Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 684
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Спортивные соревнования: понятие и классификация
1.1 История спортивных состязаний
1.2 Анализ видов и классификация спортивных состязаний
1.3 Основные вопросы организации спортивных соревнований
Глава 2. Организация физкультурно-спортивных соревнований в высших образовательных учреждениях
2.1 Система спортивных соревнований
По результатам отборочных соревнований производится комплектование команд, отбор участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в главных соревнованиях.
Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание как можно более высокого места. В главных соревнованиях спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей.
2.2 Подготовительные и контрольные соревнования
Подготовительные и контрольные соревнования занимают исключительное место в тренировочном процессе. Для квалифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменяющейся программой организуются обычно с интервалом в одну-две недели. Подводящие соревнования планируются в основном во второй половине подготовительного и в соревновательном периодах. Отборочные и главные соревнования в подавляющем большинстве видов спорта проводятся не чаще двух-трёх раз в течение одного года.
В практике проведения соревнований по спортивным играм применяются две системы розыгрыша: система с выбыванием основана на принципе выбывания из соревнований после поражения (одного или двух, по условию). Круговая система основана на принципе участия в розыгрыше всех соревнующихся до тех пор, пока каждый участник не встретится со всеми остальными. В некоторых соревнованиях применяются обе указанные системы: один этап соревнования проводится по системе с выбыванием, другой - по круговой системе. В этом случае применяется так называемый смешанный вид розыгрыша. При выборе системы розыгрыша прежде всего учитываются: задачи, стоящие перед данным соревнованием, и возможные сроки его проведения, уровень спортивной подготовленности участников и их производственная занятость, территориальное расположение и количество мест, имеющихся для проведения соревнований. [3]
Планирование массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов групповых и индивидуальных занятий, календарей и положений спортивных соревнований; соревнований, праздников, показательных выступлений и т.п.
Непосредственное планирование, организация и проведение мероприятий обеспечивается силами кафедры физической подготовки. Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов: составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений о соревнованиях; составление сметы расходов на каждое соревнование; образование оргкомитета по подготовке и проведению соревнований; подбор судейской коллегии и организация ее работы; обеспечение оповещения о соревнованиях (объявления, по необходимости - информации в газету, на радио, телевидение и т.д.). составление распорядка (программы, графика) соревнований; составление ритуала награждения победителей, открытия и закрытия соревнований; подготовка (или аренда) спортивных сооружений; обеспечение медицинского обслуживания соревнований; проверка подготовленности мест спортивных соревнований спортивного оборудования и инвентаря; определение мероприятий по обслуживанию участников соревнований; определение мероприятий по обслуживанию зрителей; обеспечение четкой и своевременной информации о подготовке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о предварительных результатах и ходе личной и командной спортивной борьбы, об окончательных итогах соревнований (отчетов).
Судейские коллегии. Для проведения соревнований подбирается состав судей и утверждается судейская коллегия. Для судей проводится инструктаж, на котором рассматриваются положение о соревновании с определением единого толкования его пунктов, основные разделы правил соревнований, план расстановки судей. Судейская коллегия состоит из главного судьи, при необходимости его заместителей, главного секретаря и его помощников, судей-секундометристов, судей на финише, судей на виде и т. д., судей при участниках и судьи-информатора.
Спортивные судьи на соревнованиях любого масштаба должны быть одеты в установленную, единую форму. Агитационно-пропагандистская работа при подготовке, в ходе и после окончания соревнования проводятся в виде: освещения хода подготовки к соревнованиям, выпуска и распространения объявлений, программ, пригласительных билетов, информации с помощью СМИ; популяризации данного вида спорта путем торжественного открытия и закрытия; широкого радиоинформационного оповещения о ходе соревнования; своевременного заполнения итоговых документов; вручения грамот, дипломов, медалей и призов победителям соревнований; своевременной информации в СМИ о результатах проведенных спортивных соревнований.
В соответствии с положением о Спартакиаде к мерам организационно-методического характера относится составление календарного плана соревнований, в котором указывается название соревнований, сроки и место их проведения и фамилии лиц, ответственных за их организацию. Регулярные соревнования мотивируют проведение тренировок и способствуют росту спортивных результатов, при условии их регулярного проведения. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсмена.
Т. о., календарь спортивных соревнований надо составлять таким образом, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения. Следующая мера – это составление положения о соревнованиях. В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы: Название соревнования, его характер и вид спорта.
Цели и задачи данного соревнования, руководство проведением соревнования, где указывается, кто организует соревнование и руководит им. Состав соревнований; сроки и место проведения; программа соревнований и зачет. Система оценки результатов. Порядок и срок подачи заявок. Медико-санитарное обеспечение и техника безопасности. Условия награждения победителей личного и командного первенства. Порядок подачи протестов и их рассмотрения. Дополнительные условия проведения соревнований. Если соревнования носят командный или лично-командный характер, то следует определить систему отбора и награждения победителей в командном зачете. Затем проводится регистрация участников.
Для этого необходимо в установленный срок подать заявку установленному субъекту - регистратору. заявка должна быть завизирована и заверена печатью у врача. В итоге на основании поданных заявок составляются протоколы соревнований. Для проведения соревнований необходимо подготовить материально-техническую базу в полное соответствие с установленными правилами, качественно, вовремя и в необходимом количестве.
Организаторы и судьи должны принять все меры для предотвращения несчастных случаев и травм. Т.к. ответственность за неисполнение данного положения возлагается на данных лиц. В соответствии с ранее изложенным нужно позаботиться о наличии медицинского персонала на случай получения травм участниками. Помимо оказания первой помощи, мед. персонал осуществляет наблюдение за санитарным состоянием мест соревнований.
Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований. они регламентируют действия всех участников мероприятия, предусматривают условия и основания, по которым определяют победителей, содержат нормы-запреты, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды либо спортсмена.
Заключение
Спорт - часть физической культуры, представляющая собой совокупность ценностей, создаваемых и используемых обществом для игровой физической деятельности, направленной на интенсивную подготовку спортивных навыков, приобретаемых в ходе тренировок способностей, проявляющихся при участии в соревнованиях.
Следовательно, можем утверждать, что спорт - деятельность, служащая интересам общества, реализует воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Соревнования разных уровней являются формой реализации спортивной деятельности, которые представляют: состязание, противостояние (конкуренция) участников в игровой форме с целью определения преимущества в личной физической подготовке.
Во время спортивных соревнований наряду с общеспортивными задачами: совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности, решаются и педагогические: воспитание спортивного духа, лидерства, сдержанности, выносливости и другие.
Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования характера спортсмена, его спортивной закалки. Помимо этого, соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена.
Соревнования, проводимые не только спортивными сообществами, но и в рамках вуза оказывают положительное влияние, которое способствует развитию в целом физкультуры и спорта в ВУЗе, и позволяют педагогически воздействовать на студентов.
Спортивные соревнования – впечатляющее событие. Удовольствие от просмотра таковых возникает вследствие сопереживания болельщиком-студентом (курсантом) хода игры, дисциплины. Любой болельщик переживает за спортивные результаты спортсмена-фаворита. Функция преподавателей подготовки и офицеров курсового звена, выступающих в роли тренеров, организаторов соревнований и спортивных судей, является подготовка тренирующихся к участию в спортивных соревнованиях.
Прежде чем допускать курсанта-, студента-спортсмена к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и воспитать в них дух соперничества. для этого нужно: · организовывать на учебных курсах в преддверии академических соревнований, прикидки; · организовать внутренние межгрупповые и межкурсовые соревнования по игровым видам спорта. Упростить или изменить правила для данных мероприятий.
Список литературы
- Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт " / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 647 c.
- Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 687 c.
- Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 695 c.
- Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
- Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
- Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
- Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 c.
- Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
- Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172 c.
- Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
- Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: Учебное пособие / С.П. Евсеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 c.
- Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.
- Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.
- Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 c.
- Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.
- Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.
- Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 424 c.
- Кузнецов С.В., Волков А.Н. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников ОВД РФ. Электронный учебник. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. – 350 с.
- Масимов З. П. Организация физкультурно-спортивных соревнований в высших образовательных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 22. – С. 47–49.
- Ткаченко, А.И., Апальков, А.В., Муханов, Ю.В. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов вузов МВД России. / Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов 19 Всероссийской научно-практической конференции (Орел, 30 июня 2011 г). - Орел: ОрЮИ МВД России, 2011.