Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Особенности общения в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения дошкольников со сверстниками
1.3 Этапы развития общения дошкольников со сверстниками
1.4 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Общение составляет необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания.
В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с общим недоразвитием речи актуальна.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Особенности межличностного общения у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучение особенностей межличностного общения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: межличностное общение.
Задачи исследования:
- Проанализировать общую и специальную литературу по теме исследования, определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
- Подобрать унифицированный набор экспериментально-психологических методик исследования коммуникативной деятельности и апробировать их на детях старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретико-методологический анализ.
2. Констатирующий эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и практической части и библиографического списка.
Непосредственной основой для проведения исследования послужило положение М.И.Лисиной о развитии специфической потребности в общении со сверстниками.
База исследования: ДОО
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Особенности общения в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди, и одной из главных потребностей становится потребность в общении, которая у ребенка проявляется рано, примерно в один месяц (И.Ю.Кулагина, 1999). Разные психологи по-разному определяют природу потребности в общении, так В.С.Мухина (1985) трактует ее как "желание быть вместе", Т.А.Репина (1965) - "стремление к общению". Потребность в общении имеет единую природу независимо от возраста партнера: главное, это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью... (Я.Л. Коломинский, 1976; М.И. Лисина, 1997). Дошкольный возраст характеризуется двумя основными тенденциями в социальном развитии:
1. Активизация потребности в общении с взрослым;
2. Формирование специфической потребности в общении со сверстником.
Наличие у ребенка специфической потребности в общении со сверстниками М.И. Лисина (1997) определяет по четырем критериям:
1) Внимание ребенка к другим детям;
2) Эмоциональный отклик на действия детей;
3) Стремление обратить на себя внимание сверстника;
4) Чувствительность к аффективному отношению другого.
Выделенные критерии дают возможность увидеть у ребенка стремление к оценке (первый и второй критерии) и самооценке (третий и четвертый критерии), то есть оформление у него потребности в общении.
В.С. Мухина (1986) так же отмечает важное значение потребности в общении у детей дошкольного возраста. Она пишет, что влияние общения со сверстниками играет огромную роль в развитии личности ребенка-дошкольника. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками, которая развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.
Так же В.С.Мухина (1975) обозначает линии, по которым общение со сверстниками воздействует на общее психическое развитие ребенка. Она выделяет три линии.
Первая состоит в формировании у дошкольника самой коммуникативной деятельности. "В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи". Важное значение автор придает тому, что в коллективе детей ребенок устанавливает особые отношения, которыми он не мог бы овладеть, общаясь только с взрослыми: это отношения "не с наставниками", а с равными ему участниками совместной деятельности.
Вторая линия связана с овладением некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществить в одиночку (это, прежде всего, игра).
Третья линия связана с влиянием общения на развитие личности детей. В общении со сверстниками дошкольник учится применять на практике нормы поведения, упражняться в нравственных поступках. В 4-5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников[9;23].
В зарубежной психологии выдвигается тезис о компенсаторных, т.е. взаимодополняющих отношениях между общением ребенка с взрослыми и со сверстником (Х. и М.Харлоу). Компенсаторная роль контактов со сверстниками в социальном развитии ребенка, когда внимание и забота взрослых недостаточны (или вовсе отсутствуют), доказывается обычно ссылкой на результаты наблюдений за развитием детей-сирот, проведенных представителями психоанализа... (Дж.Данн, Дж.Л. Гервитц, А.Фрейд).
Наблюдения А.Фрейд и С. Данн (1951) показали необычайную интенсивность общения детей 3-4 лет при отсутствии родительской заботы. Психоаналитическая интерпретация этого факта состоит в том, что при отсутствии матери потребность в любви удовлетворяет другой ребенок... Однако ничего не упоминается о взрослых, без которых бы дети не могли бы выжить и достичь нормального развития. Результаты ряда исследований показывают, что общение ребенка со сверстниками может возникнуть и развиваться только на основе общения с взрослым. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома воспитывающихся при дефиците общения с взрослым, но имеющих широкие возможности общения друг с другом, контакты со сверстниками примитивны и однообразны[15;25].
В необихевиористской школе социального научения (У.Хартап, Д.Браян и др.) воздействия взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматриваются как взаимодополняющие. Они суммируются в своем влиянии на поведение ребенка, при этом взрослый как источник положительного социального подкрепления "сильнее" сверстника - он может изменить характер общения и взаимоотношения между детьми. Однако общение с взрослым отличается от общения со сверстниками, по данным этих исследований, только количественно: по силе воздействия, по числу и частоте контактов и т.д. В экспериментах сопоставляется общение со взрослыми и со сверстниками по множеству формальных факторов, таких, как пол ребенка, количество детей в семье, социальная принадлежность, условия общения и т. д. ... Было установлено, что на открытом воздухе дети чаще общаются со сверстниками, а в помещении - со взрослым, что девочки чаще общаются со взрослым, а мальчики – со сверстниками... При этом общение с взрослым и со сверстниками сравнивается только с точки зрения интенсивности и частоты контактов. Вопрос о качественной специфике общения со сверстником в отличие от общения с взрослым в этой работе, как и во многих других не ставится." (Смирнова Е.О. Психология ребенка, М. 1997).
1.2 Особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Первая и наиболее важная отличительная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п. Столь широкий диапазон детских контактов определяется более богатым набором функций в общении сверстников, соответственно и большим разнообразием коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных[12;61].
Второе яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий, раскованность контактов дошкольников отличают их от взаимодействия с взрослым. "В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Подобная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым." (Кулагина И.Ю. Возрастная психология... М., 1997).
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и проч[8;31].
Общество сверстников помогает проявить ребенку свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста[6;21].
Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают чаще. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
1.3 Этапы развития общения дошкольников со сверстниками
Анализируя подходы к проблеме онтогенеза специфической потребности общения со сверстниками, мы опирались на положения М.И.Лисиной об этапности развития данной потребности:
Первый этап - это период отсутствия у ребенка самостоятельной и специфической потребности в общении со сверстниками. Он охватывает первый год жизни. С.В.Корницкая и Л.М.Царегородцева (1979) установили, что у младенцев выявляются только два критерия: внимание и аффективный отклик. В конце года возникают эпизодические практические контакты, когда дети вместе рассматривают что-то, тянут за шнурки ботинок: но они очень кратковременны и быстро прекращаются из-за неумения младенцев произвольно регулировать свое поведение.