Файл: Понятие, структура и свойства логистических систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутрипроизводственные микрологистические системы связаны с организацией и управлением материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции.

Внешние микрологистические системы связанны с управлением и организацией движения материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Интегрированные микрологистические системы связанны с управлением и организацией движения материальных и сопутствующих потоков как внутри рассматриваемого предприятия, так и возникающих в процессе взаимодействия предприятия (фирмы) со своими поставщиками, клиентами и другими заинтересованными сторонами.

Макрологистические системы не предназначены для извлечения прибыли или достижения каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемой на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. В зависимости от характера межсистемных связей принято выделять три варианта макрологистических инфраструктур:

1. Макрологистические системы с прямыми связями. В таких логистических системах материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без посредников.

2. Эшелонированная макрологистическая система. В таких логистических системах материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов движутся к производителю, а от него - к потребителям через посредников.

3. Макрологистическая система с гибкой связью. В таких логистических системах движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться непосредственно либо через посредников. В течение последних десятилетий в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается.

А.М. Гаджинский, А.Г. Кальченко, И.А. Леншин, Ю.М. Неруш и другие ученые предпринимали попытки разделить логистические системы на виды и группы по таким признакам, как: 1) уровень логистической интеграции (кооперации) - институциональная признак; 2) вид логистических цепей; 3) характеристика снабжения и распределения.

Классификация логистических систем по институциональному признаку представлена в табл. 2.1. Рассмотрим подробнее эту классификацию.


Первый уровень касается микрологистических подсистем, так как на любом предприятии имеются подсистемы снабжения и распределения. Кроме того, на производственных предприятиях создается логистическая подсистема поддержки производства, а на предприятиях непроизводственной сферы - подсистема поддержки операционной деятельности.

Таблица 2.1

Классификация логистических систем по институциональному признаку

Уровень логистической кооперации

Вид логистической системы

Характеристика

Примеры логистических систем

I

Микрологистические подсистемы

Функционируют как составляющие логистической системы предприятия

Логистическая подсистема снабжения; поддержки производства (операционной деятельности); распределения (сбыта).

II

Микрологистические системы

Охватывают логистические процессы предприятия

Логистическая система: промышленного, торгового предприятия или предприятия сферы услуг

III

Металогистические системы

Межорганизационная кооперация

Кооперация производственных, торговых, транспортных предприятий

IV

Мезологистические системы

Кооперация мета-логистических систем

Логистические цепи поставок от места происхождения сырья к месту потребления продукта. Региональные системы обеспечения, транспортировки грузов, людей.

V

Макрологистические системы

Интеграция потоков в масштабах всей страны

Национальная транспортная система Национальная система стратегических запасов

Национальная информационная система

VI

Международные макрологистические системы

Интеграция потоков разных стран

Международные транспортные, информационные системы, системы безопасности и др.

Системы дистрибуции глобальных фирм.

Микрологистическая система, как система второго уровня, охватывает логистическую деятельность предприятия и сочетает в себе признаки вышеуказанных подсистем. В ней решаются вопросы координации отдельных функциональных элементов, таких как процессы планирования производства и сбыта; транспортные, складские и погрузочно-разгрузочные работы.

Кооперация между организациями характерна для третьего уровня, при взаимодействии производственных, торговых, логистических предприятий или всех вместе. Металогистические системы объединяют логистические процессы смежных предприятий через заключенные договоры, контракты и др.


Логистическую кооперацию четвертого уровня характеризуют мезологистические системы в пределах отдельного региона.

Макрологистическая система связывает логистические потоки в масштабах экономики всей страны. Макрологистическими системами являются национальные транспортные, информационные системы, системы национальной безопасности, стратегических запасов, обороны и др.

В табл. 2.2 представлена классификация логистических систем в зависимости от характеристик поставки и распределения.

Таблица 2.2

Классификация логистических систем по характеристикам поставки и дистрибуции

Вид логистической системы

Характеристика

Примеры логистических систем

Уравновешенные логистические системы

Поставки и распределение выполняются в разных местах с разными контрагентами

Производство пищевых продуктов

Логистические системы с преобладанием поставок

Сложные (многономенклатурные) поставки и простое распределение

Изготовление самолетов, кораблей

Логистические системы с преобладанием распределения

Простые (монономенклатурные) поставки и многономенклатурное распределение

Химическая промышленность

Логистические системы с обратным циклом

Возвращение с целью замены, ремонта, утилизации

Компьютеры, телефоны

В табл. 2.3 представлена классификация логистических систем в зависимости от вида логистических цепей.

Таблица 2.3

Классификация логистических систем по видам логистических цепей

Вид логистической системы

Вид логистической цепи

Характеристика

Примеры логистических систем

С прямыми связями

Прямые хозяйственные связи

Материальный поток доводится до потребителя на основе прямых хозяйственных связей. В таких системах сокращаются сроки поставок, но имеются большие транспортные расходы.

Поставки от места происхождения продукта непосредственно к месту потребления продукта.

Эшелонированные

Многоуровне

вые связи

Материальный поток доводится до потребителя с участием хотя бы одного посредника

Поставки от места происхождения продукта к месту потребления продукта от посредника.

Гибкие

Прямые хозяйственные связи и многоуровневые связи

Материальный поток до потребителя доставляется как по прямым связям, так и с участием посредников.

Система снабжения машиностроительного предприятия, согласно которой узлы, детали постоянного спроса поставляются из состава посредника, а детали эпизодического спроса - со склада производителя


В зависимости от оптимизации определенной сферы логистической деятельности, снабжения, распределения или утилизации, возможно отнесение логистической системы к тому или иному виду.

Кроме того, детальные классификации логистических систем в основу берут:

- Фазовую принадлежность - подсистемы снабжения, производства, сбыта, переработки и утилизации отходов и др.;

- Функциональный признак - подсистемы реализации заказа, транспортировки, формирования запасов, складирования, упаковки, обслуживания клиентов, информационные и т.д.;

- Функции управления - подсистемы логистического планирования, логистического контроля, стратегического и оперативного логистического управления;

- Административно-территориальное деление - районные, городские, областные, республиканские;

- Отраслевые признаки: межотраслевые, отраслевые (машиностроительные, строительные, торговые и др.)

- Степен глобализации - государственные, межгосударственные, трансконтинентальные.

Выбор типа логистической системы зависит от комплекса выполняемых функций и критериев, которые ее характеризуют: степень надежности поставок; минимальная продолжительность транспортировки; минимальные транспортные расходы; гибкость системы; обеспечение хранения грузов; скорость обработки заказов; минимальные затраты на упаковку грузов; низкие расходы на страхование.

В современном развитии логистических систем выделяется ряд тенденций: во - первых, повышение уровня логистической кооперации, во-вторых, создание комплексных логистических систем, которые решают многие функциональные задачи.

2.2. Описание общепризнанных логистических систем

На практике используются следующие виды логистических систем:

- Just In Time

- MRP - Materials requirements planning

- DRP (distribution requirements planning)

- MRPII - Manufacturing resource planning

- ERP - Enterprise resource planning

- LEAN PRODUCTION

- SAP R/3

- CSRP - Customer Synchronized Resource Planning

- ROP, QR, CR, AR

- EOQ МОДЕЛЬ[10].

Основная идея концепции JUST IN TIME (JIT) состоит в том, что если логистическое расписание задано, то движение материальных потоков можно организовать таким образом , что материалы и компоненты будут поступать в нужном кол-ве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки. Это позволяет утверждать, что запасы материальных ресурсов не нужны. Таким образом, можно выделить два основных предположения данной концепции: возможно обеспечить поставку МР точно в заданный срок; возможно предсказать спрос на готовую продукцию хотя бы на срок поставки + срок производства;


Принципы функционирования JIT системы на примере системы KANBAN.

После исследования спроса формируется производственная программа. По этой программе подразделение, которое является последним в производственной цепочке (например, сборочный цех) получает заказ на сборку определенного количества готовой продукции. Тогда это подразделение отправляет свой заказ на комплектующие предыдущему в производственной цепочке подразделению и получает в указанный срок нужные комплектующие в заданном количестве (на один заказ). Если подразделений много, то процесс осуществления заказовитеративно повторяется, пока не будет сформирован заказ внешнему поставщику.

Система JIT широко используется в розничной торговле, так как повышает прибыльность розничных фирм, если они способны точно прогнозировать потребительский спрос. Однако в отраслях промышленности, которые производят сезонную продукцию, широко не используется.

Концепция MRP - Materials requirements planning имеет цели, среди которых удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю; поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции; планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств МР и запасов продукции за время, которое используется для планирования. Работа системы начинается с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые для удовлетворения потребностей производственного расписания количества материальных ресурсов.

Ядром MRP системы является программный комплекс, который и проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на основании базы данных о материальных ресурсах и их запасах, и на основании производственного расписания. На выходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схемы доставки материальных ресурсов по подразделениям, объемы и сроки поставок.

MRP системы используются, когда спрос на материальные ресурсы очень зависит от спроса потребителя на готовую продукцию, или когда надо работать с большой номенклатурой материальных ресурсов.

Логистическая концепция «Lean Production» является развитием подхода «just in time» и включает в себя такие элементы как системы KANBAN и MRP.

В плане логистики у данной системы следующие цели: высокие стандарты качества продукции; низкие производственные издержки; быстрое реагирование на потребительский спрос; короткое время переналадки оборудования.