ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
7. Понимающая социология м. Вебера.
11. Современные парадигмы социологии.
12. Этапы развития отечественной социологии.
16. Проблемы социальной мобильности в современном российском обществе.
17. Формы социальной стратификации.
18. Социальная стратификация современного российского общества.
21. Семья и брак как социальные институты общества.
Факторы социализации:
1. система образования;
2. среда сверстников, круг друзей;
3. произведения искусства, литературы;
4. СМИ;
5. Политические институты (государство, партия);
6. Отдельные экономические и политические события;
7. Отдельная выдающаяся личность.
Социализация - это не однонаправленный процесс.
Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.
29. Мотивация поведения личности.
Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Физиологические>Безопасность>Социальные потребности> Эгоистические>Самореализация
Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).
30. Основные микро социологические подходы изучения личности.
Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.
Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.
Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Теоретический гуманизм. Исходя из положения о том, что человек - творец социального мира, способный изменять его, но в то же время нередко попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим, сторонники этого направления отмечают, что социология может указать человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само обнаружение данного факта есть, с их точки зрения, известный шаг по пути к реализации свободы человека. Социология как наука о людях и для людей должна, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать пути уменьшения ограничений.
Этнометодология. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.
31. Методы социологического исследования.
Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между какими-то фактами.
Методы выборочного исследования.
Историко-социологическое исследование.
Анализ документов.
Эксперимент.
Скрытое наблюдение.
Включенное наблюдение.