ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 388
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. И его реализация.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)
3.2 Советский союз в 1985-1991гг «Перестройка».
4.2 Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия(1918-1922)
5.2 Августовский политический кризис 1991г и распад ссср. Образование снг.
6.2 Коллективизация сельского хозяйства: задачи, методы осуществления, итоги
7.2 Нтр и ее влияние на ход общественного развития (2 половина 20 в)
9.2 Культура в современной России (19991-начало 21 в)
10.2 Политические партии России на рубеже 19-20 в: классификация, программы, тактика
13.2 Ссср в середине 60-80 : нарастание кризисных явлений. Л.И.Брежнев
14.2 Роль 20 столетия в мировой истории. Глобализация. Социальная трансформация общества.
16.2 Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации 20-21в
17.2 Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Внешняя политика 1920 годы
18.2 Первые попытки либерализации советского общества: хрущевская «оттепель» (1952-1964)
19.2 Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса
20.2 Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике
22.2 Формирование однопартийного политического режима 1917-1920
24.2 Тоталитарное общество советского типа: причины формирования, основные черты, последствия
25.1 Российские реформы на рубеже 19-20 вв. С.Ю.Витте, Столыпин
Билет 23.1 Внутренняя политика Николая 1: крестьянский вопрос, кодификация законов, финансовая реформа
У Николая 1, ставшего императором в декабре 1825 г., не было даже намерений, связанных с изменением государственного строя России. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М. Сперанского (возвращенного в Петербурга 1821 г.) во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии были подготовлены <Полное собрание законов Российской империи> за 1649-1826 гг. (1830) и <Свод законов Российской империи> (1833). Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В июле 1826 г. было учреждено III отделение Собственной е.и.в. канцелярии руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х. Бенкендорф. 0н же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 г. Собственная е.и.в. канцелярия с новыми отделениями постепенно приобретала черты органа верховной власти. Отделения канцелярии (их количество менялось) заведовали важнейшими отраслями государственного управления. 6 декабря 1826 г. был образован секретный комитет под председательством графа В.П. Кочубея. Комитет подготовил ряд законодательных проектов, автором
большинства из которых был Сперанский ( перестройке высшего и местного управления, о сословной политике, по крестьянскому вопросу). Крепостное право А.Х. Бенкендорф назвал <пороховым погребом под государством>. Секретные комитеты по крестьянскому вопросу готовили в 30-е годы проекты постепенного освобождения помещичьих крестьян. В этой работе участвовали граф П.Д. Киселев, князь И.В. Васильчиков, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин и др. Однако проекты не были одобрены, и единственным законодательным актом стал Указ от 2 апреля 1842 г. <Об обязанных крестьянах>. Помещикам разрешалось предоставлять освобождаемым крестьянам земельные участки , за пользование которыми крестьяне обязывались выполнять определенные повинности. Для реформы управления государственными крестьянами в мае 1836 г. было создано V отделение Собственной е.и.в. канцелярии. В декабре 1837 г. его преобразовали в Министерство государственных имуществ. Возглавивший министерство П.Д. Киселев провел в 1837-1841 гг. реформу, автором которой он являлся. Деятельность многочисленных секретных комитетов и реформа П.Д. Киселева свидетельствовали о том, что перемены назрели. Но проекты реформы крепостных отношений отвергались при обсуждении в Государственном совете. Николай 1 считал, что условия для освобождения помещичьих крестьян еще не созрели. Главным средством достижения политической стабильности в его царствование оставалось укрепление военно-бюрократического аппарата в центре и на местах.
23.2 Нэп. Образование ссср
НЭП (новая экономическая политика 1921 - конец 20-х). НЭП - это политика компартии и советского государства в переходный период от капитализма к социализму. Получила название новой в отличие от политики военного коммунизма. 2). Предпосылки и причины НЭПа. Демографические предпосылки: большие людские потери. Экономические: дезорганизация хозяйственной жизни - разруха. Социальные: обострение противоречий между городом и деревней, распыление, деклассирование пролетариата, разорение, нужда и обнищание масс. Политические: широкая волна антиправительственых выступлений: забастовки рабочих, волнения и мятежи в деревне, антиправительственные выступления в армии и на флоте, дискуссии в самой партии и в советах. Причины НЭПа. обострение социально-экономической и политической ситуации в стране в связи с гражданской войной и военным коммунизмом, т.е. кризис социализма. Нэп - совокупность антикризисных мер. 3). Сущность НЭПа- объединение в одном хозяйственном механизме рыночных (товарно-денежных) и социалистических начал при сохранении приоритета последних (смешанная экономика).4). Мероприятия или элементы Нэпа.замена продразверстки продналогом (сначала натуральный, а потом - денежный). Впервые этот вопрос был поставлен на 8 съезде советов в 20-ом году, а окончательно решен на 10 съезде РКПБ в 1921); свобода торговли ( в том числе и частной); свобода частной предпринимательской деятельности и наемного труда. Разрешалось нанимать 10 человек без мотора и 20 человек при моторе; государственный капитализм в виде концессий, аренда мелких предприятий и земли под контролем государства, создание СП. Реорганизация управления экономикой и перевод гос. промышленности на хозрасчет. Реорганизация была предпринята для децентрализации (главки были заменены трестами). Замена натуральной и уравнительной оплаты денежной по количеству и качеству труда, денежная реформа 22-24 годов. Сущность в замене советских знаков твердой валютой - советским золотым червонцем. Сохранение командных высот гос-ва: политическая власть, земля, финансовая система, тяжелая промышленность, транспорт и внешняя торговля. Голод 1921-1922(3). Поволжье, Украина, Сев. Кавказ, Урал, Казахстан и центр россии. Причины голода: засуха, низкая эффективность с/х пр-ва. Помощь голодающим: государственная и общественная помощь голодающим со стороны церкви, помощь со стороны иностранных государств и международных организаций. Жертвы голода: 2-5 млн. человек. 5). Кризисы НЭПа. Первый в 1923 - кризис перепроизводства и сбыта с/х продукции. Выход: снижение цен на промышленные изделия, повышение цен на с/х продукцию, предоставление крестьянам дешевого кредита. Второй - 1925-26.Третий - 1928-29. Кризис в отношениях между городом и деревней. Вызван товарным голодом в деревне и ножницами цен. 6). Сторонники и противники НЭПа. Изменение социальной структуры в связи с НЭПом - наблюдается рост буржуазных элементов (нэпменов) и расслоение крестьянства, пролетариата и служащих, безработица. Сторонники нэпа - предприниматели, интеллигенция и часть руководящего аппарата, большая часть крестьянства, квалифицированные рабочие и служащие. Противники НЭПа - беднейшая часть крестьянства, малоквалифицированные служащие и рабочие, маргиналы, старая партийная и революционная гвардия. 7). Ленин и НЭП. Ленин - автор НЭПа. 3 точки зрения: ленин считал, что нэп - это всерьез и надолго; нэп - это временное отступление, тактический маневр, подготовка нового штурма капитала; до конца ленин не успел определиться в своем отношении к НЭПу. 8). Значение НЭПа. восстановление экономики (по 1925 период восстановления, а с 1926 - период роста), обеспечение условий для дальнейшего роста экономики, укрепление отношений между городом и деревней, оживление социально-экономической, политической, гражданской и духовной жизни страны. 9). Свертывание НЭПа и его прекращение.1 точка зрения: свертывание и прекращение НЭПа приходится на вторую половину и конец 20-х годов и связано с индустриализацией, коллективизацией, с ростом партийно-государственного диктата в экономике. 2 точка зрения: прекращение НЭПа связано с историческими потребностями страны в мощной экономике и обороне в связи с формирующейся угрозой второй мировой войны.
По предложению Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП (б) одобрил проект Федеративного договора, по кот. всем республикам гарантировал равные права внутри образуемого СССР, теоретически предоставлялось право свободы выхода из Союза. 30 декабря 1922 г. в день открытия 1 съезда Советов СССР, принявшего реш. об образовании СССР, уже парализованный Ленин продиктовал письмо “К вопросу о национальностях или об “автономизации””. Здесь он изложил свое понимание интернационализма, подчеркивал необходимость сохранения и укреплениия. СССР. Образованиее СССР 30 декабря 1922 г. произошло в составе 4-х республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР. Высшим законод. органом согласно ей был съезд Советов СССР. Он избирался на основе непрямого избир. права депутатами губернских и республиканских Советов. При этом права голоса лишались т.н. “нетрудовые элементы”, выборы не были тайными, проводились на собраниях трудовых коллективах. М/у съездами Советов три раза в год собирался ЦИК. Он состоял из двух законод. палат: Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК избирал Президиум ЦИК и назначал СНК (исполн. и административный орган с рядом законодательных. ф-ций). Т.о., нэп в целом включала админ.-рыночную сис-му хоз-ва при гос. собств-ти на крупную и значит. часть промышленности, транспорта, банки, с неэквивалентным обменом с деревней и авторитарным полит. режимомАвторитаризм отличается строго иерархической структурой власти, не допускающей никакой полит. оппозиции, при наличии однако в экономике различных форм собственности. Отсюда внутр. противоречивость авторитарных режимов, кот. приводит к тому, что их развитие ведет либо к постепенной демократизации полит. сферы и правовому общ-ву, либо происх. огосударствление экономики с дальнейшим ужесточением контроля со стороны гос-ва над политикой, идеологией и личной жизнью граждан, в рез Все “новшества” нэпа потребовали отмены принудит. труда и вв. рынка рабочей силы, реформирования сис-мы з/п (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом кот. стало вв. в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, - “золотого червонца”, кот. высоко ценился на мировом валютном рынке.Наиболее быстро приспос. к нэпу мелкая пром-ть, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восст-е тяжелой пром-ти. После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. с/х стало постеп. увел. свои объемы. Введенрие нэпа вызвало изм-е соц. структуры и образа жизни людей. Олицетворением новой экон. пол-ки были яркие, социально-разнородные типы: красные наркомы, директора.
Билет 24.1 Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная
Царствование Александра II (1855-1881) началось в самый неудачный период Крымской войны. Несмотря на героизм войск и патриотическое воодушевление общества, Россия потерпела поражение и подписала унизительный Парижский договор. Предстояла длительная дипломатическая борьба за пересмотр тяжелых условий Парижского мира.Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали от правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен, но разные слои населения неодинаково представляли себе их цели и смысл. В 1856-1857 гг. наступило удивительное время, время самых дерзновенных надежд. В стране начиналась эпоха гласности, в которой так нуждалось общество. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I. Разрешалась свободная выдача заграничных паспортов. Была объявлена амнистия политзаключенным (декабристам, участникам польского восстания 1831 г.), 9 тыс. человек были освобождены от политического надзора.Опереться в своих первых реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторонниками преобразований. Виднейшую роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Милютин (военный министр), тетка царя великая княгиня Елена Павловна.
Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата. .