Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНЛОСТИ КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
1.3 Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
Статья 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" предусматривает, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:[9]
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их совершение;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
1.3 Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.
Наименование «нетрадиционные» объясняется тем, что защита указанных объектов интеллектуальной собственности находится вне рамок как авторского, так и патентного права. [10] Выделяет эту группу объектов ИС среди других, хотя общих черт и свойств у них нет.
Селекционное достижение
Объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения являются сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.
Критерии охраноспособности:
1) новизна (мировая)
2) отличимость
3) однородность
4) стабильность в течение нескольких поколений.
Патент на селекционное достижение выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. Патент на селекционное достижение действует 30 лет.
Топологии интегральных микросхем
Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно- геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Более понятно - это схема соединения "ЧИПа". Правообладатель может по своему желанию зарегистрировать свое право в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1452). Исключительное право на топологию действует в течение 10 лет. После этого топология переходит в общественное достояние.
Секрет производства (ноу-хау)
Секретом производства (ноу-хау) признаются (ст. 1465) сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (в проекте нового КГ РФ, ч. 4, статья 1465 приведена в новой редакции, где секретом производства признаются только результаты научно-технической и способы профессиональной деятельности), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у них нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Исключительное право на служебный секрет производства принадлежит работодателю. Исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Для охраны этих сведений должны приниматься специальные меры. Ярким примером может служить охрана ноу-хау состава напитка "Кока-кола" в течение столетия: состав разделен на три части, каждая из которых хранится в отдельном сейфе (в банке Швейцарии), смешение частей осуществляется автоматически - так, что никто не знает рецепта в целом. Ноу-хау может быть составной частью изобретения и может быть предметом патентной лицензии.
Единая технология
Единая технология- это результат научно-технической деятельности, включающий объекты интеллектуальной собственности и служащий технологической основой для практической реализации в производстве. В единую технологию могут входить результаты интеллектуальной деятельности, не являющиеся объектами интеллектуальной собственности. Право использовать единую технологию принадлежит лицу, ее создавшему или лицу, организовавшему ее создание на основании договоров с патентообладателями составных частей технологии. Если технология создана на бюджетные средства по госконтракту, выполненному для доведения ее до практического внедрения, а исполнитель до истечения 6 месяцев после окончания работ по созданию технологии не совершил всех необходимых действий по получению прав на результаты интеллектуальной деятельности, то права переходят субъекту РФ или самой РФ. (Этот раздел нового законодательства, на наш взгляд, требует дополнительной доработки с целью справедливого решения вопроса о вознаграждении исполнителя и создателя интеллектуальной собственности).
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
2.1 Средства индивидуализации товаров, работ и услуг.
Для средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, к числу которых относятся фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, установлен правовой режим, аналогичный правовому режиму для результатов интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что средства индивидуализации являются нематериальными объектами, обладают определенной коммерческой ценностью, не поддаются физическому контролю со стороны правообладателя при их использовании третьими лицами и, следовательно, должны охраняться с помощью исключительных прав на них.[11]
В отличие от физического труда, итогом которого обычно служат вещи, интеллектуальной деятельностью является умственный (мыслительный, духовный, творческий) труд человека в области науки, техники, в том числе генной инженерии и микробиологии, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом. Каждому из этих результатов присущи свои особые условия их охраноспособности и использования, а также осуществления и защиты прав их авторов. Однако все они обладают рядом общих признаков.
Во-первых, результаты интеллектуальной деятельности, в отличие от объектов вещных прав, имеют идеальную природу. Произведения науки и техники - это определенные системы научных и технических понятий или категорий. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. Указанные категории и образы обозначаются (выражаются вовне) буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, изобразительными или звуковыми средствами и зачастую существуют на определенных материальных носителях (бумаге, пленке, камне, холсте, дискете и т.п.). Однако от этого сами они не перестают быть идеальными объектами. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально.
Во-вторых, право не может прямо воздействовать на мыслительные процессы, протекающие в головном мозге человека. Процессы мыслительной деятельности остаются за пределами действия правовых норм. Тем не менее, не имея возможности непосредственно влиять на создание результатов интеллектуальной деятельности, право в состоянии позитивно воздействовать на этот процесс путем выработки правовых форм организации научно-технической и иной творческой деятельности и закрепления в дефинитивных нормах условий охраноспособности ее результатов.
В целях создания благоприятных условий для наращивания интеллектуального потенциала общества Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44). Поскольку правовой режим отдельных результатов умственного труда никак не зависит от национальнотерриториальных особенностей, «правовое регулирование интеллектуальной собственности» отнесено к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).
2.2 Средства индивидуализации юридических лиц.
Средства индивидуализации юридического лица- это нематериальные объекты, которые представляют различные обозначения (словесные, изобразительные, звуковые и т.п.), позволяющие выделить лицо, его товар, работу или услугу из числа им подобных. Иными словами, можно четко сказать, что средства индивидуализации юридического лица - это различные способы, позволяющие выделить одно юридическое лицо из множества других.[12]
В соответствии со ст. 128 ГК РФ средства индивидуализации приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности и являются объектами гражданских прав.
Ст. 1225 ГК РФ относит к средствам индивидуализации юридических лиц:
- товарный знак и знак обслуживания,
- фирменное наименование, наименование места происхождения товара
- коммерческое обозначение.
Законодательство о средствах индивидуализации создает возможность индивидуализации организаций, участвующих в хозяйственном обороте, использования словесных, изобразительных и иных обозначений в качестве товарных знаков, выделяющих товары определенных производителей, а также знаков обслуживания, используемых при оказании услуг, и наименований мест происхождения товаров, гарантирующих, что данный товар произведен в указанной местности.[13]
Параграф 2 гл. 76 Кодекса посвящен товарным знакам и знакам обслуживания.
Определение товарного знака содержится в п. 1 ст. 1477 части четвертой ГК РФ - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Что касается знаков обслуживания, то они используются для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ и оказываемых услуг (п. 2 ст. 1477 ГК РФ). В указанной норме говорится о том, что правила ГК о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. То есть товарные знаки и знаки обслуживания объединены в один объект Поэтому для удобства термин "товарные знаки" используется законодателем и в отношении знаков обслуживания.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК). В качестве словесных товарных знаков широко используются искусственные слова (неологизмы), то есть сочетания букв, которые в ряде случаев не имеют смысловой стороны восприятия (фантазийные).
Следующее средство индивидуализации - фирменное наименование.
В современной юридической литературе фирменным наименованием называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.[14]
В соответствии со ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при гос регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2 ст. 1473 ГК РФ).