Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе( Общая характеристика рекламы и история ее развития).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общая характеристика рекламы и история ее развития
1.2 Подведомственность дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе
2. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
2.1 Ответственность в соответствии с Законом "о рекламе"
2.2 Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
Помимо этого реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В рекламе не должно быть допущено использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе также не допустимо. Использование образов медицинских и фармацевтических работников возможно только рекламе медицинских услуг, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. Также не допускаются скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок и иными способами.
Помимо всего этого запрещено размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России сложился "смешанный путь", в результате которого российское законодательство имеет: кодифицированный источник правового регулирования - Закон РФ "О рекламе" и, кроме того, ряд нормативных актов, регулирующих отдельные стороны рекламной деятельности. Реклама в соответствии с законом "О рекламе" - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Общие требования к рекламе. Общие требования к рекламе изложены в ст.5 Закона "о рекламе" (далее Закон). В соответствии с Законом, реклама должна быть добросовестной и достоверной. В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона РФ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. В рекламе не должно быть допущено использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
1.2 Подведомственность дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе
Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, нарушившего законодательство.
В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу ФАС, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы. При этом территориальный орган ФАС обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган ФАС по месту нахождения лица, в отношении которого возбуждено дело. В случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС, выявивший такое нарушение территориальный орган ФАС передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства РФ о рекламе, или дело в территориальный орган ФАС по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, либо ходатайствует перед ФАС о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
ФАС вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, нарушившего законодательство, или места распространения рекламы. Дело, возбужденное ФАС или ее территориальным органом, может быть передано по ее решению другому территориальному органу.
Вопрос о передаче дела по подведомственности разрешается Федеральной антимонопольной службой в течение 15 рабочих дней со дня поступления к ней материалов или дел, возбужденных разными территориальными органами Федеральной антимонопольной службы по факту распространения одной и той же рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дела по фактам принятия органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству о рекламе, возбуждаются и рассматриваются тем территориальным органом ФАС, на территории которого находится орган, принявший акт. Дела по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти возбуждаются и рассматриваются ФАС. Федеральная антимонопольная служба вправе возбудить и рассмотреть любое дело и принять дело, возбужденное ее территориальным органом, к своему рассмотрению независимо от стадии рассмотрения дела.
Таким образом, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС) по месту нахождения лица, нарушившего законодательство.
1.3 Рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
Дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык. В заявлении должны содержаться:
наименование и место нахождения заявителя - юридического лица;
наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с приложением имеющихся доказательств; требования заявителя. В случае невозможности предоставления доказательств, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.
Территориальный орган ФАС, выявивший, что рассмотрение заявления относится к компетенции другого антимонопольного органа, обязан направить заявление в соответствующий антимонопольный орган, одновременно уведомив об этом заявителя в срок, не превышающий 1-го месяца со дня поступления заявления. ФАС в случае принятия решения о направлении заявления на рассмотрение в свой территориальный орган уведомляет заявителя о таком решении с указанием наименования и адреса данного территориального органа, а также фамилии, имени, отчества его руководителя в срок, не превышающий 1-го месяца со дня поступления заявления.
Антимонопольный орган рассматривает заявление, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления. При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства о рекламе и нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле. В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение: о возбуждении дела либо об отказе в возбуждении.
Антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в следующих случаях: рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа; отсутствуют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе; по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом; по факту основания для обращения с заявлением, имеется вступившее в законную силу решение суда.
В случае отказа в возбуждении дела антимонопольный орган обязан письменно уведомить об этом заявителя в течение 5 дней со дня принятия такого решения. Принятие решения по заявлению может быть отложено в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, в суде, арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления, до принятия и вступления в силу соответствующего решения по такому делу, о чем антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.
Таким образом, дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
2. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
2.1 Ответственность в соответствии с Законом "о рекламе"
Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы за счет рекламодателя. При этом суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.
Суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке: