Файл: Понятие и виды трудового стажа(Теоретические аспекты трудового стажа ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Право граждан на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от их участия в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила законодательное закрепление через институт трудового стажа. Понятие трудового стажа является обобщенным, не имеет самостоятельного юридического значения и определения, закрепленного в законе. В наиболее общем виде под трудовым стажем можно понимать суммарную продолжительность трудовой, служебной, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение и реализация прав граждан на социальное обеспечение и отдельные виды социальных гарантий.

Проведение пенсионной реформы, переход на страховые принципы пенсионного обеспечения вызвало появление нового вида трудового стажа – страхового. С 1 января 2015 г. в пенсионное законодательство России внесены значительные изменения, касающиеся, в частности и страхового стажа.

Цель курсовой работы – исследовать порядок исчисления страхового и общего трудового стажа в России.

Задачи работы:

  • исследовать понятие трудового стажа и рассмотреть эволюцию его правового регулирования в России;
  • рассмотреть виды трудового стажа;
  • рассмотреть порядок исчисления страхового стажа;
  • рассмотреть порядок исчисления общего трудового стажа;
  • выявить проблемы в современном законодательстве в плане регулирования страхового стажа.

Объектом исследования является порядок исчисления страхового и общего трудового стажа в России.

Теоретической базой и методологическими основами исследования составили общенаучные методы социального познания: системный, сравнительный, институциональный, исторический, логический.

Научно-методической основой работы являются нормативно-законодательные акты, регулирующие проведение пенсионной реформы в России, научные издания, публикации в экономических периодических изданиях.

Глава 1. Теоретические аспекты трудового стажа


1.1. Понятие трудового стажа и эволюция его правового регулирования в России

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития[1]. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в социальном законодательстве. Достаточно четко эта идея подтверждается при анализе развития законодательного регулирования вопросов исчисления трудового стажа в нашей стране за последние 20 лет. В течение жизни одного поколения законодатель несколько раз менял правила исчисления стажа, внося неопределенность не только в правовое регулирование, но и в жизненные планы миллионов людей.

Под трудовым стажем понимают продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности граждан, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, когда и где она протекала, которая порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности и т.д.)[2].

В пенсионном обеспечении трудовой стаж является юридическим фактом, который не только определяет право на получение пенсии, но и в значительной степени влияет на размер пенсии. Каждый человек, выбирая тот или иной вид деятельности, должен иметь четкое представление о том, каковы перспективы его пенсионного обеспечения в связи с осуществлением этой деятельности. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[3] предусматривал, что пенсионное обеспечение осуществляется с учетом двух видов трудового стажа – общего и специального.

При этом основным видом стажа был общий стаж, под которым понимали суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца (статья 88 указанного закона).

В общий стаж помимо периодов работы, включались также периоды общественно полезной деятельности: военная служба; подготовка к профессиональной деятельности и иные периоды, в том числе, уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности (статья 92 указанного закона). Таким образом, женщина, имеющая троих детей, могла рассчитывать на то, что при назначении пенсии по старости ей будет засчитано 9 лет общего стажа за рождение и воспитание детей.


Проведение пенсионной реформы, переход на страховые принципы пенсионного обеспечения вызвало появление нового вида трудового стажа – страхового. При этом, как отмечают специалисты[4], в законодательстве нет единого определения понятия этого вида стажа.

Впервые определение понятия страхового стажа было дано в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[5], в статье 1 которого страховой стаж был определен как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Далее в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования»[6] страховой стаж был определен как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях»[7] дал еще одно определение этого вида стажа. Согласно статье 2 указанного закона страховой стаж ─ это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Очевидно, что определение, данное в Федеральном законе «О трудовых пенсиях» более полное, реально отражающее содержание этого понятия.

Нужно отметить, что среди иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, упоминался также период отпуска по уходу за ребенком. Однако содержание этой нормы существенно изменилось по сравнению с законом «О государственных пенсиях». Период ухода за ребенком теперь может быть засчитан в стаж не только матери, но и отцу, так как в законе сказано «одного из родителей». Это, безусловно, положительный момент. Но, в то же время, появилась и норма, значительно ухудшающая положение родителей по сравнению с Законом 1990 г., так как в Законе о трудовых пенсиях было предусмотрено, что в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Таким образом, за одного ребенка в стаж засчитывался период не три года, а всего лишь полтора. И, во-вторых, общая продолжительность периода, засчитываемого в страховой стаж, составила три года, а не девять лет, как было в Законе 1990 г., то есть, учитывалось рождение и воспитание всего двоих детей, а не троих, как это было ранее. По всей видимости, при разработке и принятии Закона о трудовых пенсиях перед законодателями не стояла цель стимулирования рождаемости.


Закон о трудовых пенсиях вступил в силу с 1 января 2002 г. и по идее должен был распространяться на те правоотношения, которые возникли после вступления в силу этого закона. Между тем законодатель придал этому закону обратную силу, ухудшив тем самым положение родителей по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Такое положение дел, не допустимое с точки зрения права, вызвало недовольство и возмущение среди населения и послужило поводом для многочисленных обращений граждан в различные инстанции, в том числе и в Конституционный Суд РФ.

Рассматривая одно из таких заявлений, Конституционный Суд РФ подчеркнул[8], что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Говоря о том, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.


Тем не менее, Конституционный Суд РФ сделал вывод о признании нормы Закона о трудовых пенсиях, которая не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Эта позиция не согласуется с реальными потребностями государства в рассматриваемый период. Речь идет о демографической проблеме в нашей стране: уровень рождаемости недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, население России сократится к 2015 г. на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 г. – 124,9 млн. человек. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Об остроте проблемы можно судить уже по тому факту, что в 2007 г. Указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.[9]. Одной из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года является повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.

В последние годы был внедрен целый ряд мер, направленных на повышение рождаемости, среди которых следует отметить такие, как материнский (семейный) капитал, ежемесячное пособие на третьего ребенка в возрасте до трех лет, выделение земельных участков для строительства, льготные ипотечные программы и т.д.

Как отмечается в Концепции, реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. предполагается осуществлять в том числе и путем дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития.

Нужно отметить, что все эти меры дали определенный положительный эффект. Рождаемость в стране в последние годы увеличилась и даже превысила смертность. Увеличилось число семей, в которых появился второй или последующий ребенок.