Файл: Формы, методы и инструменты развития персонала организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и содержание понятия «развитие персонала» и его роль для современной организации
1.2 Формы, методы и инструменты развития персонала организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «ВОСХОД»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Оценка кадрового потенциала организации
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА ООО «ВОСХОД»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях перехода к шестому технологическому укладу основным ресурсом развития бизнеса становится его кадровый потенциал. Вместе с тем, несмотря на избыток рабочей силы на рынке труда, кампании все чаще сталкиваются с дефицитом кадров, особенно квалифицированных. Это связано, прежде всего, с тем, что наблюдается дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Образовательные организации, ориентируясь на потребность абитуриентов, забывают о своем основном заказчике - реальном секторе экономики, и готовят специалистов, невостребованных ему. В этой связи работодатели вынуждены сами большое внимание уделять развитию персонала, прививая ему компетенции, необходимые для развития бизнеса «здесь и сейчас» - в условиях цифровизации экономики и общества.
Исключением не являются и предприятия аптечного бизнеса, которые наряду с основными профессиональными компетенциями, такими как производство и изготовление лекарственных средств, реализация лекарственных средств, обеспечение условий хранения и перевозки лекарственных средств, обеспечение информирования о лекарственных препаратах; проведение санитарно-просветительной работы с населением и др., требуют наличие у специалистов компетенций в области прямых активных продаж и маркетинга. Вместе с тем, образовательные программы различного уровня по направлению фармация и фармакология, реализуемые в образовательных организациях Ростовской области, не предусматривают в своих учебных планах дисциплин, направленных на развитие вышеупомянутых компетенций. В этой связи руководители предприятий аптечного бизнеса вынуждены прибегать к услугам бизнес-образования и дополнительного профессионального образования, специализирующихся на тренингах по продажам. Таким образом, проблема развития персонала для реального сектора экономики, в частности для аптечных предприятий, приобретает особое значение.
Поэтому целью работы является разработка мероприятий по развитию персонала предприятия аптечного бизнеса.
Проблемам развития персонала в своих трудах уделяли внимание следующие авторы: Абрамов А., Веснин, В.Р., Герш М.В., Данилина Е.И., Данилюк А.А., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Лукичева Л.И., Маслов Е.В., Романова И.А. и др.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «развитие персонала» и его роль для современной организации;
- изучить формы, методы и инструменты развития персонала организации, особое внимание уделив зарубежному опыту;
- провести анализ развития персонала в ООО «Восход», оценив его кадровый потенциал;
- выявить требования, предъявляемые к квалификации специалистов предприятиями аптечного бизнеса;
- предложить мероприятия по развитию персонала ООО «Восход» и оценить их эффективность.
Объектом исследования выступает ООО «Восход», основным видом деятельности, которого является розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). Предметом - механизмы и инструменты развития персонала предприятия аптечного бизнеса.
Источниками данных являлись книги, периодические издания и электронные ресурсы, информация, полученная на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, а также организационноправовая и бухгалтерская документация ООО «Восход». Обработка данных проводилась с использованием компьютерных программ: Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point.
В качестве методов научного исследования в работе использовались: методы системного анализа, структурный анализ, статистические методы, методы экспертных оценок.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и содержание понятия «развитие персонала» и его роль для современной организации
В настоящее в условиях стремительного развития экономики знаний ключевым инвестиционным ресурсом как для экономики в целом, так и для отдельных предприятий и организаций становится человек (человеческий капитал), нередко отодвигая на задний план капитал финансовый - главный инвестиционный ресурс экономики четвертого технологического уклада. Человеческий капитал - это креативные профессионалы, интеллект, знания, качественный и высокопроизводительный труд [11].
Человеческий капитал предприятия формируется его персоналом. Персонал (от лат. personalis- личный) - это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Другими словами, персонал - это все сотрудники, которые числятся на предприятии, которое принимают непосредственное участие в деятельности предприятия и достижении его целей.
Термин «персонал» впервые стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников организации, имеющих различия в квалификации и должностной принадлежности. Основными признаками персонала являются:
- наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом). Вместе с тем, случается, что на практике пренебрегают формальностями и не оформляют трудовой договор, что лишает персонал гарантий соблюдения по отношению к нему норм трудового законодательства;
- обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), которые позволяют отнести персонал к одной из следующих категорий: к руководителям, к специалистам, к другим служащим (техническим исполнителям), к рабочим;
- целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей предприятия посредством установления соразмерных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации.
Важно отметить, что с точки зрения состава персонал имеет неоднородную структуру. Классифицировать персонал организации можно по следующим признакам:
- имущественные отношения (собственники и наемные рабочие);
- участие в производственной деятельности (промышленно -
производственный и непроизводственный персонал);
- категории (рабочие и служащие);
- место основной работы (состоящие в штате и несостоящие в штате);
- профессиональная структура персонала;
- квалификационная структура персонала (квалификационные разряды, квалификационные категории);
- половозрастная структура персонала;
- структура персонала по стажу;
- структура персонала по уровню образования и др.
В Российской Федерации наиболее распространенным классификационным признаком является деление персонала исходя из его участи в управлении предприятием, а также характеристик труда. Согласно этой классификации персонал делится на две категории: служащие (управленческий персонал) и рабочие (производственный персонал).
Служащие (управленческий персонал) заняты трудовой деятельностью, связанной с умственным трудом, а именно: с получением и обработкой информации, а также с принятием различных управленческих решений и контролем над их исполнением.
Рабочие (производственный персонал) осуществляют в основном физическую работу, непосредственно воздействуя на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей. При этом производственный персонал делится на основной, который непосредственно занят в производстве, и вспомогательный, который трудится в обслуживающих и вспомогательных подразделениях предприятия.
Учитывая тот факт, что персонал имеет возможность самостоятельно принимать решения по любому вопросу, имеет субъективные интересы, является достаточно чувствительным к управленческому воздействию, эксперты относят его к наиболее сложным объектам управления на предприятии.
Цифровизация экономики и общества, ускорение научно-технического прогресса, развитие «умных» человекоцентрированных технологических сред изменяют содержание трудовой деятельности, требуя от персонала специальных знаний, высокопрофессионального мастерства, навыков коллективного взаимодействия, творческих и предпринимательских способностей и т.д. В этой связи одним из ключевых факторов успеха лубого предприятия является развитие его персонала [31].
Кроме того, необходимость развития персонала диктуется потребностью внутренней среды предприятия в следующих ситуациях:
- при серьезных изменениях бизнес-стратегии, когда планируются существенные перемены в производстве или в работе с клиентами;
- при наличии таких проблем как высокий уровень текучести кадров или же отсутствие четкой структуры привлечения новичков с нужными компетенциями;
- в ходе крупного слияния или поглощения, когда сделки невозможны без четкой стратегии, согласованной с задачами бизнеса;
- когда компания стремится занять лидирующую позицию на рынке.
Рассмотрим более подробно понятие «развитие персонала». В научной литературе существует множество трактовок понятия «развитие персонала» (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Определение понятие «развитие персонала» с точки зрения различных авторов
Автор |
Определение понятия «развитие персонала» |
Веснин В.Р. |
Развитие персонала представляет собой процесс проведение различных мероприятий, направленных на полноценное раскрытие потенциала сотрудников, их личностный рост и развитие их шансов вносить свой вклад в деятельность организации [5] |
Егоршин А.П. |
Развитие персонала представляет собой комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы [12] |
Кибанов А.Я. |
Развитие персонала представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий в сфере обучения персонала, его подготовки, переподготовки и повышения квалификации [16] |
Лукичева Л.И. |
Развитие персонала представляет собой ряд мер, которые включают в себя профессиональное обучение абитуриентов, переподготовку и повышение качества рабочей силы, и планирование деловой карьеры персонала организации [23] |
Маслов Е.В. |
Развитие персонала представляет собой совокупность мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала организаций [24] |
Шлендер П.Э. |
Развитие персонала представляет собой систему мероприятий, направленных на поддержку способных к обучению работников, распространение знаний и передового опыта, обучение молодых квалифицированных сотрудников, осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников и снижения текучести кадров |
Анализируя определения, приведенные выше, понятие «развитие персонала» можно определить как процесс, направленный на формирование у сотрудников знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности их деятельности, который предполагает постоянное повышение компетентности персонала посредством обучения, переподготовки, повышения квалификации и т.д. Кроме того, к нему можно отнести мероприятия по профессиональной адаптации, по поддержанию и повышению командного духа в организации, по планированию деловой карьеры, по созданию кадрового резерва и прочее.
Как показывает практика, благодаря работе, направленной на развитие персонала, сотрудники более уверены в себе и в своих способностях, что положительно сказывается на предприятии в целом. Ведь разрыв между необходимыми способностями и реальными возможностями работника демотивирует его, тем самым снижая эффективность его труда. Считается, что развитие формирует у работников систему ценностей и установок, соответствующих сегодняшним реалиям и помогающим поддерживать организационную стратегию предприятия. Исходя из этого, можно выделить следующие факторы, подтверждающие важность роли развития персонала для предприятия:
- развитие является средством достижения стратегических целей организации;
- развитие является средством повышения ценности человеческих ресурсов в компании;
- развитие является средством качественной подготовки ресурсов при проведении изменений в организациях.
Следует отметить, что развитие персонала неразрывно связано с текущими HR-процессами в организации, так, как только хорошо обученные сотрудники могут правильно и эффективно выполнять свою работу.
Таким образом, развитие персонала - одна из важнейших составляющих общего повышения эффективности предприятия. Эффективность и качество развития персонала в организации, как одной из важнейших главных функций управления персоналом, определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, выбором рациональных форм, методов и инструментов, которые будут рассмотрены далее.
1.2 Формы, методы и инструменты развития персонала организации
В самом обобщенном виде развитие персонала может быть общим и профессиональным.