Файл: Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике
1.1 Характеристика применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда
1.2 Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследовательских работ
1.3 Психофизиология ВУЗе профессионального отбора и профессиональный пригодности
Глава 2. Психофизиологические составляющие работы
2.1 Определение работоспособности
2.3 Психофизиологические многофункциональные характеристик состояния
Введение
На границах естественных наук и психологии сформировался ряд особых научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономичность, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - исследование широкого круга психофизиологических, психических и социально-психологических параметров человека, которые появляются в определенной деятельности, влияют на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.
В связи с неизменным конфигурацией нрава труда, насыщением его умственным содержанием и повышением напряженности существенными направления гуманизации и увеличения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессиональный отбора и профессиональный пригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических свойств человека, принципиальных для выполнения той либо другой определенной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психологических состояний.
Все это определило актуальность избранной темы.
Основная цель данной работы - тщательно охарактеризовать особенности профессиональный деятельности с позиций психофизиологии профессиональный деятельности.
Данная цель обусловила последующие задачки исследования: найти теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризовать психофизиологию профессиональный отбора и профессиональный пригодности; охарактеризовать психофизиологические составляющие работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические многофункциональные состояния.
Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике
1.1 Характеристика применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда
Осознанию необходимости и перспективности исследования психофизиологических процессов в профессиональный деятельности содействуют представления, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте «отражательной функции нервной системы» (Н.П.Бехтерева). С позиций деятельностного подхода психическое отражение также не существует «вне чувственной ткани», вне нейрофизиологических процессов и не реализуется без их (А.Н.Леонтьев).
На современном шаге психологов и физиологов, занимающихся неуввязками психологии и психофизиологии труда, соединяет воединыжды осознание того, что физиологическое обеспечение психологических процессов в деятельности имеет системный нрав. К концепциям, в каких раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся: теория многофункциональной системы, описывающая многофункциональную структуру деятельности; концепция установки, либо доминанты, отражающая «функциональный настрой» организма; представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга, модель психической системы деятельности, включающая характеристики психофизиологического уровня её обеспечения.
В согласовании с этими концепциями структурные конфигурации в психологической деятельности на современном шаге сопоставляются уже не только лишь и не столько с личными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, другими словами только через процессы «системного уровня». С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям неких исследовательских работ [1,с.34], конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональный деятельности.
Конкретно таковой подход характерен для работ практических психофизиологов, в каких анализ физиологических процессов употребляется для решения различных задач, связанных с профессиональной деятельностью.
1.2 Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследовательских работ
В прикладных исследовательских работах полный нрав психофизиологических исследовательских работ обеспечивается применением полиэффекторного способа, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и других характеристик. Эффективность этого способа почти во всем находится в зависимости от того, как верно определены аспекты оценки регистрируемых характеристик, и от того, как верно определены аспекты оценки регистрируемых характеристик, и от того, как правильно употребляются данные характеристики для решения намеченных целей.
В связи с таким количеством характеристик была проведена их унификация, обобщение и классификация приемов анализа и оценки конфигураций психофизиологических функций. В список характеристик, отражающих динамику регистрируемых характеристик, вошли характеристики продолжительности, латентного периода, средних значений амплитуды и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное рассредотачивание характеристик и другие свойства. Равномерно исследователи перебежали от желания получить информацию о как можно большем количестве логических характеристик к отбору позиций нужных и достаточных Болотова черт, в большей использованной степени связанных с функция реализацией определенной предугадать деятельности [1, с.8-10].
1.3 Психофизиология ВУЗе профессионального отбора и профессиональный пригодности
через Применение психофизиологических силы способов в психологии принципиальным труда было индивидуму вызвано необходимость формирование разработки беспристрастных и беспристрастной количественных критериев общего психофизиологического отбора. Этот Эта проблема определенного появилась в связи с мысленное развитием техники и деятельностных её усложнением, достижение также возникновением разработка профессиональный ессий, вокруг предъявляющих к психологическим системе качествам и психофизиологическим лекций способностям работающего преобразования человека все силы более жесткие неэффективным требования. В российскей психологов психологии разработка аутотренинга методических приемов Их отбора базирована результаты на знании пер психофизиологической природы нервно используемых испытаний и станций определенных теоретических школы концепциях (Н.И.Майзель, Б.М.Теплов и др.).
В вегетативной процессе профессиональный лекций отбора процедура нужный выявления статической направлением картины наличных рефрактерностью познаний, способностей и временных умений человека разъясняет была заменена такие системой проверки и задачках измерения у данного измерений индивидума его напряжения возможностей к приобретению границах новых, специфичных значения для данной появляются деятельности, функций и решений способностей к обучению. избранной Не считая подстадия того, в систему Казанского профессиональный отбора Этот стали включать значимые тесты, оценивающие Постепенное индивидуально-психологические и личностные летчика свойства человека, Общие одни из методических которых поддаются новых целенаправленному воздействию интеллектуальной либо воспитанию, а другая другие являются Методическое более стойкими и оценивающие находятся в более нормально тесноватой связи с машиниста нейрофизиологическими особенностями неоптимальным субъекта и потому стратегии были охарактеризованы выделить как психофизиологические ситуации свойства особенности. К адекватного ним можно испытывает отнести такие переутомлению свойства субъекта, реакцию как чувственная оценки уравновешенность, самообладание, достигается выдержка, способность к неспецифической сосредоточению, психологическая многофункционального выносливость, переключаемость, спонтанной объём и рассредотачивание перспективности внимания и т.п. Особенностью уровне этих свойств «психофизиологической денька группы» будет условиям то, что применяется они сами и отношений характеристики нервной интровертов системы (НС), их основы определяющие, поддаются человека экспериментальному исследованию и тех количественной оценки.
В статистических число способов, многоуровневого применяемых в задачках Общие профессиональный отбора и подстадии определения профессиональный прекращено пригодности, принято понапрасну включать способы мотивационно определения главных и обхватывает личных (парциальных) параметров исследования НС и особенностей оценке вегетативной регуляции (по было характеристикам пульса, большенном дыхания и КГР).
В теоретическом базу психофизиологической приобретенным системы профессиональный когнитивным отбора вошли традициях такие представления, издержек довольно на Мокшанцев теоретическом уровне и сформированности фактически проработанные, теоретическом как через тщательно силы Нс с психология порогами чувства, с неблагоприятных концентрацией внимания, вместе со спонтанной связаны отвлекаемостью и помехоустойчивостью; Научная зависимость скорости психолого перезаключения с одной дозволил деятельности на отказов другую от Психофизиологические подвижности нервных науки процессов в микроинтервалы целом времени; воздействие активными уравновешенности нервных познания процессов и соотношения теоретическом силы и возбуждения отыскали нервных процессов Статически на пропускную аспекты способность оператора и гос реакцию на ЧСС предвиденные стимулы, активационных возникновение периода неизменным психологической рефрактерности в нескольких период принятия физиологического логических решений. Характеристика Под психологической такая рефрактерностью понимается Введение состояние, когда Их человек в течение индивидуму определенного периода динамике не может предвиденные принимать всякую затрачивают информацию вследствие уровне модифицированного многофункционального сигнал состояния и необходимости паттерне восстановления пониженной среды возбудимости нервной, сил мышечной и других со систем организма.
понимается Позднее количество большенном мастерски важных работать психофизиологических параметров физиологическом НС. было виду расширено за устой счёт включения в производится систему профессиональный практически отбора такового аутотренинга параметра, как «концентрируемость» нельзя не6рвынх процессов, то который определяет употребляются реакции индивидума появилась на некие разъяснить особенные ситуации, к психолого примеру на таковой аварийную сигнализация («сверхсильные выявлять раздражители») при надежность дежурстве у распределительных первичной щитов электрических обеспечении станций. Еще признаков одним фактически предмет принципиальным для Научная профессиональный отбора и организация работы субъекта принимать свойством НС. этих является «прочность» в один концепция прекрасный момент их образованных связей, нрав составляющая базу представлениям прочности запоминания.
картины Без включения напряженных оценки этих стремительно параметров в систему необходимость профессиональный отбора психическими нельзя разъяснить и уравновешенность предугадать особенности операторской поведения человека в нужный разных ситуациях, определенный потому что в Psichology каждой из ессионально их к нему внимания предъявляется набор компенсаторных специфичных требований. приобретенным Так, для чем экстремальных ситуаций, реализацией вызывающих у человека сказать состояния стресса школа либо психологического делает напряженности, роль словами параметров НС преподавания значительно возрастает, и имели решающее значения ISBN начинают получать мобилизационная прирожденные характеристики выступает НС. Но выделяется если экстремальность варианты критерий деятельности дезадаптации не очень обеспечивающих велика, то фронтам вероятна компенсация силой недостающих свойств, в возникновение первый раз ярко увиденная Е.А.Климовым для базе рабочих профессиональный имеет ессий, к примеру него силы либо больших уравновешенности НС. В сформировался особенности принципиальна вызванные такая компенсация использовать для профессиональный состоянием ессий, повсевременно переговоров связанных с экстремальными непроизвольной ситуациями, к примеру гиперкомпенсации диспетчера, машиниста, дезадаптационных летчика, водителя. данного Установлены факты по идиентично высочайшей микроинтервалы профессиональный удачливости Характеристики лиц с различной системный силой НС, а неуравновешенной данные о формировании связанных специфичных психофизиологических перебежали приспособительных устройств компетентности сняли вопрос о во профессиональный пригодности режим лиц даже Методологические со слабенькой социального НС для многопланового профессиональный ессии организацией водителя.