ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)Научные предпосылки и разработки теории НХК. Этнология – сравнительная дисциплина, целью которой является описание культуры, а изначально и физических обличий между народами, и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов, миграции и взаимодействия этносов. Лурье написал исследование «Историческая этнология». Рассматривает НХК, ее роль и значение в истории человечества. Теория эволюционизма появилась в XVIII веке и получает широкое распространение в XIX-ХХ веках. Такая теория делает попытку открыть универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур. В рамках такой теории есть несколько концепций. Дж. Ламарк предположил, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспосабливаться к окружающей среде, а потом эти свойства передаются путем наследования. Теория Дарвина об эволюции и естественном отборе («Происхождение видов»). Тайлор «Первобытная культура» и Лаббок «Происхождение цивилизаций». Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества. С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределенно. Его более поздние формы в зачаточном состоянии, так или иначе, представлены в каждой культуре.  История культуры представляется как непрерывный процесс, прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному. Теория диффузионизма (Ратцель Ф). По его мнению ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливается человеческие общества. Основополагающий фактор в истории человечества Ратцель видит в передвижении народов. С точки зрения диффузионизма развитие культуры или различных элементов культуры представляется как процесс их распространения из одного или нескольких культурных кругов. Последватели теории культурных кругов: • Фробениус Л. «Естественнонаучное учение о культуре» • Гребнер Ф. «Метод этнологии» • Копперс В. «Настольная книга по методам культурно-исторической этнологии» Представители теории сводили все развитие первобытного общества к нескольким первым культурным кругам, каждый из которых включал определенный набор культурных элементов. Они также считали, что на протяжении развития человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры и в результате этого оформлялись культурные круги на каком-либо географическом пространстве. Каждый элемент культуры возникает лишь однажды, а в дальнейшем сочетается в определенных культурных кругах. Культурные компоненты распространяются затем в другие области земли, поэтому варианты культур могли возникнуть лишь в результате миграции или смешении народов. Теория функционализма (возникла в Германии и в Англии). В Германии ее основоположником является Туривольд, а в Англии – Малиновский. В своих работах внимание исследователи сконцентрировали на исследованиях связи между отдельными сферами общественной жизни. Исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны.  Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры в не ее связи с другими культурами. Культура, по мнению ученых, служит нуждам индивида и трем его важным потребностям: 1. Необходимость пищи; 2. Удовлетворение других потребностей; 3. Производные труда, защите, социальном контроле, контроле за жизнерождением и интегративным потребностям: • Психологическая безопасность • Социальная гармония • Цели жизни • Законы. Этническая история рассматривается как часть исторической науки. Эта наука рассматривает исторические развития тех или иных этносов, их роль и место в истории различных стран, эпох цивилизаций. Концепции Гумилева: этносфера; в истории людей и истории природы; от Руси до России, этногенез и биосфера Земли. Концепция этногенеза принадлежит Гумилеву. Он утверждал, что люди – своего рода организмы, живущие в коллективах, возникающие и исчезающие в историческом времени. Такие коллективы – этносы. Процесс от возникновения до распада коллектива – этногенез. Гумилев предполагал, что у каждого этноса есть свое начало и конец. Этнос зарождается, взрослеет и умирает. Возникновение этноса проходит стадию подъема, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего либо распадается, либо сохраняется как реликт (состояние, когда само изменение этноса неощутимо). Каждый этнос или суперэтнос возник в следствии микромутации, изменяя бытующий стереотип поведения на новый, более жизнеспособный. НХК связана с другими областями научного знания: этнология, этнография, антропология, этнопсихология, этнокультурология, фольклористика.


2)Механизм сохранения культурного многообразия России.

Российские и международные акты, проекты и программы сохранения и развития НХК. Учитывая возрастающую ролью международного сотрудничества в условиях современного мира и затрагивая самые широкие слои населения всего земного шара, ЮНЕСКО играет исключительно важную роль в решении проблем сохранения Всемирного наследия.  В принятой в 1972 году Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия проявилась воля мирового сообщества к международному сотрудничеству, в котором впервые рядом были поставлены культурные и природные ценности. Первоочередной задачей Конвенции ЮНЕСКО является: а) определение всемирного статуса природных и культурных объектов во всех странах мира; б) объединение всех наций и народностей в целях эффективного осуществления спасения и охраны культурных и природных памятников или представляющих интерес и ценность для всего человечества. Конвенция о Всемирном наследии – это самая известная конвенция ЮНЕСКО в области культуры и защиты природных ценностей.  В настоящей Конвенции под "культурным наследием" понимаются: памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии. Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора. 1989 г.  Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже в 1989 г. считая, что фольклор  - является частью общего наследия человечества и мощным средством сближения различных народов и социальных групп и утверждения их культурной самобытности,  - отмечая его социальное, экономическое, культурное и политическое значение, его роль в истории народа и его место в современной культуре,  - подчеркивая специфическую сущность и важность фольклора как неотъемлемой части культурного наследия и живой культуры,  - признавая крайне хрупкий характер традиционных форм фольклора, особенно его аспектов, связанных с устными традициями, и риск того, что эти аспекты могут исчезнуть, - подчеркивая необходимость признания во всех странах роли фольклора и опасность, которой он подвергается под воздействием разнообразных факторов, - считая, что правительствам следовало бы играть решающую роль в сохранении фольклора и действовать как можно быстрее. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» - это межправительственная программа, разработанная в 2000 году. Принимая эту программу, правительства государств-членов ЮНЕСКО обязались использовать новые возможности информационного века, чтобы создавать справедливое общество посредством расширения доступа к информации. Одной из сфер деятельности данной программы является охрана культурной среды – путем сокращения неравенства между информационно бедными и информационно богатыми сообществами.



3)Язычество как религиозная система древних славян.

ЯЗЫЧЕСТВО – принятое в Библии обозначение иноверчества. В русском языке это слово –калька с греческого («язычник» – соответствует греческому eqnikV). Этимология как русского «язычество», так и соответствующих слов в других европейских языках (gentile, pagan, восходящие к латинским корням, nation – в современном английском переводе Библии – все происходят от слов со значением «род», «народ», «племя») указывает на то, что в собственном смысле слова «язычники» – это, прежде всего «другие», «языцы», говорящие на языках, звучащих непонятно. Латинское слово paganus в первоначальном смысле – сельский, простонародный. Это сближает понятие «язычник» с другими обозначениями чужака, например, звукоподражательным «варвар» или русским «немец», исходный смысл которого тот же – «не говорящий по-нашему». Типологически «язычник» в Библии характеризуется в первую очередь как «идолопоклонник», что косвенно способствует пониманию «язычества» как синонима многобожия. Последнее, однако, не совсем оправданно уже потому, что определение многобожия является более узким, чем определение иноверчества (есть этнографические описания племен, не выработавших еще понятия богов). Кроме того, в религиях, восходящих к Пятикнижию (иудаизм, христианство, ислам) строгость соблюдения запрета идолопоклонства неодинакова в разных их изводах. Можно усмотреть политеистический пережиток, например, в культе святых в христианстве. В реальной истории не только представители различных религий, но и приверженцы различных течений внутри одной религии были склонны именовать оппонентов «язычниками». Например, раскольники в России говорили, что прикосновение несториан «поганит посуду» (русское «поганить» собственно и происходит от латинского paganus). Христиане зачастую аттестовали язычниками мусульман и иудаистов Если не принимать притязаний религий откровения на то, что их священные тексты получены непосредственно от божества, приходится признать наиболее правдоподобным представление о происхождении их от предшествовавших племенных, народных, то есть, в собственном смысле языческих верований. Именно на это указывает множество пережитков (например,табу), обнаруживаемых в «культурных» религиозных системах. Язычество оказывается не только внешним, но и внутренним явлением развитой религии (с этим обыкновенно и борются все великие религиозные реформаторы), любая религия, вероятно, восходит к своему архаическому предшественнику, который и может быть назван словом «язычество». Возможно, именно этим объясняется претензия современных адептов неоязычества на универсальность, природный характер их системы верований и обрядов, происходящих, по их утверждению, из «естественной религиозности человека». Вероятно, наиболее правильным будет считать, что употребление термина «язычество» всегда подразумевает отнесение какого-либо явления к слою культуры, более древнему, чем рассматриваемый в качестве «нормы», а потому полагаемому сразу и «диким» и «таинственным» или устаревшим. В таком случае научное исследование язычества с необходимостью оказывается археологией знания или генеалогическим исследованием системы взглядов. Поэтому претензия на «изначальность» или «естественность» того или иного мировоззрения (противопоставляемого позднейшим, «искусственным», «чужеродным» искажениям) всегда может и должна быть подвергнута проверке на наличие в этом мировоззрении пережитков, исходная форма которых может рассматриваться по отношению к этому мировоззрению как «язычество».


Исследование язычества должно начинаться с ретроспективного анализа противостоящих ему религий и реконструкции (на основе интерпретации обнаруживаемых пережитков) генетически предшествующей формы верований. Разумеется, такое исследование предполагает внешнюю, критическую по отношению к наличным верованиям, позицию. И остановлено оно может быть только на том пункте, где дальнейшее разыскание сколько-нибудь достоверных сведений представляется невозможным. Поэтому не только описание языческих верований на основе сохранившихся источников, например, мифа, эпоса и сказки, должно быть признано неудовлетворительным, но и реконструкции, возводящие древнейшую систему верований к неким общим принципам психологического или лингвистического толка, подлежат дальнейшему анализу с привлечением всех известных результатов этнографических исследований.Основными источниками, используемыми при изучении язычества, являются миф, эпос, волшебная сказка, а также археологические и этнографические данные