Файл: Система источников предпринимательского права( Понятие источников предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, норма права, содержащая правило поведения участников общественных отношений, должна быть облечена в конкретную форму права, после чего она приобретает свойство юридически обязательной для их адресата.

Идеи общей теории права позволяют сделать вывод, что источники предпринимательского права имеют свою сферу регулирования — общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (предпринимательско-правовые отношения). Следует оговориться, что автор придерживается традиционно го различия между гражданским и предпринимательским право м (именуемым в Европе «тоpгoвым правом»), существующего дуализма в романо-германской правовой системе, к которой в какой-то степени можно отнести социалистическую и постсоциалистическую правовые системы. Как справедливо отмечают Р. Давид и К. Жоффре-Спинози, анализируя унификацию гражданского и торгового права в ряде европейских стран, наблюдается превращение торгового права в хозяйственное право, в котором преобладают установки политического и социального права и самым тесным образом переплетены право частное и публичное[39].

Сказанное выше подтвердил о, что дискуссии об определении сущности права и его источников, а также правоотношений с позиции нормативизма и естественной теории правопонимания так и не выработал и универсальных правил и критериев для определения источников права. Это повлекло за собой видоизменение научных подходов на разных исторических этапах развития хозяйственно-правовой (предпринимательско-правовой) мысли в России.

Фундаментальные советские исследования правоведами норм права и регулируемых ими правоотношений позволили уйти дальше от традиционного понятия правоотношения как регулируемого объективным правом общественного отношения, участники которого обладают субъективными правами и обязанностями. По мнению Ю. К. Толстого, правоотношение — это особый вид общественных отношений, при посредстве которого (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения в их реальной форме[40]. Подчеркивается, что процесс возникновения правоотношения (регулируемого нормами права) неразрывно связан с моментом фактического возникновения самого общественного отношения. Использование такого подхода позволяет определить предпринимательско-правовые отношения как урегулированные нормами предпринимательского (объективного) права экономические правоотношения (либо предпринимательские правоотношения). Таким образом, объектом предпринимательско-правовых отношений выступают фактические складывающиеся отношения в сфере предпринимательства и иного экономического хозяйствования.


В 60-70-е гг. XX в. академик В. В. Лаптев рассматривал источник предпринимательского (хозяйственного) права как хозяйственное законодательство — совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы регулирования хозяйственных отношений. Использовалось широкое толкование понятия «законодательство», включающего в себя законы в собственном
смысле, а также и подзаконные акты и иные источники права. Источники предпринимательского (хозяйственного) права раскрывались через внешнюю форму их выражения[41].

Многообразие существующих в России источников хозяйственного (предпринимательского) права предопределило научные дискуссии о необходимости принятия самостоятельного кодифицированного акта — предпринимательского кодекса[42], а также об отсутствии такового[43]. Еще в 60-х гг. XX в. сторонник теории «нормативного массива» хозяйственного права O. A. Красавчиков, отмечая тенденцию единства хозяйственного законодательства, справедливо считал назревшей необходимость принятие Хозяйственного кодекса СССР: «надо написать сегодня, если даже не сейчас»[44]. Отсутствие единого кодифицированного акта о предпринимательстве (хозяйственного кодекса) позволяло цивилистам дискутировать об отсутствии
самостоятельности отрасли предпринимательского права. Правда, надо заметить, что всегда признавалось существование особой части законодательства — хозяйственного законодательства (С. С. Алексеев, С. Н. Братусь, Ю. К. Толстой, В. Ф. Яковлев).

В. С. Мартемьянов определял источник права как «государственную волю, выраженную в акте компетентного органа. В конкретном значении источником права являются именно эти акты, содержащие правовые нормы»[45]. Данное мнение высказано в постперестроечный период, в условиях развития рыночных отношений в России. С одной стороны, провозглашались принцип свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, защита всех форм собственности, однако, с другой стороны, традиционное воздействие государства в регулировании экономики еще сохранялась. Становиться очевидным, что нормативные правовые акты воспринимались основными, правда, не единственным источниками права. Формами предпринимательского права также признавались локальные нормативные акты, правовые обычаи и иные.

К. С. Хахулин понимает источник хозяйственного права как официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающий их общеобязательное значение в качестве хозяйственных норм. По его мнению, источник хозяйственного права определяет содержание, а форма — внешнее оформление права. Можно определенно сказать, что К.С. Хахулин определяет источник предпринимательского (хозяйственного) права через формы его внешнего и внутреннего выражения, а также подчеркивает его обеспечительную функцию по исполнению хозяйствующими субъектами установленных правил поведения.


А. А. Мохов в качестве источников предпринимательского права называет систему определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности[46]. Таким образом, источники предпринимательского права раскрываются через его внешние формы выражения (законы, правовые
обычаи, локальные нормативные акты).

Проводя деление на материальное и формальное значение «источников права» с позиции позитивизма, В. С. Белых под источником права в материальном смысле понимает силу, создающую право, в то время как формальный подход определяет источник права как форму выражения государственной воли.

Выводы

Предпринимательское право – это основная (фундаментальная, базисная) область правового регулирования, регулирующая общественные отношения в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательское право выступает в качестве основной (фундаментальная, базисная) области правового регулирования и системы, регулирующей общественные отношения в ходе осуществления предпринимательской деятельности, благодаря которой различные отрасли права объединяются в единую систему, и обеспечивается нормальное функционирование экономической системы общества.

Источник предпринимательского права - это основа формирования, выражения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские и иные экономические отношения. Иными словами, источник предпринимательского права — это совокупность норм о предпринимательстве и экономике в целом. При этом форма предпринимательского права — это способ внутренней организации и внешнего выражения и закрепления норм о предпринимательской и иной экономической деятельности.

Глава 2. Характеристика источников предпринимательского права

В теории государства и права под формально-юридическими (юридическими) источниками или формами права понимают сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций, а также официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.


Таким образом, источники предпринимательского права — это официально признанные формы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.

В литературе по предпринимательскому праву порой встречается ошибочное представление о том, что «источники предпринимательскою права
представляю! собой нормативно-правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и организационно-управленческие решения в сфере предпринимательства»[47]. На самом деле круг видов источников российскою права, в том числе и предпринимательскою, значительно шире.

Традиционно выделяют четыре основных вида источника права:

1) нормативно-правовой акт;

2) правовой прецедент;

3) нормативный договор;

4) правовой обычай.

Для континентальной (романо-германской) правовой системы, куда относится и Россия, основным источником права является нормативно-правовой акт, а для стран англосаксонской (англо-американской или семьи общего права») — правовой прецедент.

Наибольшей юридической силой среди источников российскою права обладают нормативно-правовые акты. Как известно, нормативно-правовые
акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция РФ[48]. Часть 1 статьи 15 Конституции РФ устанавливает, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Следовательно. Конституция РФ занимает не только высшее положение в иерархии источников российского нрава вообще, но и предпринимательского права в частности. В этом документе закреплены основные принципы предпринимательского права.

Следующее место в иерархии источников предпринимательского права занимают федеральные конституционные законы. В Российской Федерации нет федеральных конституционных законов, непосредственно посвященных регулированию предпринимательских отношении, однако отдельные нормы предпринимательского права закреплены в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[49] и Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[50].


Среди федеральных законов - источников предпринимательского права следует отметить законы общей компетенции (например, Налоговый кодекс РФ[51], Бюджетный кодекс РФ[52], УК РФ[53], КоАП РФ[54]) и законы специальной компетенции, непосредственно посвященные регулированию предпринимательских отношении (например, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации»[55]; Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[56]).

При этом наибольшее количество норм предпринимательского права содержится в ГК РФ. Именно ГК РФ играет самую существенную роль в правовом регулировании предпринимательских отношений.

Пункт «о» статьи 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к исключительному ведению Российской Федерации. Однако, учитывая комплексный характер отрасли предпринимательскою права и сочетание в ней частноправовых и публично-правовых начал, можно утверждать, что по определенным вопросам предпринимательства субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы.

Высшее место в иерархии подзаконных актов принадлежит нормативным указам и распоряжениям Президента РФ. В качестве источников предпринимательского права можно назвать такие указы, как Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»[57]; Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[58].

Далее по юридической силе следуют постановления Правительства РФ. Примерами постановлений Правительства РФ, регулирующих предпринимательские отношения, можно назвать Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»[59]; Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»[60]; Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 285 «Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинскою обеспечения, социальной защиты и социальною обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуальною предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям»[61].