Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом.(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
Рассмотрим пример:
Саратовская региональная общественная организация «К***» обратилась с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «П***» и просила признать действия ответчика незаконными, нарушающими права потребителей; обязать ответчика устранить нарушения прав неопределенного круга потребителей путем снятия с реализации следующих товаров: – жевательная резинка «О***», по цене 19 рублей за 1 штуку, изготовитель ООО «Р***», Россия, 196140, г. Санкт-Петербург, ***, ***, дата изготовления 18.09.2008 года, срок годности 9 месяцев; – рыбка «Б***» К***, 25 грамм по цене 20 рублей за 1 упаковку, изготовитель ЗАО «С***», Россия, г. Новосибирск, ул. ***, д.***, дата изготовления 06.07.2008 года, срок годности 8 месяцев; обязать ответчика надлежащим образом оформить ценники на реализуемый товар; обязать ответчика довести до сведения потребителей через СМИ решение суда по данному делу; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг специалиста в размере 3 000 рублей; взыскать соответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суд поступили сведения о признании по решению Ленинского районного суда г. Саратова от 12.10.2009 года Саратовской региональной общественной организации «К***» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении данной организации из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п.6 ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если: после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению, в виду прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении данной организации из единого государственного реестра юридических лиц Саратовской региональной общественной организации «К***», сведения о правопреемниках отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд определил прекратить производство по иску Саратовской региональной общественной организации «К***» в интересах неопределенного круга лиц к ООО «П***» о защите нарушенных прав неопределенного круга потребителей, взыскании судебных издержек и штрафа в виду ликвидации истца Саратовской региональной общественной организации «К***». Определение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его оглашения.
Для потребителя установлена так называемая альтернативная подсудность, т.е. он вправе по своему выбору обратиться в суд: по собственному месту жительства; по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; по месту заключения или исполнения договора (п. 7 ст. 29 ГК РФ; п.2 ст.17 Закона «О защите прав потребителей»). Исключение из этого правила составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации (п. 3 ст. 30 ГПК РФ).
Поскольку покупателю представляется право выбора способа защиты нарушенных прав, на практике возникает вопрос: вправе ли суд изменить способ защиты прав потребителя, выбранный им самим? Ответ на этот вопрос можно найти в определении Верховного суда РФ №74B95-11:[15]
«В 1991 году между И. и сельскохозяйственным потребительским обществом был заключен договор о продаже ей автомашины в 1993 году. И. оплатила стоимость машины, однако потребительское общество договор не исполнило, в связи с чем И. обратилась в суд с требованием обязать ответчика предоставить ей автомашину.
Решением суда иск удовлетворен.
Кассационная инстанция решение суда изменила и с учетом того, что с 1991 года в потребительское общество автомашины не поступали, стоимость автомашин неоднократно повышалась, сочла возможным применить по аналогии порядок оплаты стоимости автомашин, установленный по государственным долговым товарным обязательствам - 60% их стоимости, в связи с чем взыскала с ответчика в пользу И. 5 млн. руб. Надзорной инстанцией кассационное определение оставлено без изменения.
Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ отменены кассационное определение и постановление, вынесенное в порядке надзора, и оставлено в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 243 ГК РСФСР (1964 г.), если продавец в нарушение договора не передаст покупателю проданную вещь, покупатель вправе требовать передачи ему проданной вещи и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.
Выбор способа защиты прав покупателя по закону принадлежит покупателю. Истица просила обязать ответчика передать ей предмет договора - автомобиль.
Поскольку ответчик обязательство по договору купли-продажи не выполнил, суд правильно исходил из условий договора, который порождает право истицы на передачу предмета договора и обязанность ответчика передать ей этот предмет. Законных оснований для изменения избранного истицей способа защиты ее права как покупателя у суда кассационной инстанции не было»[1].
Таким образом, выбор способа защиты прав покупателя по закону принадлежит покупателю. Изменение судом кассационной инстанции избранного истицей способа защиты ее права признано неправомерным.
Требования потребителя носят гражданско-правовой, в основе материальный характер, выражающие личный интерес, основанный на невыполнении своих обязательств другой стороной гражданско-правового договора. Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного Законом, и подлежащего судебному рассмотрению. Исковое заявление потребителя может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т.п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п. Конкретные требования должны формулироваться, исходя из тех прав, которые предоставлены потребителю Законом и которые нарушены ответчиком[2].
При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.
ГК РФ в ст. 196, 197 предусматривает общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.
От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые законодательством, в частности сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности. К этим срокам относятся гарантийные сроки, сроки годности и службы, другие сроки, предусмотренные ст. 18 и другими статьями Закона «О защите прав потребителей». Если сроки исковой давности Законом не установлены, они определяются в соответствии с ГК РФ.
Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной. Это означает, что обращение в суд не связано для потребителя с дополнительными материальными затратами (ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей"; ст. 333,36 Налогового кодекса Российской Федерации[3]).
Таким образом, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Ст.17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права, защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.
2.2 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения.
Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей. Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
Сейчас можно выделить такие проблемы, как:
. нарушения в сфере защиты прав потребителей;
. малое количество специалистов в этой области;
. отсутствие в большинстве муниципальных образований межведомственных комиссий по защите прав потребителей;
. мало действующих общественных организаций;
. не знание потребителей своих прав, гарантий и способов защиты;
. недостаточная информированность граждан о качестве товара.
Рассматривая данную тему можно сделать вывод о неграмотности населения в сфере защиты своих прав. Нужно больше освещать эти проблемы в СМИ и разъяснять права потребителям. Необходимо, чтобы покупатель получал достоверную информацию о качестве товара.
Предотвратить большую часть конфликтов, и грамотно построить работу с покупателями, можно только создав целостную систему. Системный подход всегда дает лучший результат, чем решение отдельных проблемных вопросов.
Правильная позиция - это предотвращение возможных конфликтов за счет продуманной системы взаимодействия с потребителями по всем ключевым моментам взаимоотношений. Для создания таковой можно использовать отечественные наработки в области сервиса в розничной торговле.
И все же главное не в том, чтобы усиленно заботиться о создании и функционировании такой системы, а в том, чтобы помнить о ценности клиента, необходимости уважения к нему и реализовывать эти идеи постоянно в ходе ежедневного общения с покупателями и решения их проблем.
Также защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях, исполнителях, продавцах. Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
В ходе работы, можно выделить следующие методы и задачи направленные на устранения проблем в сфере защиты прав потребителей:
повышение правовой грамотности и информированности населения (проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.);
стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
проведение независимых потребительских экспертиз;
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей.
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика. Традиционно российские суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства осуществляли защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей. При рассмотрении же названных категорий дел защищаются однородные права и интересы неопределенного круга лиц (фальсификации лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).
Закон о защите прав потребителей имеет прямое отношение к преобразованию экономики. Таким образом, он имеет важное значения для развития всей системы РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно сделать определенный вывод, что законодательство по защите прав потребителя пришло к нам вместе с рыночными реформами. Но в тоже время, кто бы поверил, что такое законодательство вправду может защитить потребителя. В нынешнее время дело обстоит совсем по другому. Выигрываются десятки тысяч дел в защиту прав потребителя. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявлений сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное - это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать. В помощь потребителю приходят профессиональные структуры: это и юристы, которые профессионально помогут потребителю противостоять в суде сильным, умелым, ответчикам, это и экономисты, которые помогут разобраться в финансовой стороне, это и журналисты, которые через СМИ подскажут, как надо действовать. К тому же Закон устанавливает достаточно, жесткие требования, к продавцам, производителям товаров и исполнителям работ (услуг). Однако это можно объяснить тем, что во-первых потребитель - это гражданин не обладающий специальными познаниями. Он сам по себе не специалист, в одиночестве общается с продавцами (изготовителями, исполнителями) - которые профессионалы в своей области. Часто потребитель имеет дело не с одним продавцом, а с целой группой специалистов: товароведами, юристами, экономистами. Основной целью законодательства является - уравнять эти две неравноправные категории. Там где потребителю не хватает профессиональных знаний - его защищает законодательство. И как бы продавец и изготовитель не выкручивались на них можно найти управу. К примеру в последнее время у нас появился так называемый "потребительский экстремизм". Если взглянуть к примеру в ст. 21, которая устанавливает, что товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, не бывший в употреблении. По другому сказать, потребитель получает новый товар взамен старого. При этом все расходы на перевозку товара и его ремонт ложатся на плечи продавца. Если, к примеру, холодильник прослужил большой срок, и отработал по крайней мере часть вложенных в него денег, то тут возможен обмен. И как бы продавец не говорил о потребительском экстремизме, подразумевая, что хитрый потребитель может иметь постоянно новые предметы быта, но требования потребителя оправданы - ведь приобретая товар, потребитель рассчитывает пользоваться им, а не ремонтировать. Если в товаре недостатки возникли уже в период гарантии - это легко поправить. А если представить себе, как потребитель будет оплачивать ремонт товара после истечения гарантийного срока.