Файл: практика 1 там. рег.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства

российской федерации

ФГБОУ ВПО Самарская гСХА

КАФЕДРА «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ТОРГОВОЕ ДЕЛО»

Таможенное регулирование торговых операций

Занятие №1

Направление подготовки 100800 «Товароведение»

Профиль подготовки 100800 «Товароведение и экспертиза товаров

в области таможенной деятельности»

Кинель, 2014

Занятие №1

Инструменты торговой политики государства

Цель: изучить предмет и задачи таможенного регулирования, рассмотреть виды внешнеторговых сделок и механизмы реализации государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Методические указания

Предметом курса «Таможенное регулирование торговых операций» является изучение проблем правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе применения различных видов таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Целью дисциплины является более глубокое изучение налоговых и финансовых аспектов таможенных правоотношений.

Таким образом, задачами курса являются:

- понимание юридической и экономической природы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- изучение видов таможенных платежей, используемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза;

- выявление и исследование правовых источников таможенно-тарифного регулирования;

- разграничение мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования ВЭД;

- определение основных принципов использования таможенных платежей, их роли и значения в формировании и реализации внешнеторговой политики;

- ознакомление и практическое использование единого таможенного тарифа Таможенного союза, единой товарной номенклатуры ВЭД ТС (ЕТН ВЭД ТС), других документов, применяемых при исчислении и уплате таможенных платежей;


- выявление особенностей уплаты и принудительного взыскания таможенных платежей в зависимости от избранной таможенной процедуры и особенностей внешнеторговых операций;

- поэтапное изучение процесса взимания таможенных платежей (основание уплаты, освобождение и льготы при взимании таможенных платежей, порядок предоставления отсрочки или рассрочки, последствия уклонения от уплаты таможенных платежей);

- изучение порядка привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение правил уплаты таможенных платежей.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Поэтому регулирование с помощью тарифа называется таможенно-тарифным регулированием.

Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

Регулирование с помощью таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров, или только при ввозе является наиболее распространенной и общепринятой формой таможенно-тарифного регулирования. Величина (или ставка) таможенной пошлины при ввозе определяет степень закрытости ли доступности внутреннего рынка для иностранных товаров.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД отличается от нетарифного регулирования своим фискальным характером, т.е. является способом пополнения государственной казны (наряду с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей).

С понятием «таможенное регулирование» тесно связано понятие «таможенная политика». В целом, таможенная политика – это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных правонарушений. Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования. С учетом опыта мировых государств можно выделить следующие основные виды таможенной политики.


1. Протекционизм – это система мер таможенного регулирования, направленных на установление высокого (иногда завышенного) уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Таким образом, протекционистская таможенная политика направлена на ограничение (запрет) ввоза на территорию одного государства товаров, производимых в других, иностранных, государствах. Протекционизм как разновидность таможенной политики является эффективным фактором поддержки и развития национальной экономики государства-протекциониста.

В рамках протекционистского направления таможенной политики в зависимости от уровня таможенного обложения ввозимых товаров и степени ограничения ввоза иностранных товаров выделяют еще 3 направления:

а) жесткий протекционизм – характеризуется очень высоким уровнем таможенного обложения (таможенных пошлин и иных платежей), почти полным запретом на ввоз иностранных товаров, стимулированием вывоза национальных товаров на территорию иностранных государств;

б) умеренный (промышленный) протекционизм – характеризуется снижением уровня таможенного обложения, упрощенным порядком прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства;

в) мягкий протекционизм – характеризуется тем, что государство намеренно ставит некоторых участников таможенных правоотношений в особые условия. Как правило, мягкий протекционизм проводится в отношении тех иностранных товаров, ввозимых на территорию государства, которые заранее не способны к конкуренции с национальными товарами, производимыми внутри государства.

2. Свободная торговля (фритредерство) – это система мер таможенного регулирования, направленных на всемерное поощрение импорта (выпуска для внутреннего потребления) иностранных товаров. Политика свободной торговли достигается посредством установления минимального уровня таможенного обложения либо отсутствием таможенных платежей на ввозимые товары. Данный вид таможенной политики боле всего характерен для высокоразвитых мировых государств с устойчивой национальной экономикой, способной к конкуренции с иностранными товарами.


Инструменты торговой политики государства:

1. Государственная торговая политика и гатт/вто

В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947—1993 гг.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы: таможенные тарифы; нетарифные ограничения; формы стимулирования экспорта. Все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил.

2. Тарифные методы регулирования.

А. Таможенный тариф на импорт.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.

На величину импортной пошлины возрастают издержки производителя, а, следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар. Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь на потребителях. Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.


Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.

Однако интерес производителей в защитных пошлинах организационно значительно легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.

Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины. Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

Таким образом, с точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.

Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин (преференциальные) — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.

Б. Тариф на экспорт.

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложения экспорта запрещено Конституцией.