Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права.( Понятие предпринимательского права и его место в системе права РФ).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1.Понятие предпринимательского права и его место в системе права РФ
1.1 Понятие предпринимательского права
1.2. Предпринимательское право в российской системе права
2. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права
2.1 Предмет и метод российского предпринимательского права
2) следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).
Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.
Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.
Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.
Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.
Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.
Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация.
Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.
Административное право характеризуется наличием отношения «власть – подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.
Завершая рассмотрение вопроса о месте предпринимательского права в российской правовой системе, отметим, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения и вырабатывать самостоятельную позицию по данному дискуссионному вопросу. Однако следует учесть теснейшее переплетение и взаимосвязь самых разных общественных отношений, подчас отсутствие резкой грани между близлежащими их видами. Поэтому и грань между отраслями права весьма подвижна, сама система права никогда не пребывает в статике, что соответствует развитию общества. Происходит преобразование прежних отраслей права и становление новых, падение значения одних отраслей и рост влияния других.
2. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права
2.1 Предмет и метод российского предпринимательского права
В зависимости от того или иного подхода ученых относительно самостоятельности предпринимательского права сформировались различные позиции по поводу определения предмета данной отрасли. Ученые, признающие предпринимательское право составной частью гражданского права отрицают наличие самостоятельного предмета. Нам же необходимо рассмотреть, что же включают в предмет предпринимательского права ученые отстаивающие своё мнение относительно его самостоятельности.
Следует отметить практическую значимость рассматриваемой проблемы[4] Причем она имеет межотраслевое значение, поскольку четкое понимание того, что такое предпринимательская деятельность и каков предмет предпринимательского права, чрезвычайно важно, например, для уголовного, налогового, административного и других отраслей права.
Отсутствие четкости в понимании предмета предпринимательского права в значительной степени связано с отсутствием надлежащего определения предпринимательской деятельности в российском праве. Определение предпринимательской деятельности, содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не отвечает необходимым требованиям, позволяющим отграничить предпринимательскую деятельность от иной деятельности. Гражданский кодекс, будучи кодифицированным актом частного права, не дает и не может дать адекватного определения предпринимательской деятельности, поскольку она не является деятельностью частной ни по целям и задачам, ни по отношениям, возникающим в связи с осуществлением предпринимательской деятельности[5].
Как уже отмечалось, предпринимательская деятельность есть деятельность экономическая.
Общественные отношения, входящие в предмет предпринимательского права можно разделить на несколько групп.
1. Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. Данная группа общественных отношений отличается несколькими существенными признаками.
Во-первых, предпринимательскую деятельность ведут равноправные самостоятельные субъекты, которые свободно выходят на рынок, производя товары, выполняя работы, оказывая услуги. Между такими субъектами складываются отношения, которые в науке предпринимательского (а ранее - хозяйственного) права принято именовать горизонтальными, в отличие от вертикальных, основанных на власти и подчинении.
Во-вторых, рассматриваемая группа общественных отношений является основной, поскольку именно в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается главная ее цель - получение прибыли. Направленность на получение прибыли указывает, в свою очередь, на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений. Таким образом, первая группа общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, - это коммерческие, товарно-денежные отношения между равноправными не соподчиненными хозяйствующими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность.
2. Вторая группа включает в себя отношения организационного характера, не имеющие непосредственной целью извлечение прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению сертификатов и в ряде других случаев
3. Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Эти отношения, в отличие от первой группы, не характеризуются равенством правового статуса участников. Напротив, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можно представить, как "вертикальные". Государство, в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Складывающиеся при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения - неотъемлемая составляющая предмета предпринимательского права.
4. В предмет предпринимательского права включается и четвертая группа общественных отношений. Речь идет о внутрихозяйственных отношениях. Субъектами таких отношений являются, в частности, различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом.
Таким образом мы видим, что предмет предпринимательского права составляют как «вертикальные», так и горизонтальные отношения, а также внутрихозяйственные отношения и отношения организационного характера. Просто удивительный симбиоз.
Такая дифференциация правоотношений и становится «яблочком», в которое метят «противники» хозяйственного права. Однако дифференциация единых общественных отношений вполне возможна и применяется во всех отраслях права (трудовое право: индивидуальные и коллективные отношения; гражданское: имущественные и неимущественные отношения). Поэтому такому разнородному предмету не стоит удивляться, он является одним из его особенностей.
Метод предпринимательского права
Метод правового регулирования, применяемый в той или иной отрасли права, представляет собой совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами данной отрасли права.
Метод конкретной отрасли права предопределяется спецификой предмета ее правового регулирования. Правоведение признает качество классификационного признака отрасли права не только за предметом, но и за методом правового регулирования.
Комплексный предмет «предпринимательское право» включает в себя, во-первых, общественные отношения по осуществлению предпринимательской деятельности и связанные с ними некоммерческие отношения и, во-вторых, организационно -управленческие отношения в предпринимательской сфере.
Метод правового регулирования отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности ее субъектами можно определить, как в основном диспозитивный, но с элементами императивности.
2.2 Принципы предпринимательского права
Принципами предпринимательского права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.
Основными принципами предпринимательского права являются:
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей право субъектности.
Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.
2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты. Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.
3. Принцип единого экономического пространства, т.е. "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.