Файл: Методы проведения анализа деятельности банка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экономический анализ деятельности банка – это составная часть управленческого и финансового учета банка, основа планирования деятельности банка. Он представляет собой систему специальных знаний, связанных с изучением финансово-экономических результатов банка, выявлением факторов, тенденций и пропорций хозяйственных процессов, обоснованием направлений развития банка.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время банковский сектор является одним из наиболее динамичных в российской экономике, а его функционирование непосредственно связано с развитием и совершенствованием рыночных методов хозяйствования. В связи с этим проблема финансового анализа деятельности кредитных организаций становится все более значимой. С одной стороны, коммерческим банкам необходимо проводить внутренний самоанализ для выявления скрытых резервов, с другой - повышается важность внешней оценки для определения их финансовой устойчивости, что позволяет сделать банковскую сферу более прозрачной и предсказуемой.

Предметом анализа банковской деятельности (предмет финансового анализа), т.е. то, что изучается в рамках данной науки, является банковская деятельность, банковские ресурсы и направления их использования. Цели курсовой работы – это выявление современных методик анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка – дать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности и финансовому состоянию; выявить недостатки банковского менеджмента; получить количественную оценку экономического потенциала банка, за счет которого будет осуществляться его дальнейшее развитие; выработать стратегию дальнейшего развития исходя из реально складывающихся условий на финансовых рынках. Финансовый анализ (в литературе его также называют «финансово-экономический анализ») – одно из направлений экономического анализа банковской деятельности.

Глава 1. Сущность и роль анализа финансового состояния коммерческого банка


1.1 Сущность, цель, задачи анализа финансового состояния банка.

Эффективность большинства управленческих решений может быть оценена с помощью финансовых показателей, поэтому финансовый анализ является этапом, операцией и одним из основных условий обеспечения качества и эффективности принимаемых управленческих решений.

В современном коммерческом банке финансовый анализ представляет собой не просто элемент финансового управления, а его основу, поскольку финансовая деятельность, как известно, является преобладающей в банке. Управление ею немыслимо без анализа - будь то традиционное осуществление кредитных операций, проведение платежей и расчетов, хранение денег или относительно новые виды деятельности (страхование, лизинг, брокерские услуги и др.). При этом если различные законодательные ограничения, ограждающие банковское дело от чрезмерных рисков, разрушительной конкуренции, лавинообразных банкротств являются факторами внешнего регулирования банковской деятельности, то с помощью таких функций управления, как анализ, аудит и контроль, осуществляется определенное внутреннее ее регулирование.

Финансовый анализ для управленческого персонала в коммерческом банке - это важнейший инструмент определения финансового состояния коммерческого банка, выявления резервов роста рентабельности, улучшения всей финансово- хозяйственной деятельности и повышения ее эффективности.

Организация финансового анализа включает в себя:

- определение объектов и субъектов анализа (объектами финансового анализа в банке прежде всего могут быть показатели финансовых результатов, результативности и финансового состояния банка; показатели эффективности системы финансового управления; эффективности системы финансового управления; эффективности банковских услуг, операций, технологий, систем финансовой безопасности и др.);

- выбор организационных форм проведения анализа;

- планирование аналитической работы;

- распределение обязанностей между отдельными субъектами анализа;

- методическое и информационное обеспечение аналитической работы;

- аналитическую обработку данных о деятельности хозяйственной единицы;

- оформление и изучение результатов анализа;

- реализацию предложений по результатам анализа.

Цель финансового анализа зависит от интересов потребителей результатов анализа: клиентов интересует ликвидность, устойчивость банка; государственные органы в принципе должны интересовать только налоги; акционеров интересуют прибыль и дивиденды. Руководство банка заинтересовано в полной информации, и задача анализа - эту информацию предоставить.


Таким образом, цель финансового анализа - оценить финансовое состояние коммерческого банка на основе достоверной информации, определить финансовый результат, финансовую устойчивость коммерческого банка, ликвидность его баланса, платежеспособность банка, а также оценить эффективность использования капитала.

1.2 Методы проведения анализа деятельности банка

Методом анализа финансового состояния банка является комплексное, органически взаимосвязанное исследование деятельности коммерческого банка с использованием математических, статистических, учетных и других приемов обработки информации. Характерными особенностями метода анализа финансового состояния являются:

- использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность банка;

- изучение факторов и причин изменения этих показателей;

- выявление и измерение взаимосвязи между ними.

В анализе, как правило, используется система показателей, формируемая в процессе оперативного бухгалтерского учета и контроля. Часть недостающих показателей рассчитывается в ходе исследования. Посредством анализа устанавливаются наиболее существенные факторные показатели, оказывающие влияние на изменение результатов деятельности банка.

Выявление и измерение взаимосвязи между анализируемыми показателями обеспечивает комплексное, органически взаимосвязанное исследование работы коммерческого банка.

Одним из важных приемов анализа отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. «Чтение» отчетности или простое ознакомление с ней позволяет сделать выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной предприятием прибыли за отчетный период, основных источниках денежных средств и оборотных активов, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политики и т.д. Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка.

С этой целью в практике финансового анализа были выработаны основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:


- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод финансовых коэффициентов;

- сравнительный анализ;

- факторный анализ.

Горизонтальный анализ - это динамический анализ показателей. Он позволяет установить их абсолютные приращения и темпы роста. Данный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Обычно берут базисные темпы роста за несколько периодов.

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Вариантом горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный прогнозный характер.

Большое значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса, который дает представление финансового отчета в виде относительных показателей. Структура (состав) в экономическом анализе измеряется количественно, как соотношение частей, выражаемое их удельными весами в общем объеме изучаемой совокупности. Измеряется в долях единицы или в процентах.

Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, на их основе строится сравнительный аналитический баланс.

В сравнительном аналитическом балансе имеет смысл представить лишь основные разделы актива и пассива баланса.

Сравнительный аналитический баланс характеризует как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Он систематизирует ее предыдущие расчеты. На основе сравнительного аналитического баланса осуществляется анализ структуры имущества. Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. Сопоставляя структуры изменений в активе и пассиве, можно сделать выводы о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и какие активы эти новые средства, в основном, вложены. Сама по себе структура имущества и даже ее динамика не дает ответ на вопрос, насколько выгодно для инвестора вложение денег в данное предприятие, а лишь оценивает состояние активов и наличие средств для погашения долгов.


Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.

Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Отчетность кредитной организации представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния кредитной организации. Ведь для того, чтобы принять какое-либо решение, необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей нужна для эффективного управления кредитной организацией. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.