Файл: Рейтинговая оценка деятельности коммерческого банка.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
Сущность и значение анализа доходов и расходов коммерческого банка. Его место в составе анализа финансовых результатов деятельности коммерческих банков.
Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и оценки эффективности его как коммерческого предприятия. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ финансовой деятельности банка производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом.
В процессе анализа финансовых результатов банковской деятельности используются различные приемы и методы:
экономически обоснованные группировки доходных и расходных аналитических счетов баланса банка;
структурный анализ;
оценка динамики показателей финансовых результатов деятельности банка по квартальным и годовым данным;
выявление степени зависимости показателей финансовых результатов деятельности банка от влияния различных факторов;
экономическая оценка количественного влияния отдельных факторов и их содержание;
сопоставление полученных показателей с рекомендуемым уровнем.
Целью анализа банковской деятельности с точки зрения ее финансовых результатов является выявление резервов роста прибыльности банка и на этой основе формулирование рекомендаций руководству банка по проведению соответствующей политики в области пассивных и активных операций.
Все производственные расходы и полученные доходы учитываются про результативным счетам банк, которые иначе называются счетами прибылей и убытков. Схема построения такого результативного счета, как правило, определяется контрольными государственными органами и различна в разных странах.
Так в США результативный счет имеет следующую структуру:
проценты полученные (по всем видам операций)
проценты уплаченные (по всем видам операций)
чистые доходы по процентам
резервы на покрытие возможных убытков по кредитам;
чистые доходы по процентам после вычета резервов для покрытия возможных убытков по кредитам
другие операционные доходы:
комиссии за оказанные услуги;
доходы по валютным операциям;
прочие доходы;
итого других операционных доходов
чистые доходы по процентам и другим операционным доходам
другие операционные расходы:
зарплата и расходы по содержанию штата;
чистые хозяйственные расходы;
амортизация на приобретенные активы;
прочие;
итого других операционных расходов
доходы до обложения налогом и до включения доходов (потерь) на ценные бумаги (5 — 6);
налог на доходы;
доход до включения доходов (расходов) на ценные бумаги;
доходы (расходы) на ценные бумаги;
чистая прибыль.
Система построения результативного счета, при которой он строится не по балансовой форме (с разбивкой расходов и доходов на дебит и кредит), а по форме последовательно счета, позволяет сразу оценить результат от основной деятельности банка (кредитование), который затем корректируется на суммы других доходов и расходов. Полученный результат облагается налогом на доход, а затем к нему прибавляется результат от вложений в ценные бумаги, который либо вообще освобождается от уплаты налогов, либо облагается по отдельной ставке (аналогично ситуации в Российской Федерации).
Результативные счета немецких и французских, а также российских коммерческих банков строиться по балансовому принципу. При использовании этого принципа сначала вычисляется общая сумма расходов, затем общая сумма доходов. Далее определяется результат от деятельности коммерческого банка.
Зарубежные и российские специалисты разработали различные методики анализа результатов деятельности коммерческого банка, в основе которых лежит исследование высокорентабельной банковской деятельности.
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где широко информируют общественность не только о размерах прибыли банков, но и о источниках ее формирования, в России недоступны результаты работы банков, их доходных и расходных составляющих и даже иногда методики определения их рейтингов. До настоящего времени вопросами оценки финансового состояния коммерческих банков (в том числе доходов и расходов) занимаются или сами банки, или специальные организации без участия ЦБ РФ, Министерства финансов, налоговой инспекции. Рейтинги оценки доходов и расходов коммерческих банков, служащие в международной практике средством государственного надзора, в России подобной роли не играют.
Наши методики оценки доходов и расходов коммерческих банков отличаются большим разнообразием, в соответствии с существующей практикой анализа финансового состояния. По целевому назначению их можно разделить на группы рейтинговой оценки, ранжирования по одному из показателей деятельности банка, расчета нормативов, оценки имиджа. Алгоритмы методик совершенно различны.
Классификационные группы кредитных организаций России
4.1 Общие положения
1.1 в целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории — к одной из двух классификационных групп:
I категория. Финансово стабильные кредитные организации.
Группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельности.
Группа 2. Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
II категория. Проблемные кредитные организации.
Группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности.
Группа 4. Кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
Отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится территориальными учреждениями Банка России на основании мотивированного суждения, базирующегося на критериях и подходах, определенных настоящим Указанием, и основанного на данных:
- оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации
расчета собственных средств (капитала) кредитной организации
- фактических значений обязательных нормативов деятельности кредитной организации, рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 1.10.97 № 1 “О порядке регулирования деятельности банков”
- расчета резерва на возможные потери по ссудам
- отчета об открытой валютной позиции
- отчета о кредитных организациях, не удовлетворяющих требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и не исполняющих обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах.
отчета о выполнении (невыполнении) обязательных резервных требований Банка России
— другой отчетности кредитных организаций, предусмотренной Указанием Банка России от 24.10.97 № 7-У и используемой в рамках надзора;
— другой информации, характеризующей текущее или перспективное финансовое состояние кредитной организации либо уровень управления кредитной организацией, включая результаты инспекционных и аудиторских проверок, в том числе о:
1) соблюдении норм законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
2) состоянии систем управления рисками и внутреннего контроля кредитной организации;
3) соблюдении кредитной организацией установленного Банком России порядка обязательного резервирования;
4) достоверности учета и отчетности;
5) общей степени открытости кредитной организации надзорному органу, а также доступности информации о ее деятельности клиентам и иным заинтересованным лицам (в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов Банка России);
6) выполнении в установленный срок предусмотренных в предписаниях территориального учреждения Банка России требований и(или) взятых на себя кредитной организацией обязательств по приведению деятельности в соответствие с действующими нормами, в период до истечения срока — информации о реальности мер, предпринимаемых кредитной организацией по устранению недостатков, указанных в предписании территориального учреждения Банка России;
7) деятельности филиалов.
Классификация кредитных организаций производится территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими непосредственный надзор за кредитными организациями, по состоянию на первое число каждого месяца. Отнесение кредитной организации к соответствующей категории и группе должно отражать содержательное представление территориального учреждения Банка России о состоянии кредитной организации с учетом тенденций ее развития. При получении существенной информации, которая является достаточной для отнесения кредитной организации к проблемной или для ухудшения группы проблемности в течение месяца, территориальное учреждение Банка России незамедлительно принимает соответствующее решение о реклассификации кредитной организации и обеспечивает осуществление действий, предусмотренных нормативными документами Банка России в отношении кредитных организаций, имеющих признаки финансовой неустойчивости.
При принятии решения об отнесении кредитной организации к соответствующей категории и группе территориальное учреждение Банка России должно руководствоваться положениями п. 2 настоящего Указания исходя из установленных Банком России норм. В ситуациях, которые не определены требованиями настоящего Указания, а также в ситуациях, когда номинальное применение критериев, предусмотренных настоящим Указанием, дает содержательно неточный результат, территориальное учреждение Банка России вправе принять решение об отнесении кредитной организации к иной категории и(или) классификационной группе, чем это вытекает из параметров, изложенных в п. 2 настоящего Указания. Мотивированное обоснование решения об улучшении либо ухудшении категории (классификационной группы) должно быть представлено в Банк России.
Сведения об отнесении кредитных организаций по финансовому состоянию к соответствующей категории и группе являются сведениями ограниченного распространения. Указанные сведения не подлежат передаче третьим лицам и используются исключительно в целях банковского надзора.
Внутри системы Банка России указанные сведения могут использоваться подразделениями центрального аппарата, определенными актами Банка России, и подразделениями территориальных учреждений Банка России, определенными внутренними документами территориальных учреждений.
I категория. Финансово стабильные кредитные организации.
К финансово стабильным кредитным организациям могут быть отнесены только кредитные организации, в деятельности которых, по оценке территориального учреждения Банка России, отсутствуют недостатки, которые создают или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов и(или) участников.
Группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельности.
К группе 1 не могут быть отнесены кредитные организации, которые имеют хотя бы один из ниже перечисленных признаков:
- не устранённый факт нарушения норм законодательства Российской Федерации и(или) нормативных актов Банка России;
- неудовлетворенное требование кредитора или неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей, в том числе перед Банком России;
- не устранённый факт нарушения, установленного Банком России порядка обязательного резервирования.
Примечание 1. Под нарушением порядка обязательного резервирования в целях настоящего Указания следует понимать наличие:
- невзноса в обязательные резервы в течение периода начиная с установленного срока предыдущего регулирования размера обязательных резервов до установленного срока представления расчета на новую очередную дату регулирования размера обязательных резервов;
- начисленных неуплаченных штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования в течение периода начиная с установленного срока предыдущего регулирования размера обязательных резервов до установленного срока представления расчета на новую очередную дату регулирования размера обязательных резервов и(или) начисленных неуплаченных штрафов на последнюю отчетную дату;
- нарушения составления расчета регулирования размера обязательных резервов, выявленного по результатам проведенных проверок правильности его составления (с выходом в кредитную организацию) в течение последних трех месяцев.