянск: БГТУ, 2001. –Ч.2. С. 19 – 23.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОГО


ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Получение навыков моделирования полевых задач с помощью электропроводящей бумаги и освоение методов расчета электростатических полей.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ
1. Ознакомление с оборудованием и приемами моделирования полевых задач.

2. Закрепление методов расчета электростатических полей.

3. Освоение графических методов построения картины поля.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Для трех задач, исследуемых в работе, рассчитать емкость между электродами и положение эквипотенциали, потенциал которой составляет 40 % от приложенного между электродами напряжения.

Расстояние между электродами выбирается в зависимости от номера варианта. Размеры электродов R1 = 120 мм, R2 = 50 мм, R3 = 20 мм.




№ варианта соответствующий

номеру недели месяца

a1,

мм

a2,

мм

a3

мм

1

20

100

120

2

30

120

100

3

40

140

140

4

50

160

160

Порядок выполнения работы



А. В лаборатории

1 С помощью омметра измерить сопротивление полоски бумаги и рассчитать удельную проводимость бумаги.

2. Установить на листе проводящей бумаги электроды на расстоянии друг от друга в соответствии с вариантом задания.

3. Собрать электрическую цепь по схеме (рис. 4).

4 . Снять картину поля, для чего с помощью зонда зафиксировать положение эквипотенциалей через каждые 20 % от напряжения между электродами.


5. Измерить проводимость между электродами. Записать.

6. Вынуть лист белой бумаги с зафиксированными эквипотенциалями

7. Задания по пунктам 2 … 6 выполнить для всех трех систем (рис. 1, 2, 3).

Б. Дома

8. На листе белой бумаги с зафиксированными эквипотенциалями построить силовые линии поля так, чтобы ячейки, образованные пересечением силовых линий и эквипотенциалей, были подобны друг другу и образовывали криволинейные квадраты.

9. По картине поля рассчитать емкость на единицу длины исследуемой системы и сравнить результаты измерений с теоретическими результатами, полученными при подготовке к работе и с результатом по п. 5.. 8.

10. Изобразить эквипотенциаль с потенциалом 40 % от напряжения между электродами и сравнить ее положение со снятой экспериментальной кривой (для всех трех задач).

11. Оформить отчет по работе, содержащей результаты домашней подготовки и результаты экспериментальной части работы.