ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общее понятие о философии и её предмете.

2. Структура философии.

3. Различные интерпретации историко-философского процесса.

4. Возникновение древнегреческой философии.

5. Философия милетской школы.

6. Учение о логосе и диалектика Гераклита.

7. Элейская школа философии.

8. Античный атомизм.

9. Нравственная философия Сократа.

10. Учение об идеях Платона.

11. Онтология Аристотеля. Учение о форме и материи.

12. Основные школы эллинистической философии (киники, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники).

13. Патристика как форма средневековой философии.

14. Средневековая схоластическая философия. Спор об универсалиях.

15. Фома Аквинский и его роль в развитии христианской философии.

16. Философский гуманизм эпохи Возрождения.

17. Философская характеристика Нового времени.

18. Эмпирическая философия ф. Бэкона.

19. Учение о методе р.Декарта.

20. Пантеистическая философия б.Спинозы.

6. Учение о логосе и диалектика Гераклита.

Особую роль в развитии философской мысли сыграл Гераклит. Он выдвинул проблему осознания изменчивости, текучести бытия. По Гераклиту единым началом является огонь. Он сформулировал ряд принципов, которые характеризуют древнегреческую философию. Во-первых, это признание материальности, законоподобности и внутренней необходимости мира. Миром правит логос – закон. Во-вторых, принцип взаимопревращения вещей - «все течет». В третьих, принцип борьбы противоположных начал, как основы движения и изменений. В философии Гераклита впервые осознанно разрабатывается диалектический взгляд на мир, и он, по праву, считается основоположником античной диалектики. На этом этапе развития античной философии еще не было противопоставления мышления и бытия, раскрытия их взаимосвязи. Но возможность такого противопоставления уже существовала в картине мира, выраженной в образных представлениях мифологического мышления. Уже в мифологии имеет место противопоставление образов, созданных при помощи воображения, объективным явлениям действительности. В развитии философской мысли вопрос об отношении мышления и бытия был поставлен Парменидом (конец 6-5 столетия до н.э.). Он уже выделял чувственно данный, чувственно воспринимаемый и умозрительный миры. В этот период еще обращалось внимание главным образом на окружающий человека мир, т.к. человек рассматривался как обычная частица природы.


7. Элейская школа философии.

Элейская школа древнегреческой философии, получившая свое название по греческому городу Элее (другое название - Велия) на юге Италии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Основателем школы обычно считается Ксенофан из Колофона (р. ок. 570 до н.э.), хотя до полного развития его довели в 5 в. до н.э. Парменид (р. ок. 515 до н.э.) и Зенон Элейский (р. ок. 490 до н.э.). Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и управляющее ею силой своей мысли. Кажущийся монотеизм этого утверждения может быть примирен с его пантеистическим учением о единстве и вечности всего бытия, только если исходить из того, что Ксенофан отождествлял Единое с Богом. Это учение получило дальнейшее развитие и систематизацию у ученика Ксенофана, Парменида, который в собственном дидактическом эпосе О природе придал ему метафизическое звучание. Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Иными словами, мышление указывает, что бытие едино и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и изменчивости. Учение Парменида получило обоснование у его ученика Зенона, который полемизировал против абсурдности житейских представлений, усматривающих в вещах множественность, а именно становление и движение. Мелисс Самосский, младший современник Зенона, также отстаивал учение Парменида и пытался примирить элейскую и ионийскую школу, однако на нем элейская школа пресеклась. Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.

8. Античный атомизм.

Возник в 5 в. до н. э. в Древней Греции и связан с именами Левкиппа и Демокрита, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом» (греч., неделимая сущность). Генезис античного атомизма связан с поставленной в Элейской школе проблемой обоснования множества и движения. Своим учением об атомах Демокрит предложил изначально плюралистическую онтологию, избежав т. о. проблемы выведения множества из единства, ,а введение пустоты (как принципа различения и как пустого места) позволяло обосновать как множество атомов, так и их движение; понимание атомов как «бытия», полного, неделимого и вечного (ср. характеристики бытия Парменида), позволяло трактовать видимое возникновение вещей как соединение атомов, а уничтожение — как рассредоточение атомарных конгломератов, и тем самым выполнить безусловный закон «сохраненения бытия» («из ничего ничего не бывает»). Продолжением традиции античного атомизма было учение Эпикура, который в целом следовал понятию атома, введенного Демокритом—маленькое плотное микротело, имеющее свою форму, величину и поворот в пространстве, однако ввел для атомов также тяжесть и способность отклоняться от первоначального движения по прямой линии. Введение в абсолютно детерминированную физическую картину мира элемента свободы — главное отличие атомистического учения Эпикура. Остается открытым вопрос, Демокриту или Эпикуру принадлежит интерпретация физического атомизма в смысле математического, т. е. дискретного, пространства-времени; возможно, что эта обозначенная Аристотелем проблема была разработана Дтдором Кроном и через него повлияла на Эпикура. Завершением традиции атомистики Демокрита-Эпикура стала поэма Лукреция «О природе вещей», в которой были изложены основы эпикуровской философии, в т. ч. учение об атомах. Если понимать атомизм шире—как вообще теорию дискретного бытия, тогда предтечей его можно считать Эмпедокла, согласно которому материя состоит из четырех элементов и соответственно дискретна. Но в отличие от классического атомизма его учение не может считаться количественной теорией мира, ибо четыре элемента здесь—это предельно ограниченное понятие качества. Уже в античности в рамках атомизма (противопоставляемого теориям единой и непрерывной материи) рассматривали учения о гомеомериях Анаксагора и Архелая (Alex. Aphrod. De mixt. 213.18—214.5) и об «амерах» Диодора Крона (Alex. Aphrod. De sensu 172, 29). Учение Диодора—это математизированная версия атомизма; амеры мыслились не только как кванты материи (в отличие от атомов Демокрита, амеры не различались по форме, так что нельзя говорить даже о мысленной их делимости на части), но и как кванты пространства и времени. Наконец, атомистическим считалось и учение о треугольниках Платона, предложившего в «Тимее» теорию материи, согласно которой мелкие качественные частицы (элементы) состоят из более мелких количественных частиц (первичных «треугольников», квантов пространства). Эта геометризованная теория материи была раскритикована представителями Перипатетической школы (ср. Arist. De Caelo III 1, 299a3—300al9; Alex.Aphrod. Quaestiones II 13), однако в современной науке из всех версий античного атомизма именно математический атомизм Платона вызывает наибольший интерес как повод для плодотворных сопоставлений.



9. Нравственная философия Сократа.

Коренной поворот к изучению проблем, связанных с жизнедеятельностью человека, осуществил Сократ (470-399 гг. до н.э.). Основным принципом своих философских суждений и задачей философского познания Сократ сделал выражение, написанное на храме Дельфийского оракула: «Познай самого себя». Это означало, что в философии произошел поворот принципиального характера: с этого времени назначением философии признается изучение не только природы, а познание самого человека. Очень важной заслугой Сократа являлось открытие, что основой деятельности человека являются общие понятия. Тем самым был осуществлен переход от чувственно-образного восприятия мира, который осуществлялся на основе воображения, к восприятию мира, выраженному в понятиях, суждениях, умозаключениях. Следует отметить, что Сократ обращал внимание, главным образом, на сферу морали. Он стремился показать, что в поведении человека главную роль начинают играть понятия, которые обусловливают характер конкретного поступка, действия. В этой связи, выраженные в понятиях нормы морали, приобретают как бы относительную самостоятельность, устойчивость, неизменность. Общие понятия добра, зла, порядочности выступают как нечто общее для всех людей. Поэтому особое внимание начало уделяться исследованию самих понятий. Дальнейшее развитие идей Сократа осуществил Платон (427-374гг. до н.э.).

10. Учение об идеях Платона.

Если у Сократа общие понятия, идеи выступают как идеи человеческого разума, то Платон начал истолковывать эту проблему значительно шире. Он выдвинул предположение, что идеи (понятия) существуют объективно, как самостоятельные сущности, т.е. он признавал особый мир - мир идей, - который существует независимо от природы и общественной жизни. Больше того, идеи он начал рассматривать в качестве образцов или моделей, которые порождают реальный мир чувственно воспринимаемых вещей. Причем, этот реальный, чувственный мир представляет собой только бледную копию мира идей. Тем самым, Платон начал решать вопрос об отношении мышления и бытия под углом зрения признания идей первичными, а реальных вещей - вторичными, производными от идей. Это значит, что Платон разработал вариант объективного идеализма, на который впоследствии ссылались многие философы. С точки зрения Платона, мир – это всеохватывающий космос, нечто целостное, завершенное, структурно оформленное образование. По Платону человеческая душа – бессмертна. До рождения она пребывает в потустороннем мире и наблюдает за миром вечных идей. Поэтому в реальной, земной жизни душа человека как бы вспоминает и воспроизводит то, с чем она сталкивалась в мире идей. Человека Платон рассматривал как единство души и тела, в котором тело представлялось как нечто преходящее. Заслуживает внимания мысль Платона о том, что государству и душе человека присущи одни и те же начала. К числу этих начал он относит мудрость, справедливость, мужественность. Иными словами, Платон поднялся до понимания взаимосвязи человека с сущностью общественной жизни.