Файл: Организация и проведение спортивных соревнований по дзюдо.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация и проведение спортивных соревнований
Правовое регулирование организации спортивных соревнований по дзюдо
1.3. Организация спортивного соревнования по дзюдо
1.4. Коммерциализация спортивных соревнований
Глава 2. Анализ организации и проведения Всероссийских соревнований по дзюдо среди мужчин,
2.1. Характеристика Всероссийских соревнований по дзюдо среди мужчин, посвященных памяти
2.2. Условия проведения турнира
Положение должно быть известно участвующим организациям за 3–4 месяца до начала соревнований.
При подготовке к соревнованиям крупного масштаба создают организационный комитет из 5–7 человек. В план его работы входит организация мероприятий, необходимых для успешной подготовки к соревнованиям и их проведения (выбор и подготовка места соревнований, подготовка инвентаря, оборудования, оформление документации, размещение участников, судей, представителей). Организационный комитет широко привлекает к своей работе общественный актив.
Второй, более сложный и ответственный период подготовки к соревнованиям включает выбор и оборудование мест соревнований, составление программы и графика проведения соревнований; предварительную информацию о соревнованиях, подготовку афиш и плакатов.
При выборе и оборудовании места соревнований необходимо учитывать его соответствие требованиям правил.
Особое внимание нужно обратить на то, чтобы татами были размещены так, чтобы это было удобно зрителям, участникам, тренерам и судьям. Крупные международные соревнования проводят на 3–4 татами. Причем татами располагается на подвесном помосте, обеспечивающем высокую амортизацию.
В условиях России это практически невозможно и поэтому используются обыкновенные покрытия.
Чтобы избежать несчастного случая, вокруг татами оставляют свободное пространство (2 м). По краям татами окружают мягкой защитной полосой шириной 120 см и толщиной, равной толщине татами.
Ширина рабочей части татами при проведении всероссийских и международных соревнований должна быть 12 м без обкладки.
При проведении соревнований на двух или более татами между ними оставляют площадь, свободную от предметов и устланную матами шириной не менее 3 м.
Около каждого татами устанавливают табло, на котором показываются все оценки действий борцов, стол для заместителя главного судьи. В распоряжении судьи за столом находятся два секундомера.
На противоположных (по диагонали) углах татами устанавливаются два стула для угловых судей и по два флажка красного и белого цвета для обозначения победителя.
Если татами уложен на помосте и защитная полоса вокруг него менее 2 м, то в этом случае боковые стороны помоста покрывают защитными щитами. Во всех случаях защитная полоса должна быть окрашена в цвет, отличный от цвета ковра.
Помещение, где проводятся соревнования, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (освещение, вентиляция и т. п.), а также иметь необходимое количество раздевалок, зал для разминки, просторную комнату для взвешивания участников.
Помещения для отдыха спортсменов и судей должны быть оборудованы мягкой мебелью, а в комнате для спортсменов необходим ковер для разминки.
Буфет с горячей пищей, чаем и напитками должен работать по расписанию, согласованному с главным судьей (как правило, с момента начала взвешивания и до конца соревнований).
Все помещения, где могут находиться спортсмены, судьи, тренеры и представители, свободные в данный момент от соревнований, должны быть радиофицированы.
Важно своевременно подготовить необходимую судейскую сигнализацию, демонстрационные и рекламные щиты, афиши, электронные табло, дипломы, жетоны, переходящие призы, вымпелы и т. п.
Соревнования должны быть обеспечены оргтехникой.
Особенностью соревнований по борьбе является предусмотренное правилами ежедневное взвешивание. Это обстоятельство предъявляет особые требования к организации соревнований, так как от результатов жеребьевки зависит примерное время выхода тех или иных борцов на ковер.
При комплектовании судейской коллегии исходят из расчета, указанного в официальных правилах соревнований.
Перед крупными соревнованиями представители организации, проводящей соревнования, и главный судья проводят пресс-конференцию, на которой разъясняют положение о предстоящих соревнованиях (цели, задачи, систему проведения, порядок определения победителя и др.). Во время соревнований действует пресс-центр, выпускаются специальные бюллетени и пр.
На третьем этапе подготовки к соревнованиям организуется прием и размещение участников; мандатная комиссия проверяет документацию, предусмотренную положением, и оформляет допуск участников к соревнованиям; проводится общее собрание участников, тренеров, судей и представителей команд, участники знакомятся с основными пунктами положения и программой проведения соревнований, окончательно комплектуется судейская коллегия.
Приемом и размещением участников занимаются члены организационного комитета, а допуском участников к соревнованиям – мандатная комиссия. Мандатная комиссия состоит из членов судейской коллегии, которые проверяют именную заявку, личные анкеты и документы, предусмотренные положением.
Последующая работа заключается непосредственно в проведении соревнований. При составлении программы и графика соревнований нельзя забывать, что спортсмены и судьи могут быть заняты на соревнованиях не более 6–8 часов в день с перерывом.
Возглавляет судейскую коллегию главный судья соревнований – наиболее опытный из судей. Он руководит ходом соревнований, следит за тем, чтобы участники соблюдали правила соревнований и положение о них.
На подготовительном этапе работы главный судья изучает положение о соревнованиях, составляет график и программу, дает указания по оборудованию места соревнований, участвует в комплектовании судейской коллегии.
До начала соревнований главный судья совместно с представителем или членом организационного комитета и врачом осматривают место соревнований и проверяют состояние ковров, покрышек, оборудования, инвентаря, весов. В случае если все выполнено в соответствии с правилами, главный судья оформляет акт о приеме места соревнований (см. правила соревнований).
В день соревнований главный судья организует взвешивание участников, жеребьевку и распределяет бригады судей на судейство схваток.
Во время соревнований главный судья следит за ходом схваток, за работой судейской коллегии.
По окончании соревнований (не позднее чем через три дня) главный судья и главный секретарь за своими подписями сдают отчет (см. правила соревнований) в организацию, поручившую им проведение соревнований.
В последний день соревнований главный судья проводит итоговое заседание судей, представителей и тренеров, на котором утверждаются результаты всех соревнований и выносится оценка судейства соревнований в целом.
Врач входит в состав судейской коллегии и отвечает за медицинское обслуживание участников и санитарно-гигиенические условия проведения соревнований.
1.4. Коммерциализация спортивных соревнований
в профессиональном спорте
Коммерциализация спорта - это процесс использования его для получения прибыли, вовлечения в орбиту товарных отношений в качестве активного звена. Спорт стал бизнесом. А в некоторых своих видах – большим бизнесом.
Развитие спорта за счет бизнеса и развитие бизнеса посредством спорта – два встречных процесса, имеющих большие перспективы для всех участников. Потенциал спорта в продвижении торговых брендов огромен и в нашей стране используется лишь частично. Это же можно сказать и о возможностях финансирования развития спортивных клубов за счет предоставления услуг рекламного характера коммерческим компаниям.
В нашей стране сфера спорта высших достижений еще не имеет достаточно устойчивой системы финансирования. Следует отметить, что мировая практика использовала два направления финансирования спортивной деятельности. Первое направление характеризуется 100%-ным государственным финансированием спорта. Эта система была свойственна всем социалистическим странам, а в настоящее время - Китаю.
В китайской модели большой спорт - часть государственной идеологии. Там побеждать на Олимпиаде значит доказывать преимущества политической системы. Причем каждая такая победа спортсмена конвертируется во славу.
Второе направление имеет смешанное финансирование физической культуры и спорта. Часть средств поступает из государственной казны (меньшая), значительная же часть средств происходит из внебюджетных источников. Например, в США большой спорт - часть общественного престижа и вид бизнеса. Там побеждать на Олимпиаде значит осуществлять «американскую мечту». Причем каждая такая победа конвертируется в деньги.
Проблема спорта высших достижений в России состоит в том, что он находится между двумя этими направлениями. С одной стороны, государство уже не в состоянии сделать из спорта большую политику, а с другой стороны - не в состоянии превратить большой спорт в престижный бизнес.
В соответствии с теорией частного и общественного блага услуги физической культуры и спорта могут являться чистым общественным благом, смешанным общественным, коллективным и частным благом. Поэтому организационный и экономический механизм функционирования инфраструктуры отрасли определяется развитием четырех секторов: государственного, смешанного (частного некоммерческого), общественного и частного коммерческого.
Роль государства в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование государственной политики. В том числе разработку государственных программ отраслевого развития на федеральном и местных уровнях, программ в помощь олимпийскому движению в стране. С развитием рыночных отношений роль государства в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг становится дифференцированной, что выражается в применении различных методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых, кредитных).
Развитие спорта высших достижений - это не самоцель спортивных клубов и федераций. Оно определяется общественной потребностью в подготовке высококвалифицированных спортсменов с целью поддержания престижа страны на международной арене, проведения крупных спортивных соревнований и удовлетворения спроса населения на спортивно-зрелищные услуги. В связи с этим в организации и финансировании спорта высших достижений весьма важно значение государственной поддержки.
В настоящее время профессиональный спорт стал довольно крупной структурой, которая включает в себя самые разнообразные отрасли. Профессиональный спорт превратился в средство обогащения самыми различными способами.
Развитие профессионального спорта в России привело к созданию закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007г.).[1] Этот закон устанавливает, что «профессиональный спорт - это предпринимательская деятельность, целью которой явилось удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей».
Инфраструктура спорта основана на заинтересованности людей в просмотре спортивных состязаний. В связи с этим довольно часто изменяются правила проведения различных соревнований в силу требований, выполнение которых обеспечивает максимальный уровень зрелищности.
Заинтересованность населения в просмотре различных соревнований обеспечила развитие и коммерциализацию этой сферы. Профессиональные спортсмены стали довольно быстро обогащаться за счет получения прибыли от участия в различных рекламных акциях и непосредственно соревнованиях. Изменение правил в целях повышения уровня зрелищности наглядно показывает всю степень коммерциализации спорта.
Негативные стороны - коммерциализация спорта ведет к перемещению ценностных ориентации, так как ценность спортивной деятельности уже начинает измеряться не тем, что человек занимается спортом и демонстрирует определенные достижения в нем, а количеством денег, которое это может принести. Коммерциализация сводит на нет воспитательные функции спорта. А без них спорт и олимпийское движение перестают быть тем большим и значительным социальным явлением, каким они пока являются.
Коммерциализация ведет к трансформации отдельных видов спорта, к изменению правил соревнований. И сам спорт, и оргкомитеты крупных международных соревнований, в том числе и Олимпийских игр, попадают в зависимость от внешних источников финансирования (прежде всего - от коммерческого телевидения).
Наряду с этим происходит дискриминация отдельных видов спорта, не пользующихся вниманием телевидения, рекламодателей и спонсоров, которые отдают предпочтение наиболее зрелищным видам.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
1. Спортивные соревнования – это подготовка к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбору, выявлению спортивных данных и спортивной подготовленности, проверке качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.
2. Были рассмотрены виды спортивных соревнований по дзюдо, правовые документы по регулированию организации спортивных соревнований по этому виду спорта.