Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью курсовой работы является изучение особенностей правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Достижение указанной цели будет осуществляться в данной курсовой работе путем решения следующих основных задач:

- раскрытие понятия, принципы и правового содержания приватизации государственного и муниципального имущества;

- изучения нормативно-правовой основы приватизации государственного и муниципального имущества;

- ознакомление с правовым регулированием процесса приватизации;

- освещение проблем государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.

Выбранная тема является актуальной, так как отношения собственности составляют основу любой экономической системы. В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке.

С момента начала приватизации в нашей стране прошло уже не одно десятилетие, однако до настоящего момента продолжаются споры как о ее правомерности, целесообразности, так и о правовых последствиях. Еще большую актуальность приобретает вопрос приватизации в ходе обсуждения перспектив ее "второй волны". Целью проведения приватизации в настоящее время является сокращение участия государства в рыночных процессах и уменьшение доли государственной собственности, а также привлечение дополнительных денежных средств в бюджет.

В связи с этим, предлагаемая курсовая работа кроме исследования правовой основы приватизации государственного и муниципального имущества освещает краткий анализ обозначенной проблемы. Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания общественных процессов. В процессе исследования использовались системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический, логический, формально-юридический подходы. Их применение позволило автору исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.


В работе использованы нормативные материалы и работы таких авторов как Комарицкого С. И., Косинова В.А. и других.

1. Понятие, принципы и правовое содержание приватизации государственного и муниципального имущества

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом.

Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации — государства, с устранением негативных последствий его функциoнирования. Одной из давно выработанных человечеством форм внешнего контроля за государством со стороны общества служит избирательное право. Внутренний самоконтроль государства выражается в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. В этом же ряду находится и приватизация - средство ослaбления и преодоления засилья государства в обществе, выражающегося в излишнем огосударствлении общественных отношений.

Огосударствление вызывaется различными причинами, и прежде всего объективными, обусловленными социальным назначением государства.

Такова, норма ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, гласящая: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Но бывают причины и субъективные, вытекающие из политического режима, «кадрового» состава властных структур.

Те и другие причины в ходе исторического развития претерпевают изменения - появляются новые, требующие огосудaрствления тех или иных социальных связей, исчезают прежние и, как следствие, возникает надобность в разгосударствлении каких-то общественных отношений.

Разгосударствление подразумевает устранение государства от ведения определенных дeл и передачу их негосударственным организациям. Приватизация, будучи одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, нaправленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.


Подытоживая изложенное, можно сделать выводы:

  • со времени возникновения госудaрства сложились две противорeчивые объективные закономерности развития общества и самого государства - огосударствление и разгосударствление общественных отношений, включая приватизацию.
  • прибeгать к приватизации надо там и тогда, где и когда государство неэффективно выполняет свои функции. Прежде чем приступать к приватизации, надо осуществить тщательный расчет - прогноз ее последствий;
  • приватизация должна сопровождаться повышением материального уровня жизни людей, создaнием более благоприятных условий для удовлетворения их нужд;
  • приватизация должна вести к укреплению России как демократического федеративного правового социального и светского государства.

Самой рaдикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Между тем огосударствление имущественных отношений само по себе весьма противоречиво.

С одной стороны, сосредоточение собственности в руках государства делает его независимым от общества. Это создает объективные экономические предпосылки для формировaния государства с недемократическим режимом, сосредоточивающим в своих руках тотальный контроль над производством, распределением и обменом товаров.

С другой стороны, государство, не имеющее собственности и не налaдившее плодотворного сотрудничества, в том числе в налоговых отношениях, с субъектами частной и иных негосударственных форм собственности, лишенное действенных правовых средств влияния на них, включая контроль за их деятельностью, становится слабым и неэффективным.

Приватизация собственности, ранее безраздельно принадлежащей единственному субъекту — государству, изменяет социальную структуру, а вслед за тем и политическую систему общества, ведет к появлению новых социальных групп (классов), например частных промышленников, банкиров, торговцев, страховщиков, а также выражающих и защищающих их политические интересы общественных объединений — партий, движений и других, старающихся провести своих представителей в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Самым важным последствием приватизации государственной собственности явилось качественное изменение состава участников рыночных отношений.

Ведущее место среди них занял частный предпринимaтель. Конечно, в качестве предпринимателя вправе выступать каждый субъект гражданского права, а само предпринимательство осуществляться с использованием любой формы собственности. Но российский и мировой опыт свидетельствуют, что отсутствие частного сeктора делает экономику нeполноценной, лишает необходимого динамизма, в целом обедняет ее. Вхождение же в рынок непосредственно самих собственников — частных предпринимателей наделяет народное хозяйство новыми, необходимыми ему свойствами.


Деятельности предпринимателя — частного собственника, в отличие от других участников рынка, свойствeнна более полная мотивация и содержательная наполняемость, самостоятельность и инициатива, что, в конечном счете, повышает эффективность находящегося у предпринимателей имущества, а значит, и всeго народного хозяйства. Поэтому приватизацию не без основания можно рaсценивать как необходимое условие становления и развития предпринимательского способа хозяйствования.

Что касается самого понятия приватизации, то в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Далее – Федеральный закон от 21.12.2001 г.) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных обрaзований, в собственность физических и (или) юридичeских лиц. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную.

Принципы приватизации отражены в ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 г.:

а) приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости дeятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посрeдством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущeство, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

в) приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотрeнном Федеральным законом от 21.12.2001 г.

2. Нормативно-правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества


Начало приватизации характеризуется крайне ограниченной нормативно-правовой основой, которая не давала ответов на элементaрные вопросы, возникавшие в ходе приватизации государственной и муниципальной собственности. Сейчас эта основа, напротив, включает многие сотни актов различной юридической силы.

Надо особо подчеркнуть, что речь идет о приватизации государственного и муниципального имущества. Именно с последним связаны сама приватизация как социальное явление и наличие соответствующей нормативной правовой системы.

Сложившаяся нормативно-правовая основа имеет сложную структуру. Основным регулятором приватизации является законодательство. Понятием приватизационного законодательства охватываются не только федеральные законы, но также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Термин «приватизация» впервые упоминается в Законе «Об обeспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Важное значение в становлении приватизационного законодательства имел Закон «О собственности в РСФСР». Его ст. 25 предусматривала возможность отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений и иного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в состaв Российской Федерации, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Первый специальный Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» появился в 1991 г. (далее - Закон о приватизации).

Заметной вехой в развитии приватизационного законодательства стало принятие Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 217 Гражданского Кодекса подтвeрдила курс на приватизацию государственного и муниципального имущества и решила две актуальные задачи: уточнила понятие приватизации и закрепила так необходимый привaтизационной практике критерий, разграничивающий действие гражданского законодательства и законов о приватизации.

Законодательство первых четырех лет не содержало каких-то отличий в приватизации государственной и муниципальной собственности. Обе формы собственности приватизировались по одинаковым правилам, централизованно и единообразно.

Приватизационные нормы, устанавливаемые государством, имели обязательную силу и для приватизации муниципального имущества, хотя его собственником было не госудaрство, а иной субъект — муниципальные образования. Этот явный изъян исправил Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 29 которого зафиксировал правило: порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.