Файл: annotatsia_Angel_rakhmaninov.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Часть продолжает развивать основную мысль, характер первой части и всего произведения в целом.

Она состоит также из двух предложений неквадратного строения (1 – 8т, 2 – 4т.). Предложения различны как в мелодическом, так и в ритмическом отношениях. В первом предложении мелодию исполняют и сопрано, и альты в октаву. Она имеет довольно широкий диапазон, благодаря этому получает должное развитие (см. пример №5).

В мелодической линии следует выделить тот факт, что и 1 и 2 фразы первого предложения начинаются с восходящего скачка на ч.4, а затем следует поступенное нисходящее движение по полутонам. Отличием является лишь то, что исполняются фразы в разных тональностях – 1 в G-dur, 2 – в Fis-dur:

Пример №5

G-dur

Пример №6

Fis-dur

Размер в предложении не изменяется – 9/8. Движение мелодии происходит, в основном, длительностями -

В динамическом плане 1 предложение полностью соответствует содержанию: Господь наделяет младую душу ангелом и ангел несет ее в мир печали и слез. Этот важный момент отмечен динамикой – pp.

Второе предложение в мелодическом плане схоже с первым предложением 1 части. Но есть и отличия: написано оно в тональности F-dur, размер – 12/8, в связи с этим ритм несколько изменен; в конце предложения, состоящем из четырех тактов, мелодия иная.

Основная тема поручена сопрано 1, остальные голоса подчинены основной и играют второстепенную роль. Исполняется второе предложение на громкой динамике (f), что соответствует характеру и содержанию: «И звук его песни в душе молодой остался без слов, но живой».

Пример №7

Несомненно, огромную роль играет сопровождение. В нем слышны отголоски основной темы 1 части. Оно не только выполняет функцию гармонической поддержки, но и имеет важное смысловое значение. Фигурации аккордов напоминают летящего ангела на грешную землю.


Рассмотрим 3 часть. Она повествует о том, что душа, живущая на свете, полна желания вновь услышать песню ангела, но ее заменяют лишь скучные песни земли. Реприза сокращена и состоит из 8 тактов. Ей предшествуют 2 такта сопровождения, настраивающие на спокойную, повествовательную 3 часть. Состоит она из двух предложений, которые тесно взаимодействуют друг с другом, дополняя одно дрогое. Основная тема первого предложения без изменения повторяет тему 1 части, но не полностью, а лишь первую фразу (см. пример №2).

Во втором предложении звучит тема из второго предложения 1 части первая фраза (см. пример №8).

Пример №8

Вся часть написана в основной тональности – E-dur. Динамика соответствующим образом передает и подчеркивает характер финала. В первом предложении говорится о томлениях души и о ее желании услышать небесную песню – композитор использует динамику – pp. Сожаление, охватывающее душу по поводу неуслышанной более песни вестника Бога отмечено динамикой – mf и f. В последнем такте следует сделать diminuendo на выдержанном звуке.

Заканчивается произведение инструментальным сопровождением, состоящим из четырех тактов. Этот инструментальный эпизод представляет собой в динамическом плане «волну». Начиная с p, динамика развивается на crescendo и подводит к последним тактам на fff.


Пример №9

В своем произведении Рахманинов широко использует тембральные возможности женского хора. На протяжении всей миниатюры партии сопрано и альтов звучат, в основном, в высокой тесситуре, что придает звучанию полетность.

Диапазон хора сравнительно большой:

Рассмотрим диапазон хоровых партий:

Сопрано 1:

Сопрано 2:

Альты 1:

Альты 2:

Образное содержание произведения диктует применение высокой и средней тесситуры, что способствует более легкому, светлому звучанию, но представляет известную трудность при исполнении. В партии сопрано особых тесситурных трудностей нет, хотя в некоторых случаях есть неудобные для исполнения звуки – в, с1. В партии альтов тесситура более или менее удобная, но встречаются звуки высокой тесситуры – с1-d1.

Исполняется произведение в спокойном, умеренном темпе Andantino (подвижнее, чем Andante).

Большое внимание следует уделить строю – как гармоническому, так и мелодическому. Так как хор написан в гомофонно-гармонической фактуре, важно качественно поработать над мелодическим строем, чтобы унисонный ансамбль каждой партии в большей мере приближался к идеальному. Нужно обратить внимание хора на единую манеру звукообразования, звукоизвлечения. Особенно важно звучание альтерированных звуков, потому что встречается достаточное количество отклонений и возможны занижения.

Пример №10

(пример мелодического строя по Чеснокову).

Когда работа над мелодическим строем будет закончена, можно приступать к гармоническому строю. Несмотря на то, что партии сопрано 1 и 2, а также альтов 1 и 2 чащзе поют в унисон, четырехголосие всё же встречается. Поэтому, работа над гармоническим строем должна быть проведена всеми возможными вариантами: можно выстраивать и слушать каждый аккорд, проучивать неполным составом (С1-А2, С2-А1, С1-С2-А2 и т.д.), можно исполнять одну партию, а оставшиеся – играть на инструменте. Все это развивает гармонический слух, способствует выработке строя. (Разбор гармонического строя см.пример №7).


Важную роль в хоре играет хорошее, а самое главное – правильное дыхание, - от этого в большей мере зависит и качество звука. В данном произведении лучше всего использовать «цепное дыхание», пользуясь общехоровым на границах частей или разделяя важные по смыслу фразы, а также на паузах.

Интонационная чистота также зависит от дикции, которая важна не только как средство передачи слушателю поэтического текста. Не следует забывать, что хорошая дикция – основа красивого, правильного звука.

Дмитревский в своей работе «Хороведение и управление хором» писал: «Выработка ясного, четкого и вместе с тем правильного произношения слов в пении, является одним из важнейших элементов работы с хором».

В хороведении существуют правила дикции. Некоторые из них я рассмотрю:

  1. На тихой динамике есть опасность провала произношения, поэтому, чем тише динамика, тем четче дикция;

  2. Очень важно четко и ясно произносить окончания слов: летел, ангел, звук, духов;

  3. Возвратные частицы «ся» и «сь» произносятся твердо, как «са» и «с» - томилась – томилас, остался – осталса;

  4. Слова с согласной «р» произносить немного утрированно: мира, райских, безгрешных;

  5. Ударные гласные – а, е, и, я в пении необходимо округлять: небу, печали, великом, объятиях, летел;

  6. Безударные гласные должны звучать средне, между О и А: остался, звуков, полна, великом;

  7. В словах: святой, свете, небес, буква «с» произносится коротко, во избежании нежелательного и некрасивого свиста.

Большую роль в работе с хором играет ритмический ансамбль, включающий все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, вместе брать дыхание, вступать и прекращать пение – важнейшие качества хоровых певцов, без которых не может быть решена ни одна творческая задача. Метроритмическая сторона исполнения во многом зависит от четкости показа дирижерского жеста. Должна быть полная ритмическая согласованность между жестом и пением.

Образное содержание произведения диктует применение различной динамической нюансировки – от pp до ff. Хор должен по-настоящему научиться петь «p». Когда это уже будет выработано, ему легче будет передать все другие, более громкие нюансы.

Чтобы научиться этому, полезно петь с закрытым ртом, сохраняя динамику «закрытого рта» при исполнении со словами тех же фрагментов произведения, звучащих на «p».


Чтобы создать истинный образ этого произведения, дирижер должен обладать определенным комплексом навыков дирижирования и художественной выразительности.

Произведение сложно в дирижерском плане по нескольким причинам:

  • Частая смена размера – дирижирование по двух-трех-четырехдольным схемам;

  • Разнообразная динамика, которую нужно отобразить в жесте на «p» - амплитуда движения рук должна быть минимальной, а при динамике «f», - наоборот, требуются большие замахи от плеча;

  • Разграничение функций рук в показе хоровой и фортепианной партий.

Для этого хора лучше всего подойдет жест legato, так как и темп, и образ произведения провоцирует на светлое, легкое звучание. Очень важен показ ауфтакта. Независимо от темпа, динамики, он должен быть ясным и понятным. Такими же четкими должны быть и снятия.

Произведение С. В. Рахманинова «Ангел» очень выразительно в отношении музыкального и образного содержания.

Работать над этим хором будет интересно в любом женском хоровом коллективе.


Смотрите также файлы