Файл: Понятие источника конституционного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой для издания Правительством нормативных и правовых актов (ч. 1 ст. 115).

По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам.[7] Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения конституционности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов (п. "а" ч. 2 ст. 125). По итогам рассмотрения может быть принято решение о неконституционности акта в целом или его отдельных положений. Согласно ч. 6 ст. 125 акты Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению.

В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.

2.5. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ

Каждая из Палат Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума принимает свои постановления. Согласно Конституции РФ 1993 г., постановления Совета Федерации (и, соответственно – Государственной Думы) принимаются большинством голосов от общего числа членов Палаты, «если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации» (п. 3 ст. 102; п. 3 ст. 103 Конституции). Постановления, принятые одной Палатой, не требуют их утверждения другой Палатой и подписания их Президентом РФ.

Постановления принимаются Палатами Парламента по различным вопросам: по поводу отклонения законопроекта, внесенного депутатом, либо иным субъектов права законодательной инициативы; о принятии законопроекта в 1-ом либо во 2-ом чтении; о принятии и направлении законопроекта в другую Палату (либо Президенту РФ на подпись); о повторном рассмотрении законопроекта; о парламентском запросе к государственному органу либо должностному лицу; о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты в связи с его заявлением о сложении полномочий; о передаче мандата депутата Государственной Думы следующему в партийном списке кандидатов в связи с досрочным прекращением полномочий депутата; о подтверждении начала полномочий члена Совета Федерации; о назначениях в составы комитетов и комиссий Палат Федерального Собрания, многие другие. Важное  нормативное значение имеют периодически принимаемые Государственной Думой постановления об амнистии (например – от 18 июля 1999 г.).


В форме постановлений принимаются различного рода заявления Совета Федерации, либо Государственной Думы. Так, после трагических событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическим актом в Соединенных Штатах Америки, Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла постановление «О борьбе с международным терроризмом» (от 20 сентября 2001 г.). В нем Государственная Дума обратилась с призывом к мировому сообществу «в кратчайшие сроки объединить усилия всех государств по искоренению международного терроризма, являющегося угрозой для мира и безопасности».

В литературе отмечается, что «среди постановлений Палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным организационным вопросам».

Особую роль среди актов Палат парламента РФ играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, которые представляют собой нормативные акты – регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (с измен. и доп. от 26.XI. 1999 г.); Регламент Совета Федерации РФ от 6 февраля 1996 г. (с измен. и доп. в 1996-99 гг.).

Регламент принимается в форме постановлений каждой палаты, т.е. он не требует одобрения другой палаты и подписи Президента. Регламент – это, так сказать, «внутриведомственный акт» палаты, призванный «обслуживать» Палату Парламента.

Регламент Палаты Федерального Собрания: устанавливает внутреннюю организацию и процедуры работы Палаты, закрепляет механизмы замещения должностей в палате, статусы руководящих должностных лиц, статусы комитетов и комиссий палаты, порядок проведения заседаний, порядок законодательной деятельности, основные стадии законодательного процесса, порядок голосования и принятия решения, др.

В юридической литературе высказываются разные мнения о юридической силе регламентов. Так, характеризуя Регламент Верховного Совета – высшего представительного органа государственной власти в советский период – одни  авторы говорили, что «в иерархии источников права регламент занимает второе место после Конституции, как акт более высокой юридической силы по сравнению с другими законами». Другие рассматривали «законы об утверждении регламентов Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик в  качестве своеобразных двойных законодательных актов, один из которых как бы материализует содержание, а второй – форму закона».

Что касается Регламентов палат действующего Парламента – Федерального Собрания России, то по поводу их юридической природы высказываются иные, но тоже различные позиции. Одни авторы считают, что: «действующие регламенты палат Федерального Собрания не являются законами прежде всего потому, что каждый из них  - это акт самоорганизации работы палаты, которая самостоятельно не вправе принимать законы». Другие все же идентифицируют регламент с законом. Третьи констатируют, что регламенты «не обладают всеми формальными признаками закона», но предлагают в будущем наделить «всеми характеристиками общероссийского закона», т.е. принимать Регламент палаты Федерального собрания в том же порядке, что и закон. Согласно еще одной позиции, Регламент палаты Федерального Собрания занимает  «промежуточную позицию между законодательными и подзаконными источниками конституционного права…юридическая сила законов, несомненно, выше юридической силы регламентов, постановлений и т.д.», поскольку различны порядки их принятия[8].


В то же время данные акты нельзя приравнять и к подзаконным источникам, которые, как правило, принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют их. Акты же палат имеют самостоятельный  предмет регулирования.

2.6. Договоры и соглашения

Как разновидность источников конституционного права конституционно-правовой договор является соглашением двух или нескольких субъектов конституционного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что в качестве источников конституционного права выступают признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. Источники конституционного права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. Главным источником конституционного права является конституция, нормы которой регулируют наиболее важные общественные отношения, обладая наивысшей юридической силой.

Система источников конституционного права РФ представлена Конституцией РФ и основанным на ней федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, решениями Конституционного Суда РФ, нормативными договорами, нормами международного права и актами органов местного самоуправления. Соответственно, она объединяет следующие три уровня источников конституционного права:

1) федеральное законодательство (конституционные и обычные федеральные законы, нормативные указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти), внутрифедеральные договоры и соглашения, декларации, судебные решения (акты Конституционного и Верховного судов);

2) законодательство субъектов РФ - конституции, уставы, законы, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти; акты региональных референдумов;

3) акты органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов. Кроме того, нетрадиционными источниками конституционного права выступают конституционные обычаи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)