Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Предоставление рекламных услуг» (Выбор комплекса задач автоматизации ).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.5. Характеристика базы данных
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
– расширяет ресурсы персонального компьютера и повышает эффективность их использования;
– облегчает взаимодействие пользователя с персональным компьютером и повышает производительность его труда, обеспечивая эргономичный интерфейс.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация, которые показаны на рисунке 7.
Рисунок 7. Программное обеспечение информационной системы
Комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации, относятся к общесистемному программному обеспечению, а также они служат для контроля и управления процессом обработки данных и расширения функциональных возможностей компьютеров.
Операционная система Windows 7 Service Pack 1 является пользовательской операционной системой. Данная ОС не является новинкой в линейке операционных систем от Microsoft, но уверенно занимает лидирующие позиции по популярности среди пользователей. Все редакции ОС, кроме начальной, реализованы как в 32–битной, так и в 64–битной версиях.
Существенным преимуществом использования данной ОС можно считать тесную интеграцию с разработчиками драйверов. Поэтому большинство драйверов определяются автоматически.
Microsoft Office 2010 – один из лучших, проверенный временем наборов офисных приложений для персональных компьютеров.
Для обычных сотрудников это возможность выполнять ежедневную работу быстрее, проще и эффективнее независимо от того, находятся ли они в пути или в офисе, работают в одиночку или в группе. Для ИТ-специалистов это доступ к набору интеллектуальных средств, которые без особых сложностей интегрируются в среду с повышенной безопасностью и работают на имеющемся оборудовании, обеспечивая рост бизнеса, а не бюджета.
В таблице 2 приведены сравнительные характеристики языков программирования, конкурирующих на рынке программного обеспечения по основным показателям.
Таблица 2
Сравнение языков программирования
Показатели |
Object Pascal[9] |
C#[10] |
Visual Basic .NET |
PHP |
Java |
---|---|---|---|---|---|
Поддерживаемые операционные системы |
Windows, Linux |
Windows |
Windows |
Windows, Linux, MacOS |
Windows, Linux, MacOS |
Условия лицензирования |
Коммерческий продукт с закрытым исходным кодом |
Коммерческая лицензия, есть бесплатная ограниченная версия |
Коммерческая лицензия, есть бесплатная ограниченная версия |
Лицензия BSD Open Source |
GNUGeneral Public License Version 2with Classpath Exception |
Сложность изучения |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
Наличие документации |
Да |
Да |
Да |
Поддерживается сообществом разработчиков |
Да |
Производитель |
Embarcadero |
Microsoft |
Microsoft |
OpenSource |
Sun |
В качестве средства разработки ИС выбрана среда Visual Studio 2015, как современная высокопроизводительная среда разработки на языке C#.
Выбор системы управления базами данных является сложной многопараметрической задачей, выступающей одним из основных этапов разработки приложений баз данных. Выбранный программный продукт должен соответствовать как текущим, так и будущим потребностям организации, с учетом финансовых затрат, связанных с приобретением требуемого оборудования, самой системы, разработкой программного обеспечения на ее основе, а также обучение сотрудников организации[11].
В таблице 3 приведены сравнительные характеристики трех распространенных систем управления базами данных, конкурирующих на рынке программного обеспечения по основным показателям.
Таблица 3
Сравнение СУБД
Показатели |
Microsoft SQL Server 2014 |
Microsoft Access 2010 |
PostgreSQL 8.4 |
MySQL 5.1 |
Oracle 11q |
---|---|---|---|---|---|
Поддерживаемые операционные системы |
Windows Desktop/Server |
Windows Desktop/Server |
Windows Desktop/Server, Linux, Unix, MacOS |
Windows Desktop/Server, Linux, Unix, MacOS |
Windows Desktop/Server, Linux, Unix, MacOS |
Условии лицензирования |
Коммерческий продукт с закрытым исходным кодом. Есть бесплатная версия с ограничением оперативной памяти до 4 Гб. |
Коммерческая лицензия |
Лицензия BSD Open Source |
Лицензия BSD Open Source |
Коммерческий продукт с закрытым исходным кодом. Есть бесплатная версия с ограничением оперативной памяти до 4 Гб. |
Наличие предустановленных драйверов в ОС Windows |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Наличие драйверов ODBC, JDBC, ADO.NET |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Аутентификация |
Средствами БД и ActiveDirectory |
Средствами БД |
Много разных методов, включающих предыдущие |
Средствами БД |
Много разных методов, включающих предыдущие |
Разграничение доступа к столбцам |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
Производительность планировщика запросов для сложных запросов |
Средняя |
Средняя |
Плохая |
Плохая |
Отличная |
Простейший подход выбора системы управления базами данных основан на оценке соответствия требованиям создаваемой информационной системы. Более сложный и дорогостоящий вариант основан на создании испытательного стенда из нескольких систем с последующим выбором наиболее подходящей из рассматриваемых. Но и в данном случае требуется ограничить перечень рассматриваемых систем, основываясь на определенных критериям отбора. В данном случае выделяются несколько групп критериев[12]:
– моделирование данных;
– архитектурные особенности и функциональность;
– контроль работоспособности системы;
– особенности разработки прикладных программ;
– производительность
– требования к отказоустойчивочти;
– требования к рабочей среде.
Таким образом, для организации наиболее приемлема система управления базами данных Microsoft Access[13].
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Информационная модель и её описание
Информационная модель процесса предоставления рекламных услуг приведена на рисунке 2.7.
Рисунок 8. Информационная модель ИС
Информационная модель позволяет выявить характеристики нормативно-справочной, входной, оперативной и результирующей информации.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Входная информация по задаче – это данные, поступающие на вход задачи и используемые для её решения[14]. Входная информация разрабатываемой ЭИС:
- Информация о клиентах (рис. 9);
- Информация о сотрудниках (рис. 10);
- Прайс–лист (рис. 11).
Рисунок 9. Форма «Информация о клиентах»
Рисунок 10. Форма «Информация о сотрудниках»
Рисунок 11. Форма «Плайс–лист»
Данные формы являются входящими для процесса предоставления рекламных услуг.
2.3. Характеристика результатной информации
Выходная информация может быть представлена в виде документов, кадров на экране монитора, информации в базе данных, выходного сигнала устройству управления[15]. Выходная информация ЭИС:
- отчет по обращениям за определенный период (рис. 12);
- отчет по просроченным обращениям (рис. 13).
Рисунок 12. Договор на оказание рекламных услуг
Рисунок 13 Отчет по договорам за день
Данные формы являются результирующими для процесса предоставления рекламных услуг.
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Дерево функций – это схема расположения программных модулей, входящих в систему, каждый из которых относится к заданной категории и выполняет определенную функцию[16].
Дерево функций ИС «Предоставление рекламных услуг» представлено на рисунке 14.
Дерево функций системы
Ввод информации
Вывод информации
Хранение данных
База данных
Ввод данных о клиенте
Ввод данных о услугах
Ввод данных о договоре
Просмотр и редактирование
Формирование отчетов
Форма договора
Договора за день
Просмотр и редактирование
Печать
Рисунок 14. Дерево функций системы в ИС «Предоставление рекламных услуг»
Реализованные в системе модули подразделяются на три категории:
– модули ввода информации;
– модули вывода информации;
– модули хранения данных.
После определения состава функций и их иерархий предоставляется возможным разработать структуру сценария диалога, определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Схема сценария диалога – это формализованный способ в структурной форме описания диалога пользователя с ЭИС[17]. Необходимо лишь однозначно определить все уровни, на которых пользователь принимает решение относительно следующего действия, а также обосновать решение об использовании именно этой технологии. На рисунке 15 представлена структура сценария диалога пользователя с ЭИС.
Рисунок 15. Структура сценарии диалога
Используя дерево функции и сценарий диалога, проводится концептуальное проектирование пользовательского интерфейса информационной системы.
2.5. Характеристика базы данных
Выделим базовые сущности предметной области «Предоставление рекламных услуг»:
-
- «Сотрудники». Атрибуты: Код, Фамилия, Имя, Отчество, Дата Приема на работу.
- «Должности». Атрибуты: Код, Наименование должности.
- «Отделы». Атрибуты: Код, Наименование отдела.
- «Клиенты». Атрибуты: Код, Наименование организации, ФИО руководителя, Адрес организации, Телефон организации.
- «Типы». Атрибуты: Код, Наименование типа услуги.
- «Статусы». Атрибуты: Код, Наименование статуса.
- «Договора». Атрибуты: Код, Номер договора, Дата заключения договора, Дата закрытия договора.
- «Услуги». Атрибуты: Код, Наименование услуги, Стоимость услуги, Описание услуги.
Определим тип и кардинальность связей между сущностями:
Сотрудник–Должность. Между этими сущностями существует связь «Занимает». Каждый сотрудник занимает определенную должность в организации, при этом может быть несколько сотрудников, занимающих одну должность, следовательно, отношение «один–ко–многим». Данная связь имеет вид, представленный на рисунке 16.
Сотрудник
Должность
1
Занимает
м
Рисунок 16. Сущность – связь «Сотрудник–Должность»
Должность–Отдел. Между этими сущностями существует связь «Числится». Каждый должность числится за определенным отделом, при этом в одном отделе много различных должностей, следовательно, отношение «один–ко–многим». Данная связь имеет вид, представленный на рисунке 17.
Должность
Отдел
1
Числится
м
Рисунок 17. Сущность – связь «Должность–Отдел»
Сотрудник–Договор. Между этими сущностями существует связь «Выполняет». Каждый сотрудник исполняет работу по заключенным договорам, при этом один сотрудник может исполнять несколько договоров, следовательно, отношение «один–ко–многим». Данная связь имеет вид, представленный на рисунке 18.
Договор
Сотрудник
1
Исполняет
м
Рисунок 18. Сущность – связь «Сотрудник–Договор»
Клиент–Договор. Между этими сущностями существует связь «Заключает». Каждый клиент в случае необходимости заключает договор на предоставление рекламных услуг, при этом один клиент может заключить несколько договоров, следовательно, отношение «один–ко–многим». Данная связь имеет вид, представленный на рисунке 19.