Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.)
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.)
2. Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности
3. Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика
4. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни
Итак, пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности – это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.
При исследовании пределов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности нельзя не опираться на общие закономерности, выработанные теорией права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ по крайне мере двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств:
во-первых, тех факторов, от которых, так или иначе, зависят границы данной деятельности;
во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.
Факторы, обуславливающие пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Первый фактор, от которого зависят пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т.е. общественные отношения, подлежащие регулированию и упорядочению. В теории права определено, что возможно урегулировать все виды общественных отношений в онтологическом срезе и что потенциально пределы регулирования возрастают по мере изменения в различных сферах жизни соотношения объективного и волевого в пользу последнего. Следовательно, вся оперативно-розыскная деятельность (понимаемая как в «широком», так и в «узком» смысле слова) вполне может быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта регулирования во многом зависит от воли законодателя.
Суть второго фактора заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения. То есть сфера регулирующего воздействия права ограничивается нормативно-обозначенными вариантами поведения человека в каждой данной типовой ситуации.
Третьим фактором, определяющим пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом.
Тенденции общественного развития России в последние годы свидетельствуют о заинтересованности как общества в целом, так и его индивидуумов в гораздо более объемном и «жестком» правовом регулировании негласной деятельности правоохранительных органов и спецслужб, чем это делалось ранее.
Наконец, четвертым и пятым факторами, влияющими на пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, являются соответственно индивидуальные возможности как оперативных сотрудников, так и других участников негласной работы, их способность к сознательному восприятию правовых предписаний, а также общие потенциальные возможности права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения.
Все перечисленные объективные и субъективные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, и только их совокупность позволяет уяснить пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Границы правового регулирования общественных отношений оперативно-розыскной деятельности. Их условно можно определить как «дальние» и «ближние».
«Дальние» границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности проходят там, где возникает необходимость:
проверки информации (присущими только для сыска методами и средствами) в связи с совершением, вероятным совершением преступления или розыском без вести пропавших лиц;
осуществления превентивных мер, не допускающих нанесение ущерба жизненно важным интересам России (в рамках оперативно-розыскной деятельности);
ограничения конституционных прав человека и гражданина (по основаниям, указанным в Федеральном законе).
«Ближние» границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, по существу, смыкается с началом:
уголовно-процессуальной деятельности (в частности при взаимодействии сыскного уголовно-розыскного процесса с дознанием и предварительным следствием);
производства уголовно-исполнительных процедур (в процессе наблюдения за лицами, отбывающими уголовное наказание).
Уровни правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности.
Различают уровни правового регулирования в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. Для оперативно-розыскной деятельности важно рассмотреть уровни правового регулирования в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования:
Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов.
Средний (развивающийся) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы.
Два названных уровня правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности образуют единую систему ее законодательного регулирования. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России – это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно–розыскные отношения в специфическом виде социально полезной юридической деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования.
Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов.
Среди них различают:
нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации);
межведомственного характера;
сугубо ведомственного характера.
Заключение
Рассмотрев историю правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в неразрывной связи с историей становления и развития российской государственности. Следовательно, основные периоды развития правового регулирования ОРД в основном совпадают с этапами формирования российской государственности. Отсюда в истории России можно выделить (с известной долей условности) три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:
Правовая регламентация сыскной работы в Российской Империи (XVIII в. – начало ХХ в.).
Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.).
Второй, советский период разделен на четыре достаточно значимых этапа: середина 1918 г. – 1930 г.; 1931 г. – 1952 г.; 1953 г. – середина 70-х гг.; середина 70-х гг. – август 1991 г.
Правовое регулирование ОРД в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время).
Наряду с указанными основными периодами в нормативной регламентации оперативно-розыскной деятельности, в ХХ столетии нами выделяются еще два, относительно кратковременных, но весьма содержательных (условно названных переходными) периода:
Анализ содержания соответствующих нормативных актов свидетельствует о зависимости выбора властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы от социально-политической и экономической обстановки в стране. С ростом демократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал и, наоборот, с началом очередной полосы внутренних потрясений, войн и т.п. законодатель, как правило, ужесточал правовой режим негласной работы этих органов и служб.
Список литературы
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25.07.2003 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации. в ред. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 12.11.2003
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями на 22 августа 2004 года) (редакция, действующая с 1 января 2005 года) от 12.8.1995 №144-ФЗ Опубликован: Российская газета, №160, 18.08.1995., Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33, ст. 3349
О правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997 г. №2 – ФКЗ.
Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. №5473 – 1 в ред. Федеральных законов от 17 мая 1996 г. №73-ФЗ, от 20 марта 1998 г. №61 – ФЗ, от 3 июля 1998 г. №117 – ФЗ, от 21 февраля 2001 г. №25 – ФЗ.
О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный Закон от 20 апреля 1995 г. (с изм. от 6 января 1999 г.).
Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. №64 – ФЗ ред. Федерального закона от 27 декабря 1996 г. №161 – ФЗ.
Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 8 января 1997 г. №2 – ФЗ.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утверждены приказом МВД России от 30 мая 1997 г. №330.