Файл: Международные трансферные рынки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 8. Суммарное значение топ-10 трансферов для каждого амплуа

Другим важным показателем, который необходимо учесть является количество лет, оставшихся по контракту у игрока с его предыдущим клубом, выступающим в сделке в роли продавца. Так, в некоторых работах (Frick, 2009) этот фактор рассматривается как самый главный. В последнее время эта информация появилась в открытом доступе. Из-за чего не во многих работах этот фактор учитывался.

Глава 2. Международные трансферные рынки

2.1 Принципы функционирования футбольного клуба как компании

В области исследований спорта самые ранние теоретические исследования были проведены в Соединенных Штатах. Слоан был первым ученым, применившим экономическую теорию к футбольной индустрии на примере футбольных команд Великобритании. Затем Кесенн изучил значение гипотезы о максимальном выигрыше в профессиональных командных видах спорта. Из этой теоретической литературы ученые начали делать первые сравнения с европейскими моделями. Затем исследования выявили различия, существующие между различными видами спорта в Европе, подчеркнув значительные различия между североамериканскими и европейскими моделями. В литературе подчеркивается, что «американская спортивная модель использует систему драфта, в которой новичок с лучшими показателями назначается команде с самыми низкими показателями. Кроме того, американские спортивные лиги работают в условиях ограничения заработной платы, в равной степени делятся доходами от телевидения и почти исключительно соревнуются в лигах с внутренней структурой». Целью этих правил является повышение конкурентоспособности всех франшиз в лиге. Исходя из этого, разумно предположить, что североамериканские лиги и владельцы команд стремятся максимизировать прибыль, обращая внимание на доходы и расходы, полученные в течение сезона. Напротив, европейская спортивная модель более тесно связана с максимизацией полезности или «выигрыша», особенно в футбольных лигах. Гарсия дельБарро и Шимански предполагают, что отсутствие таких функций, как ограничение заработной платы и распределение доходов в европейской модели, возможно, делает ее более привлекательной для инвесторов, стремящихся максимизировать спортивный успех, финансируемый за счет покупки лучших игроков, которые получают более высокие зарплаты. Тот факт, что экономические и финансовые показатели ставятся на задний план по сравнению со спортивными показателями, означает, что те, кто инвестируют в спортивные индустрии в Европе, делают это с целью получения не только экономической или финансовой, но и социальной отдачи. Гельмини подчеркивает, что потребности заинтересованных сторон в спортивном бизнесе часто специфичны для отдельных лиц и организаций. Некоторые люди решают инвестировать в футбольные клубы по причинам, которые не связаны с финансами и в большей степени связаны с социальной выгодой или удовлетворением их личных потребностей, а не экономических. В качестве примера можно привести кредиторов клубов, которые ориентированы не столько на получение значительных денежных потоков, сколько на социальную или личную выгоду нефинансового характера. Все эти факторы еще раз подчеркиваю важность финансового анализа деятельности футбольного клуба, в которых рассматривается влияние финансового состояния клуба на его деятельность.


Рассмотрим источники доходов и расходов футбольного клуба в рамках классификации предоставленной УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций). К главным источникам дохода клуба относится:

  1. Доход от продажи билетов. В эту категорию входят исключительно продажи билетов на матч и сезонные абонементы, исключая сопутствующие доходы от продажи атрибутики и еды на стадионах. Согласно МСФО, компания должна признавать доход от услуги в том периоде, когда услуга была оказана. Соответственно, даже если футбольный болельщик купит билет в сентябре, но матч запланирован на октябрь, выручка должна быть занесена в учетные записи в октябре. Это становится крайне важным для клуба, если его финансовый год заканчивается в середине сезона.
  2. Доход от рекламы и спонсоров. Данный вид дохода можно разделить на доход от продажи рекламы на футболках, стадионе и прочих маркетинговых активностей.
  3. Доход от продаж прав на телетрансляции. Лига продает права на показ матчей и затем распределяет доход между участниками лиги в заранее оговоренной пропорции. В сезоне 2016/17 Английская Премьер-лига разделила между 20 клубами-участниками 2,8 миллиардов фунтов стерлингов, при этом благодаря системе при которой часть дохода распределится поровну, а часть в зависимости от выступлений (с учетом вознаграждений и различных комиссий), клуб занявший первое место в чемпионате заработал 150 миллионов фунтов стерлингов, а клуб занявший последнее место 89 миллионов фунтов стерлингов[4].
  4. Доходы от продажи игроков. Доходы от продажи игроков могут в значительной степени варьироваться в зависимости от клуба и сезона. Как правило, выручка от продажи игроков может составлять от 10% до 50% годовой выручки клуба, при этом в крупных европейских лигах доходы от продажи меньше, чем расходы на покупку игроков.
  5. Доход от коммерческой деятельности. УЕФА классифицирует доход от мерчендайзинга, продажи продуктов питания и напитков, лотереи и других коммерческих мероприятий как доход от коммерческой деятельности.
  6. Призовые деньги УЕФА. По итогам проведения европейских турниров (Лига Чемпионов и Лига Европы), УЕФА выплачивает призовые клубам-участникам. В сезоне 2018/19 планируется распределить сумму, равную 3,25 миллиардов евро[5].
  7. Прочие операционные доходы. К ним относятся прочие доходы от операций, которые не входят в вышеуказанные категории (например, субсидии от УЕФА).

К основным видам расходов клуба относится:

  1. Расходы на заработную плату. Заработная плата является наиболее существенной статьей расходов футбольных клубов. Он включает в себя не только заработную плату, но также все бонусы, компенсации, социальные выплаты и др. Несмотря на тренд роста заработной платы, эксперты не видят в этом угрозы прибыльности футбольных клубов. Более интересным выступает тренд на сложное структурирование расходов на заработную плату, при котором заработная плата привязана к эффективности игрока и команды, например за избежание вылета, дополнительные заработанные очки, количество игр или голов в чемпионате. Средний показателя отношения расходов на заработную плату к выручке клуба в Английской премьер-лиге сезона 2016/17 составил 55%. Этот процент может незначительно варьироваться по европейским лигам, в зависимости от условий футбольного рынка. Соотношение выше 70 процентов выступает дополнительным критерием несоблюдения финансового фэйр-плэй.
  2. Расходы на приобретение игроков. Расходы на приобретение игроков могут в значительной степени варьироваться в зависимости от клуба и сезона. Как правило, расходы на приобретение игроков составляют от 10 до 50% годовой выручки клуба.
  3. Себестоимость реализованных затрат. В стоимость продажи входит стоимость услуг по организации общественного питания, мерчендайзинга, медицинских услуг и спортивного снаряжения
  4. Амортизация. Включает в себя амортизацию основных средств, а также амортизацию и обесценение нематериальных активов. Амортизация основных средств начисляется на регулярной основе с использованием линейного или нелинейного метода для целей бухгалтерского учета. Нематериальные активы, к которым относятся контракты игроков, оцениваются на ежегодной основе, а возникающие убытки от обесценения отражаются в отчете о прибылях и убытках в том периоде, в котором они возникли. Трансферные платежи за игроков относятся на счет прибылей и убытков линейным способом в течение срока действия контрактов соответствующих игроков, за исключением случаев выбытия. В этом случае любые оставшиеся причитающиеся платежи распределяются полностью за счет прибыли от выбытия игрока
  5. Прочие операционные расходы. Включают расходы на аренду, накладные расходы, административные расходы и расходы на проведение матчей.

Финансовые и спортивные показатели футбольного клуба непрерывно связаны. Успешно сыгранный сезон в лиге или европейском турнире помимо призовых приносят клубу большую популярность и интерес со стороны фанатов (в том, числе местных жителей), что приводит к росту рекламного дохода и дохода в день матча. Также, успешные спортивные выступления приводят к росту стоимости игроков команды и росту стоимости акций клуба. В то же время без устойчивого финансового положения тяжело добиваться стабильных спортивных результатов, а крупные финансовые вложения (в том числе на трансферном рынке) могут привести к значительному улучшению результатов, примером могут служить недавние крупные финансовые вложения таких клубов как Пари Сен-Жермен и Манчестер Сити.


В последнее время одной из главных проблем, с которыми сталкиваются многие клубы, стал значительный дефиците, который привел к рекордному уровню задолженности. Многие клубы регистрируют убытки, некоторые из них испытали нехватку ликвидности, будучи не в состоянии погасить долги перед другими клубами или даже своими игроками вовремя, многие клубы последовали процедуре юридической реорганизации или обанкротились.

2.2 Объем рынка международных трансферов

Футбол (football – от англ. foot – ступня, ball – мяч) – командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.

В настоящее время футбол является самым популярным и массовым видом спорта в мире: кассы распродают тысячи билетов на матчи, телетрансляции притягивают внимание миллионов людей по всему миру. Крайне высокой популярностью обладают команды из высших дивизионов Европы, а также большое количество зрителей набирают матчи наиболее значимых кубков и турниров (Лига Чемпионов, Лига Европы, Чемпионат мира). Таблица 1 демонстрирует первые десять команд Европы по убыванию среднематчевой посещаемости болельщиками игр.

Таблица 6

Посещаемость европейских футбольных клубов

Клуб Европы

Среднематчевая посещаемость

Общая посещаемость

1

Барселона

79.724

1.514.756

2

Манчестер Юн.

75.286

1.430.434

3

Боруссия Д.

81.178

1.380.026

4

Реал Мадрид

71.280

1.354.320

5

Бавария Мюнхен

75.000

1.275.000

6

Арсенал

59.944

1.138.936

7

Шальке 04

61.386

1.043.562

8

Манчестер Сити

54.041

1.026.773

9

Ньюкасл Юн.

49.754

945.326

10

Гамбург

53.700

912.900

Ср.

66.129

1.202.203


Поскольку столько людей смотрит футбол, кто-то должен и играть. Многие выбирают футбол как занятие спортом для ребенка или хобби для себя самого, для кого-то это становится профессиональной деятельностью. Популярность любительского футбола среди населения объясняется его демократичностью:

  1. Доступность любому возрасту
  2. Финансовая доступность – «бутсы, штаны и футболка — вот и все, что должно быть в рюкзаке ребенка, приведенного в ближайшую секцию»

В данном исследовании акцент сделан на анализе футбола, как профессионального вида спорта, как уже было выше сказано, имеющего ряд концепций, правил и особенностей. Современный профессиональный футбол – командный вид спорта, включающий в себя как различные организации, рынки и клубы, так и профессиональных игроков, персонал и регулирующие органы.

Популярность профессионального футбола привела к росту доходов профессиональных футбольных клубов, в частности, Европейских клубов. Как уже было сказано ранее, крупнейшие клубы Европы увеличили свои доходы почти в шесть раз за последние 20 лет и более чем в два раза за последние 10 лет.

Доходы профессиональных футбольных клубов складываются из нескольких потоков:

  1. «DomesticTV» - доход от продажи прав на трансляцию матчей
  2. «Sponsorshipandcommercial» - доходы от спонсоров, продажа атрибутики клуба, контракты с фирмами и прочее
  3. «Gatereceipts» - продажа билетов на матчи и турниры
  4. «UEFACompetitions» - участие в турнирах УЕФА
  5. Прочие доходы

Отчет УЕФА предполагает категоризацию всех источников дохода по трём пунктам:

  • Доходы от спонсоров и контрактов
  • Доходы от продажи прав на трансляции матчей
  • Доходы в день матча (продажи билетов и сопутствующих товаров)

Рис. 9. Категории доходов профессиональных клубов Европы

Доходы и расходы профессиональных клубов регулируются не только внутрикомандным управлением, но и внешними организациями. Союз Европейских Футбольных Организаций ведет строгий контроль финансовой деятельности клубов: для обеспечения безубыточности команд и наибольшей эффективности в профессиональном футболе действует правило «фэйр-плей» - положительная разница между доходами и расходами, т.е. клубы обязаны зарабатывать в год больше денег, чем тратить. Конечно, есть ряд условий, позволяющих обойти в некоторой степени данное условие: владельцу клуба разрешено покрывать убытки клубов в размере до 30 миллионов евро, а также УЕФА не учитывает расходы на улучшение инфраструктуры (к примеру, дефицит бюджета, вызванный обновлением футбольного поля, не повлечет за собой штрафы УЕФА).