Файл: Конституционно-правовые гарантии социальной защиты детей-инвалидов в России.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 7
Социальная. Включает в себя социально-средовую ориентацию, социально бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Важной частью социального блока реабилитационной программы являются меры материальной помощи, в том числе социальные пенсии и компенсационные выплаты, адресная натуральная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими предметами обихода, техническими средствами и т.д.
Меры указанных видов реабилитации имеют цель уменьшить проявления социальной недостаточности. Мероприятия данного вида проводятся путем социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания (в том числе в реабилитационных центрах) под патронажем органов социальной защиты населения.
Координация различных направлений социальной реабилитации осуществляется специалистами по социальной работе, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами; организуют необходимые консультации; активизируют социальный потенциал семьи; содействуют финансовой и материальной помощи в семье.
Таким образом, социальная защита детей-инвалидов в нашей стране осуществляется как непосредственно в условиях специализированных учреждений, так и опосредованно через предоставление таким детям и их семьям пособий, льгот и различных социальных услуг. В решении проблем инвалидов важная роль принадлежит районным управлениям социальной защиты населения, они - посредники между ребёнком-инвалидом, нуждающимся в помощи, его семьей и профильными специалистами.
Если рассматривать каждое из выделенных мной направлений социальной защиты детей-инвалидов, то, на мой взгляд, они предполагают осуществление следующих видов социальной деятельности, которые имеют соответствующие организационные, финансовые, правовые и информационные элементы:
В области социального обеспечения семей с детьми-инвалидами, целях справедливого распределения социальной помощи и повышения адаптивности семей в современных экономических условиях необходимо: использовать дифференцированный подход к пенсионному обеспечению детей-инвалидов; к размерам компенсационной выплаты для неработающих родителей; к содержанию социальных льгот семьям на основе данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов; усилить программы социальной помощи семьям, вынужденным использовать платное медицинское лечение для детей-инвалидов; обеспечить государственный контроль над их выполнением.
Создать механизм поддержки занятости родителей детей-инвалидов на основе принципов равного обращения и равных возможностей для работников с семейными обязанностями[12], включающий: разработку законодательных актов, предусматривающих экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому; введение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о правах работающих родителей детей-инвалидов и системы санкций за его нарушение; разработку программ занятости для работников, имеющих детей-инвалидов, с учетом данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов и адаптационном потенциале родителей; создание в муниципальных службах занятости баз данных, предоставляющих сведения о гибких рабочих местах для работников, имеющих детей-инвалидов; разработку программ переквалификации и переобучения работников, имеющих детей-инвалидов; введение альтернативных видов занятости для родителей детей-инвалидов, в том числе использование компьютерных технологий для обеспечения надомной занятости; обеспечение родителей, нуждающихся в надомном труде, необходимой техникой на условиях временного безвозмездного использования или оплаты через систему кредитов.
Заключение.
В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается и умственно отсталых детей и детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и большую часть жизни проводят дома.
Основной закон о детях - «О гарантиях прав ребенка»[13]. Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.
Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться, как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется в рамках психолого-ориентированных моделей социальной работы и помощи. При этом милосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности.
В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью».
Основным социализирующим и адаптирующим звеном признается семья ребенка-инвалида. В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Основное бремя заботы о детях-инвалидах ложится на семьи, поэтому для успешной адаптации им необходима поддержка общества и государства. Члены семей полностью вовлечены в уход за ребенком-инвалидом в связи с несформированностью социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.
Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.
Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.
Список литературы
Нормативно-правовые акты.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.).
2.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
3.Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
Список литературы.
1. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации./ Под ред. Л.П.Гришиной. М.:ЦБНТИ Минсоцзащиты населения РФ, 2005.
2. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов М., 2000.
3. Наберушкина Э. К. Социальная политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОН РАН, 2002.
4. Грачев JI.K. Состояние проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам./Новые технологии в педиатрии -М.,1995.- 219с.
5. Гринина О.В., Окунева Г.Ю. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов / Медико-социальная помощь семье в период реформирования здравоохранения в России.- Иваново,1995.
6. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации.-М.,1995.-127с.
7. Гришина Л.П. Инвалидность как многофакторная проблема.// Здравоохранение РФ.-1993.-№12.
8. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: правовое регулирование. - М., 2002.
9. Жуковская Е.Н. Социальная защита,-М, 2005.
10. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18.
11. Шашкова О.В. Права, льготы, поддержка-2-ое изд.-М.:Эксмо, 2012.-128с.
12. «Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция»/ Т.Добровольская, Н.Шабалина// Социологические исследования. – 1991. - №5. – С. 3-8.
13. «Инвалиды: дискриминируемое меньшинство»/ Т.Добровольская, Н.Шабалина// Социологические исследования. – 1992. - №5. – С. 103-106
14. Актуализации социально-экономических проблем инвалидов в России (В.В. Бодрова, С.А.Васин, Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Д.И. Лаврова, А.И. Осадчих, С.Н. Пузин, Е.Л. Сороко, Ш.Б. Шабалина и др.).
15. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. – Свердловск, 1989.
16. Каграманов В.И. Оценка распространенности детской инвалидности, ее структура и основные причины инвалидизации детского населения крупного промышленного города./Новые технологии в педиатрии –М., 1995.-229с.
Интернет-ресурсы.
1. http://www.fmx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/problemy_adaptacii_detej-invalidov.htm
2. http://kodeksy.com.ua/ka/dictionary/r/rebenok-invalid.htm
3. Материалы судебной практики. Решение по иску обращения местной жительницы о нарушении прав её малолетнего сына, страдающего редким заболеванием, на получение мер государственной поддержки. От 11.03.2014//rospravosudie.com
-
Приказ Минздрава СССР от 14.12.1979 N 1265 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет" (вместе с "Перечнем медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов..."; постановлением Госкомтруда СССР от 15.10.79 N 437 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий инвалидам с детства")
из информационного банка "Медицина и фармацевтика" ↑
-
Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации./ Под ред. Л.П.Гришиной. М.:ЦБНТИ Минсоцзащиты населения РФ, 2005. ↑
-
Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов М., 2000 ↑
-
Наберушкина Э. К. Социальная политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИ-ОН РАН, 2002 ↑
-
«Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция»/ Т.Добровольская, Н.Шабалина// Социологические исследования. – 1991. - №5. – С. 3-8.//«Инвалиды: дискриминируемое меньшинство»/ Т.Добровольская, Н.Шабалина// Социологические исследования. – 1992. - №5. – С. 103-106 ↑
-
Постановление Правительства РФ от 23.07.1993 N 720 (ред. от 01.12.2007) "О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" ↑
-
Указ Президента Российской Федерации «О Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.09.99 г. N 1188) ↑
-
Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении состава Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации» (в редакции указов Президента Российской Федерации от 22.09.97 г. N 1051; от 01.12.98 г. N 1443) ↑
-
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ ↑
-
ст.18-ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». ↑
-
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Статья 218. Стандартные налоговые вычеты. ↑
-
Гринина О.В., Окунева Г.Ю. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов / Медико-социальная помощь семье в период реформирования здравоохранения в России.- Иваново,1995. // Грачев JI.K. Состояние проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам./Новые технологии в педиатрии -М.,1995.- 219с. ↑
-
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ ↑