ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Естественно, что парни не могли пройти мимо такого представления и не принять в нем участия. Они прятались в овине или в бане и давали волю своим рукам, а если выходило, то и не только рукам. Все знали об этих гаданиях, осуждали их, но искоренить так и не смогли. И до сих пор в деревнях сохранился и этот вид гадания!
Одним из самых распространенных и популярных было, да и есть, гадание в зеркалах. Это гадание должно происходить в тишине и при отсутствии посторонних. Из комнаты также надо удалить всех домашних животных и птиц. Не все девушки решаются на это гадание. Поэтому в комнате допускается присутствие доверенной личности, которая должна молчать и не смотреть в зеркала. Первый способ заключается в том, что перед зеркалом ставится свеча, а девушка должна вглядываться в зеркало через свечу, желая увидеть суженого. Видение исчезнет, если сказать: "Чур, меня!"
При втором способе ставятся два зеркала одно напротив другого. Перед одним надо поставить две свечи, сесть перед ним и очертить вокруг себя зажженной лучиною, причем лучина должна быть той же самой, которой зажигали огонь в рождественский сочельник. Затем надо внимательно глядеть в зеркало перед собой, всматриваться в самый конец видимого освещенного коридора и не оглядываться. Суженый появится и будет глядеть из-за плеча девушки. Говорят, что перед явлением суженого зеркало тускнеет, а свечи меркнут. Особенно засматриваться на него не стоит, а надо вовремя зачураться.
Расскажу еще о двух видах гадания, явно связанных с нечистой силой. Первое гадание надо проводить в Крещенье во время молебна у Иордани. Когда все уйдут из дома, девушка берет веник и начинает мести комнату. Махнув веником направо, она произносит молитву, а махнув налево - чертыхается или ругается. Затем углем делит комнату пополам и становится на правую половину (туда, на которую молилась). Затем девушка должна произнести:
"Суженый, ряженый! Явись передо мной, как лист перед травой!"
(Может быть отсюда и взял Ершов эту формулу для своего "Конька-горбунка"?) Ровно в полдень, когда в Иордань погружается крест, может явиться черт в виде жениха. Он остается на своей стороне. В этом случае также надо вовремя зачураться.
К такому же типу гадания относится и приглашение на ужин. Накрывается стол для суженого, ставят два прибора, хлеб, соль, ложки, но вилок и ножей класть нельзя. Около полуночи девушка должна сесть за стол, очертиться горящей лучиной и сказать:
"Суженый, ряженый! Приходи ко мне ужинать!"
Как только пробьет полночь, должен явиться жених в том самом наряде, который будет на нем в день свадьбы. При этом возможно появление серного запаха и воя ветра. Если призрак жениха вынет что-нибудь из кармана и положит на стол, а при зачурании исчезнет, то эта вещь останется у девушки. Иногда девушка берет с собой петуха, так как если зачурание не помогает, а гость засиделся, то надавив, как следует, на петуха, можно заставить его прокричать: гость и исчезнет!
Вот, пожалуй, и все о зимних гаданиях. Я ничего не сказал о гаданиях на бобах, на картах и на кофейной гуще, но они не являются только зимними гаданиями. Да и озимних гаданиях я сказал далеко не все, но ведь это только очерк из истории русского быта, а не энциклопедия. А за сим... Гадайте!
Русские зимние праздники
Многие русские праздники интересны тем, что в них удивительно сочетаются традиции христианских и языческих культур, которые нам передались отголоски их обычаев, в том числе праздников.
Никола зимний — 19 декабря.
— Хвали зиму после Николина дня, — гласит народная примета — только после него начинаются настоящие морозы и снега.
Святой Николай Чудотворец покровительствует хлебопашцам, и имеет силу связывать судьбы суженых, и вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом участвует в перевозе душ усопших через огненные реки в мир загробный. А 19 декабря спускается с небесных полей и обходит землю Русскую из конца в конец — и бегут загодя злые духи, убоявшиеся сурового взгляда его.
И идут 3–4 дня празднества Никольщины («Зима — за морозы, а мужик — за праздники!») — с пиршествами обществом, вскладчину («Никольщина красна пивом да пирогами!»), с гуляньями. Кто-то и «дониколиться до сумы» мог. «Сучили свечку» — лакомились сотовым мёдом, а из воска делали претолстую свечу — Николаю-угоднику поставить, вымолить урожай да для дома достаток. А потом «горевал мужик, зачем Никольщина не целый век!».
Однако, Николин день был и днём первого хлебного торга: «Никольский торг всему указ!»
Рождество Христово — 7 января.
Празднику предшествует Рождественский пост — с 28 ноября. Это чтобы православный люд загодя, с благоговением в душе, готовился к светлому дню, и ждал бы первой вечерней звезды — той самой, что во время оно возвестила о рождении Спаса-Христа волхвам.
Утром в церкви стояли литургию. Дома перед закатом молились, прилепляли свечу к одному из хлебов, соломой застилали передний угол, под образами ставили необмолоченный сноп и кутью, снова молились. Солома и сноп — это оживление природы, которая просыпается с поворотом солнца с зимы на лето, кутья (каша с медом) — плодородие. Во время трапезы язычески гадали об урожае, выдёргивая из снопа соломинки, а дети цыкали цыпленком, чтоб водились куры.
И вот в полночь отверзаются небесные врата, сходит на землю Сын Божий. Рай открывает взорам праведников свои сокровища, а кому-то — судьбу. Воды в райских реках оживают, в райских садах распускаются розы, источники претворяются в вино. И кто о чём будет молиться Христу в ту полночь — всё исполнится…
В рождественскую ночь, вопреки церковным установлениям, колядовали — молодёжь ходила от двора к двору, пела песни в честь праздника («Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, В яслях положила, Звезда ясно сияла…»), поздравления хозяевам, или потешки, за это им давали денежки, хлеб, сладости, а то и потчевали водкою.
А к концу дня уже шло повсеместное бесшабашное празднование.
Святки — 7–19 января.
Эти 12 святых дней отмечаются в честь Рождения и Крещения Иисуса — между двумя этими праздниками.
От предков язычников остались проводимые в это время — зимнего солнцеворота — обряды-заклинания об урожае, приплоде скота — им потом православные церковнослужители пытались придать характер прославления Христа.
Святки — праздник как раз в пору, когда обмолотили хлеб и покончили с прочими сезонными работами – шумный, весёлый, по преимуществу, молодёжный, хотя и взрослые были не прочь присоединиться.
Важнейшее занятие — гадания: всякая невеста хотела заглянуть в будущее (хотя бы и с помощью чёрта) и узнать, кого судьба пошлёт в мужья и какая жизнь с ним ожидает.
Вечерами — на посиделки: танцы, песни, ряженье — в специально откупленной (съёмной) у какой-нибудь старухи избе.
Святочные песни сопровождались играми, хождениями девиц то рядами, то кругами.
Девушки, бывало, наряжались в мужской костюм, уговаривали какую-нибудь простушку идти за себя замуж, а парни — в женский, и влюбляли в себя этакого простофилю. Шуточки, порой, доходили и до… нескромностей разных.
Игрища — представление простеньких комедий собственного творчества, часто до неприличия грубых нравов, отцы церкви называли попросту бесовскими, хотя ничего особо оскорбляющего христианские верования в них не было.
С посиделок расходились за полночь, но парни продолжали шалости над мирно спящими односельчанами. Например, пужали стуком толстой жердью в стены избы (правда, хозяин поймает — побьёт).
А взрослые меж тем степенно ходили в гости, угощались, баловались азартными играми, порой увлекаясь до проигрыша исподнего.
Новый год.
Происходит где-то в январе, 1 го по современному календарю, новому стилю, или 13 го по старому, юлианскому, которого придерживается православная церковь.
Зимнее празднование ввёл у нас Пётр I: «Поелику в России считают Новый год по-разному (с сентября или с весны — ред.), перестать дурить головы людям и считать его повсеместно с 1 генваря и с Рождества Христова. Поздравлять друг друга, желая благополучия и благоденствия, а пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Так очередной год в лето 7209 от сотворения мира стал 1700 от Рождества.
В старом стиле Новый год приходится на самый разгул святок. Но ведь вдобавок Господь, на радостях рождению Сына, выпустил чертей из ада погулять по земле. И те не только пугали крещёный народ, невозбранно пакостили и потешались над теми, кто позабыл оградить свои дома крестом животворящим. Но и напридумали игрищ и развлечений грешных, коим с азартом предаётся легкомысленная молодежь.
Но что есть грех? Люди благочестивые считали таковым рядиться и надевать хари (маски). И гадания — грех, хотя что страшного: литьё олова или воска намекает на облик суженого, а петух, клюнувший разложенную на столе крупу, предсказывает жениха богатого, а коли воду попьёт — муж будет пьяница…
Или: двенадцать стариков, избранных обществом за примерную жизнь, ставили на паперти снопы разных злаков, а наутро проверяли: на каком больше инея, того хлеба и надо больше сеять.
Ведь день Нового года — рубеж между прошлым и будущим, и даже в самой легкомысленной голове шевелится мысль о грядущем, а в сердце роятся надежды…
«Учинять украшения от древ сосновых, еловых и можжевеловых» стали по тому же Указу Петра I, до того они были деревами «кладбищенским», а не праздничными.
В Р.С.Ф.С.Р и Рождеству как религиозному предрассудку, и безыдейному Новому году как обжорному празднику в 20-е годы был объявлен бой. И только в 1934 г в ознаменование 1 января (по новому стилю) стали проводить мероприятия — в соответствии с «Пособием для партийных и комсомольских ячеек по празднованию Нового года». Привлекали всех, в том числе верующих православных, у которых — Рождественский пост.
Вот так и оказалось у нас две даты. Поскольку праздники мы любим, то и, ничтоже сумняшеся, отмечаем Новый год два раза. Но тут главное — не увлекаться, а то с 23 января ещё один, популярный у нас Новый год — Дракона. Его принято праздновать 15 дней.