Файл: ВсяМехЛАБраб2части.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Филимонова л.В., Боброва т.М.

Основные теоретические сведения

Краткая теория вопроса и метода.

Краткая теория вопроса.

Описание метода гидростатического взвешивания.

Краткая теория вопроса.

Описание метода Стокса.

Краткая теория вопроса и метода измерения.

Краткая характеристика методов.

Описание экспериментальной установки.

Краткая теория волн.

Скорость звука как волны.

Описание метода.

Часть 2

Краткое знакомство и машиной Атвуда.

Вопросы к отчету.

Краткая теория вопроса.

Описание метода и установки

Вопросы к отчету.

Краткая теория вопроса.

Описание прибора и метода

Вопросы к отчету.

Описание прибора и теория метода.

Вопросы к отчету:

Краткая теория вопроса.

Описание установки

Краткая теория вопроса.

Описание установки и метода

Вопросы к отчету.

Алгоритм обработки результатов многократных измерений.

Обобщенный план экспериментальной деятельности студента:

Содержание:

399770 Г.Елец, ул. Комунаров, 28.

где mгр. - масса груза, - ускорение движения груза,g - ускорение силы тяжести.

Сила натяжения, приложенная к шкиву по касательной, создает относительно горизонтальной оси О вращающий момент, равный:

или M=mгр.( g - a)r (5).

Момент инерции маятника Обербека определится из основного закона динамики вращательного движения, т.е. подставим (3), (4) и (5) в (2’):

Окончательное выражение для вычисления момента инерции маятника Обербека (независимо от наличия грузов на его спицах) будет таким:

(6) - расчетная формула для

момента инерции крестовины.

Пусть грузы на стержнях располагаются симметрично. Тогда для определения момента инерции грузаm необходимо найти сначала момент инерции прибора I0 без грузов, а затем момент инерции прибора с грузами I1, тогда момент инерции каждого груза m будет равен:

(7).

Для проверки основного закона динамики вращательного движения необходимо определить моменты инерции грузов на крестовине маятника Обербека, закрепленных на различных расстояниях от оси вращения. Согласно определению (1), момент инерции прямо пропорционален квадрату расстояния до оси вращения О, т.е. для одного и того же тела массы справедливы соотношения:

, ,...или

(8).


Замечание. Следует отметить, что в данном рассмотрении мы пренебрегаем силами трения в осях вращающихся деталей установки.

Вопросы к допуску:

  1. Какое движение называется вращательным? Можно ли сказать, что движение материальной точки по окружности – вращательное? В чем основное различие в использовании терминов «вращательное движение» и «движение по окружности»?

  2. Раскрыть содержание и назначение понятия «момент инерции».

  3. Сформулировать и записать основной закон динамики вращательного движения.

  4. Пояснить механическую схему установки, назначение ее элементов, принцип работы.

  5. Записать основной закон динамики вращательного движения применительно к маятнику Обербека.

  6. Пояснить величины, входящие в формулу (6)? Как они измеряются в работе?

  7. Связана ли формула (8) с основным законом динамики вращательного движения? Может ли она использоваться для его проверки или же она подтверждает только лишь определение момента инерции?

  8. Почему при измерениях момента инерции грузы m должны располагаться симметрично относительно оси вращения?

  9. Какие величины в эксперименте изменяются при замене одного шкива другим?

Содержание экспериментальных заданий

Задание1.Экспериментальная проверка характера зависимости углового ускорения от момента силы (при условии I=const).

  1. Установите на оси крестовину без грузов.

  2. Измерьте штангенциркулем диаметры D1 и D2 шкивов.

  3. Намотайте нить на один из шкивов, например меньший r1, и подвесьте груз P с mгр.= 200 г к концу нити, предварительно измерив его массу.

  4. Измерьте расстояние h от основания груза до площадки (пола, табуретки) по вертикальной линейке. Отметьте допускаемую погрешность h и запишите.

  5. Отсчитайте по секундомеру время t1 движения груза. Как только груз коснется площадки, прибор придержать за шкив.

  6. Повторите опыт 3-4 раза при одной и той же высоте h чтобы уменьшить случайную погрешность при нахождении времени падения груза.

  7. Проделайте те же измерения для второго шкива: измерьте время t2 падения груза 200 г при сматывании нити со шкива большего радиуса.

  8. Замените груз P на mгр.= 300 г (измерьте массу второго груза на весах!), и проделайте те же измерения для обоих шкивов: получите время падения t3 (для шкива r1) и t4 (для шкива r2).

  9. Вычислите для каждого из четырех проделанных опытов моменты сил и соответствующие им угловые ускорения.


Занесите все результаты в таблицу 1.

Таблица 5

опыт 1: i=1

груз 200 г

и шкив r1=...

опыт 2: i=2

груз 200 г

и шкив r2=...

опыт 3: i=3

груз 300г

и шкив r1=...

опыт 4: i=4

груз 300г

и шкив r2=...

h

ti1

ti2

ti3

ti4

tiср.

a по (3)

 по (4)

M по (5)

I0 по (6)

I0 ср.

кг∙м2


  1. Проверить отношения: и сделать вывод.

  2. Вычислите погрешность полученного значения момента инерции крестовины, считая измерения многократными (n=4).

Задание 2.Экспериментальная проверка зависимости момента инерции грузов от расстояния до их вращения (M=const).

  1. На стержнях прибора закрепитt грузы на одинаковом расстоянииR1 (измерьте его) от оси вращения (проверить состояние безразличного равновесия). 

  2. Оставив неизменным груз P (m=200 г) на нити, намотанной на один из шкивов r1, провести измерения величин (п. 3, 4, 5, 6 задания 1). Вычислить I1(1). По (7) вычислить момент инерции одного груза I(1).

  3. Переместив грузы на расстояние R2, провести снова измерения величин и вычислить I1(2) и вычислите I(2).

  4. Проверить зависимость момента инерции от расстояния до оси вращения: ,сравнив величины и.

Для результатов измерений составите таблицу 2.

Таблица 6

R

r

mгр.

h

t

I1

I

I/R2

1.

2.

!!! Укажите в заголовках столбцов таблицы соответствующие единицы измерения стоящих в них физических величин.


5) Сделайте вывод на основе проделанного сравнения. Соотнесите полученные результаты с возможностью экспериментального подтверждения таким образом основного закона динамики вращательного движения (см. вопрос к допуску №6).