Файл: Методы управления инновационными проектами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день развитие рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ устойчивого функционирования и развития российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. Иными словами, ни один экономический субъект, нацеленный на успешное долгосрочное развитие, не обходится без реализации инновационных проектов.

Кроме того, в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, предполагающих размещение на территории Российской Федерации представительств зарубежных предприятий, отечественным производителям необходимо не только поддерживать существующее положение на рынке, но и наращивать собственные конкурентные преимущества, эффективным способом повышения которых является реализация инновационных проектов.

Инновационный проект представляет собой планируемый, направленный на достижение определенной цели и ограниченный временными рамками комплекс мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов (услуг) с указанием исполнителей, количества используемых ресурсов и их источников.

Процесс управления инновационным проектом заключается в принятии управленческих решений, связанных с определением целей и задач, планированием мероприятий, направленных на реализацию инновационной идеи, мониторингом и контролем за ходом их выполнения называется.

Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления инновационными проектами организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать понятийный аппарат, отражающий основы

управления инновационными проектами на предприятии;

- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

- проанализировать систему управления инновационными проектами на исследуемом предприятии;

- разработать мероприятия по совершенствованию управления инновационными проектами организации.

Объект исследования - ООО «УЛПЛАСТ», основным видом деятельности которого является производство пластмассовых автомобильных комплектующих изделий интерьера и экстерьера, изготовленных методом литья и вакуумного формования.

Предмет исследования - управление инновационными проектами на исследуемом предприятии.


Методами исследования являются синтез, анализ, статистическая обработка данных, моделирование процессов.

Теоретической базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, к которым относятся И.Л. Туккель, Й. Шумпетер, Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер, П.Ф Друкер и другие.

Курсовая работа состоит введения, из трех глав, заключения, библиографического списка, трех приложений.

Глава 1 Теоретические основы управления инновационными проектами на предприятии

1. 1 Основные понятия теории управления инновационными проектами

На сегодняшний день внедрение инноваций рассматривается организациями как один из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Необходимо отметить также, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций [40]. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современных предприятий.

В настоящее время отмечается отставание многих отечественных предприятий от иностранных компаний в техническом и технологическом развитии, что затрудняет возможность конкурировать с зарубежными производителями. Однако при этом у российских предприятий имеется возможность применить достижения мировой управленческой науки, разработав инновации, которые позволят им сравняться с зарубежными


организациями в технологическом и управленческом плане. Также к преимуществам иностранных компаний можно отнести большой опыт в применении современных производственных технологий, превосходство в

производительности труда, основанное на применении новейших технологий производства, значительный опыт в использовании управленческих технологий. Выше перечисленное дает представление об основных направлениях деятельности, которые необходимо совершенствовать российским предприятиям при вступлении в ВТО.

На современном этапе развития рыночных отношений одной из основных целей любого предприятия является устойчивое развитие, что подразумевает улучшение экономических показателей, совершенствование деятельности в области социальной ответственности бизнеса и экологическое обеспечение окружающей среды и выпускаемой продукции. Постоянное совершенствование перечисленных параметров будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности предприятия в целом, что становится все более актуальным во всех отраслых промышленности в связи с возрастающей конкуренцией и постоянно изменяющихся требованиях потребителей к качеству продукции.

Положительная динамика большинства показателей инновационной деятельности обусловлена развитием подходов к изучению инноваций, их сущности и видов.

Понятие «инновация» характеризует новую продукцию или услугу, технологию их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-технической, производственной, правовой, социальной и других сферах. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей лиц, принимающих решение по измерению, анализу и синтезу инновации как продукции или услуги. Анализ литературных источников (см. табл. 1), посвященных изучению инноваций, показал, что ученые рассматривают это понятие применительно к конкретной формальной ситуации, в зависимости от объекта и предмета своего исследования, преимущественно касающихся нововведений в области техники и технологий..

Активное применение термина "инновация", как самостоятельное, так и для обозначения совокупности родственных понятий ("инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.п.) отмечено в переходной экономике России.

Таблица 1

Анализ определений термина «инновация»

различных авторов

Автор

Определение инновации

Зарубежные авторы

Б. Твисс

Процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание

Ф. Никсон

Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования

Й. Шумпетер

Новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом Отечественные авторы

Д. В. Соколов,

А. Б. Титов,

М. М. Шабанова

Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический)

А. И. Пригожин

Сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах

П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели

Использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов

Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь

Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам Нормативные документы

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно­технической политике»

Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод в деловой практике, организация рабочих мест или во внешних связях

Приложение к проекту «Основы политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»

Результат инновационного продукта, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно­экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду


Многие исследователи в данной области (П.Ф. Друкер, Д. Локк, И.Л. Туккель, Й. Шумпетер и др.) дают различные формулировки трактовок данного понятия в зависимости от объекта и предмета своего исследования, но анализ данных вариантов определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [15, 16, 18, 30, 44].

Сущность инновации проявляется также в ее функциях, отражающих её назначение в экономической системе государства и роль в производственном процессе (см. табл. 2).

Таблица 2

Функции инноваций

Содержание

№ п/п

Тип функции

Функция

1

Функции

субъекта

управления

Функция

прогнозирования

Разработка на длительная перспектива изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления и его частей

Функция

планирования

Комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и их практической реализации

Функция

организации

Объединение работников, совместно реализующих инвестиционную программу на основании установленных правил и процедур

Функция

регулирования

Воздействие на объект управления с целью достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае их отклонения от установленных параметров

Функция

координации

Обеспечение согласованности действий всех элементов системы и аппарата управления, а также отдельных специалистов

Функция

стимулирования

Побуждение работников к заинтересованности в результатах труда по созданию и реализации инноваций

Функция контроля

Проверка организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

2

Функция

объекта

управления

Инвестиционная

функция

Проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций

Организация

инновационного

процесса

Рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций

Организация

продвижения

инноваций

Разработка и реализация мероприятий по продвижению инноваций и их распространению (диффузии)


Таким образом, выполняя перечисленные функции, инновации играют особую роль в повышении конкурентоспособности предприятий и эффективности их деятельности.

Последовательность действий, включающая инициацию инновации, разработку новых продуктов и операций, их реализацию на рынке и дальнейшее распространение результатов называется инновационным процессом. Иными словами, инновационный процесс - это жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность мероприятий, алгоритм работ на протяжении всего цикла инновационных преобразований (инновационного цикла), содержащий этапы создания, освоения и промышленной реализации инноваций.

По мнению многих исследователей в данной области, инновационный процесс включает в себя комплекс элементов, которые, при интеграции в единую последовательность, образуют структуру инновационного процесса [7] (см. рис. 1).

Рисунок 1. Структура инновационного процесса

Так, начальным этапом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, её технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объём выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, её продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на её продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

1.2 Жизненный цикл инновационных проектов и специфика управления ими