Файл: Государственная служба в России: современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Исторический аспект возникновения и развития государственной службы в России

1.1 Система государственной службы: понятие, основные принципы построения и функционирования

1.2 Историко-правовой анализ возникновения и развития государственной службы в России

Цель реформирования государственной службы на первых порах (примерно до 2000 г.) состояла в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный. Для этого и требовалось установить и соответствующий административно правовой статус государственных служащих.

Принципиально важная роль в правовом регулировании государственной службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Именно ею определены государственные должности РФ, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В Конституции определена также компетенция Президента, Совета Федераций и Государственной Думой по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих. [13, С. 81]

31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель Закона – создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Согласно Закону об основах государственной службы РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назначения.

«А» – должности, устанавливаемые конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

«Б» – должности, устанавливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

«В» – должности, учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций. В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и, прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающий современным требований по свой профессиональной подготовке, деловым и личностными качествами. Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих. Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов принят не был. Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях РФ» Собрание законодательства РФ 1995 г. №3. Ст. 173; 1998. №43. Ст. 5337, от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» Собрание законодательства РФ 1997 г. №36. Ст. 4129; 2003 №30. Ст. 3045, от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изм. и доп.) Собрание законодательства РФ 1997 г. №37. Ст. 4270; 2001 №15. Ст. 1468.

Указом Президента от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления» Собрание законодательства РФ 2004. №29. Ст. 3019 утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образована при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной систем государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ.

23 июля 2003 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах проведения административной реформы в 2003–2004 годах». Планировалось устранить избыточные функции министерств и ведомств, одновременно сократить численность государственных служащих и установить им денежное содержание с учетом квалификации и персональной эффективности. В ходе реализации указов президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 10 апреля 2004 г. «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности РФ, и лиц замещающих отдельные должности федеральной государственной службы» Собрание законодательства РФ 2004 №15. Ст. 1396. сокращена численность работников центральных аппаратов этих органов примерно на 20%, а за счет этого повышены размеры денежного содержания лиц, состоящих на государственной службе в этих органах.

Глава 2. Государственная служба в России как современный комплексный институт

2.1 Виды государственной службы

2.2 Взаимодействие между видами государственной службы, государственной и муниципальной службами

2.3 Современные проблемы государственной службы Российской Федерации и пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"// Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063

Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации//Собрании законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г., N 3, ст. 173

Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 26.01.2017) "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы"//Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 118

В современной России формирование института государственной службы началась с принятия Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» (утратил силу). Спустя два года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), законодательно оформивший данный институт.

При всей многочисленности нормативных правовых актов, регулировавших вопросы государственной службы в 1990-е гг., законодательство имело значительные пробелы. Подавляющее большинство источников служебного права составляли акты Президента РФ, а также Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». При этом закон, призванный создать стабильную правовую основу для развития и укрепления государственной службы, своей задачи не выполнил.

Стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы.

Наряду с деятельностным подходом к определению понятия «государственная служба», когда оно трактуется как государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, нередко используется институциональный подход к государственной службе, рассматривающий ее в качестве социального института или системы социальных институтов.

Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и другие) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как научный, так и практический интерес.


Институт государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых – обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения.

В новом законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации вновь определены государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это вновь свидетельствует о потенциальной возможности введения этих должностей в состав государственной гражданской службы. Вместе с тем, в настоящее время указанная проблема пока не разрешена.

В результате реформирования государственной госслужбы не все поставленные цели и задачи были достигнуты. Явной причиной чего явились не корректно подобранный набор инструментов для достижения поставленных целей.

В исследовании были проанализированы насущные проблемы при осуществлении госслужбы. При осуществлении предложенных в параграфе 2.3. мероприятий, эти проблемы удастся разрешить.

Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 09.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"// Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063

Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации//Собрании законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г., N 3, ст. 173

Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 26.01.2017) "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы"//Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 118


  1. Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 26.01.2017) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"//Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3459
  2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 07.12.2016) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945

Учебники, монографии, брошюры

  1. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы, 2014. – 210 с.
  2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография.- М.: РАГС, 2015. – 314с.
  3. Барабашев Г.В. Местное самоуправление – трудное дитя России // Местное самоуправление в России состояние, проблемы, перспективы: Материалы науч.-практ. конф. 25 января 2014 г. – М., 2014. –143 с.
  4. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал.- 2016.- №3. -С. 35 – 40
  5. Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016.- С.-75 – 90
  6. Верхотуров Ю.И. Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половине XVI и в XVIII в. // Правоведение. -2015. № 6.- С. 177–184
  7. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. - 496 с.
  8. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. -М.: Зерцало, 2016. –84 с.
  9. Кирпичников В.А. О российской действительности и местном самоуправлении // Местное самоуправление: проблемы и решения: Материалы междунар. симп. – М., 2015. –54 с.
  10. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Норма, 2015. – 272 с.
  11. Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – с. 115.
  12. Манохин В.М. О реформировании государственно-служебного законодательства. -М.: Экономика, 2015.-245с.
  13. Адушкин Ю.С. Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история. – М.:БЕК, 2016. – 155 с.
  14. Кирпичников В.А. Правовые основы деятельности субъектов РФ. – М.: Дело, 2014. – 78 с.
  15. Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. – 2015. – №9.-С. 14-19
  16. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Норма, 2015. – 155 с.