Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления инновационными проектами на предприятии
1. 1 Основные понятия теории управления инновационными проектами
1.2 Жизненный цикл инновационных проектов и специфика управления ими
Глава 2 Анализ управления инновационными проектами в ООО «УЛПЛАСТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «УЛПЛАСТ»
2.2 Оценка управления инновационными проектами в деятельности предприятия
Глава 3 Совершенствование управления инновационными проектами в ООО «УЛПЛАСТ»
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления инновационными проектами организации
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Введение
На сегодняшний день развитие рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ устойчивого функционирования и развития российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. Иными словами, ни один экономический субъект, нацеленный на успешное долгосрочное развитие, не обходится без реализации инновационных проектов.
Кроме того, в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, предполагающих размещение на территории Российской Федерации представительств зарубежных предприятий, отечественным производителям необходимо не только поддерживать существующее положение на рынке, но и наращивать собственные конкурентные преимущества, эффективным способом повышения которых является реализация инновационных проектов.
Инновационный проект представляет собой планируемый, направленный на достижение определенной цели и ограниченный временными рамками комплекс мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов (услуг) с указанием исполнителей, количества используемых ресурсов и их источников.
Процесс управления инновационным проектом заключается в принятии управленческих решений, связанных с определением целей и задач, планированием мероприятий, направленных на реализацию инновационной идеи, мониторингом и контролем за ходом их выполнения называется.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления инновационными проектами организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятийный аппарат, отражающий основы
управления инновационными проектами на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- проанализировать систему управления инновационными проектами на исследуемом предприятии;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления инновационными проектами организации.
Объект исследования - ООО «УЛПЛАСТ», основным видом деятельности которого является производство пластмассовых автомобильных комплектующих изделий интерьера и экстерьера, изготовленных методом литья и вакуумного формования.
Предмет исследования - управление инновационными проектами на исследуемом предприятии.
Методами исследования являются синтез, анализ, статистическая обработка данных, моделирование процессов.
Теоретической базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, к которым относятся И.Л. Туккель, Й. Шумпетер, Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер, П.Ф Друкер и другие.
Курсовая работа состоит введения, из трех глав, заключения, библиографического списка, трех приложений.
Глава 1 Теоретические основы управления инновационными проектами на предприятии
1. 1 Основные понятия теории управления инновационными проектами
На сегодняшний день внедрение инноваций рассматривается организациями как один из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Необходимо отметить также, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций [40]. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современных предприятий.
В настоящее время отмечается отставание многих отечественных предприятий от иностранных компаний в техническом и технологическом развитии, что затрудняет возможность конкурировать с зарубежными производителями. Однако при этом у российских предприятий имеется возможность применить достижения мировой управленческой науки, разработав инновации, которые позволят им сравняться с зарубежными
организациями в технологическом и управленческом плане. Также к преимуществам иностранных компаний можно отнести большой опыт в применении современных производственных технологий, превосходство в
производительности труда, основанное на применении новейших технологий производства, значительный опыт в использовании управленческих технологий. Выше перечисленное дает представление об основных направлениях деятельности, которые необходимо совершенствовать российским предприятиям при вступлении в ВТО.
На современном этапе развития рыночных отношений одной из основных целей любого предприятия является устойчивое развитие, что подразумевает улучшение экономических показателей, совершенствование деятельности в области социальной ответственности бизнеса и экологическое обеспечение окружающей среды и выпускаемой продукции. Постоянное совершенствование перечисленных параметров будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности предприятия в целом, что становится все более актуальным во всех отраслых промышленности в связи с возрастающей конкуренцией и постоянно изменяющихся требованиях потребителей к качеству продукции.
Положительная динамика большинства показателей инновационной деятельности обусловлена развитием подходов к изучению инноваций, их сущности и видов.
Понятие «инновация» характеризует новую продукцию или услугу, технологию их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-технической, производственной, правовой, социальной и других сферах. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей лиц, принимающих решение по измерению, анализу и синтезу инновации как продукции или услуги. Анализ литературных источников (см. табл. 1), посвященных изучению инноваций, показал, что ученые рассматривают это понятие применительно к конкретной формальной ситуации, в зависимости от объекта и предмета своего исследования, преимущественно касающихся нововведений в области техники и технологий..
Активное применение термина "инновация", как самостоятельное, так и для обозначения совокупности родственных понятий ("инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.п.) отмечено в переходной экономике России.
Таблица 1
Анализ определений термина «инновация»
различных авторов
Автор |
Определение инновации |
Зарубежные авторы |
|
Б. Твисс |
Процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание |
Ф. Никсон |
Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования |
Й. Шумпетер |
Новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом Отечественные авторы |
Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова |
Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) |
А. И. Пригожин |
Сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах |
П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели |
Использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов |
Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь |
Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам Нормативные документы |
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» |
Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод в деловой практике, организация рабочих мест или во внешних связях |
Приложение к проекту «Основы политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» |
Результат инновационного продукта, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационноэкономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду |
Многие исследователи в данной области (П.Ф. Друкер, Д. Локк, И.Л. Туккель, Й. Шумпетер и др.) дают различные формулировки трактовок данного понятия в зависимости от объекта и предмета своего исследования, но анализ данных вариантов определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [15, 16, 18, 30, 44].
Сущность инновации проявляется также в ее функциях, отражающих её назначение в экономической системе государства и роль в производственном процессе (см. табл. 2).
Таблица 2
Функции инноваций
Содержание
№ п/п |
Тип функции |
Функция |
|
1 |
Функции субъекта управления |
Функция прогнозирования |
Разработка на длительная перспектива изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления и его частей |
Функция планирования |
Комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и их практической реализации |
||
Функция организации |
Объединение работников, совместно реализующих инвестиционную программу на основании установленных правил и процедур |
||
Функция регулирования |
Воздействие на объект управления с целью достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае их отклонения от установленных параметров |
||
Функция координации |
Обеспечение согласованности действий всех элементов системы и аппарата управления, а также отдельных специалистов |
||
Функция стимулирования |
Побуждение работников к заинтересованности в результатах труда по созданию и реализации инноваций |
||
Функция контроля |
Проверка организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п. |
||
2 |
Функция объекта управления |
Инвестиционная функция |
Проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций |
Организация инновационного процесса |
Рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций |
||
Организация продвижения инноваций |
Разработка и реализация мероприятий по продвижению инноваций и их распространению (диффузии) |
Таким образом, выполняя перечисленные функции, инновации играют особую роль в повышении конкурентоспособности предприятий и эффективности их деятельности.
Последовательность действий, включающая инициацию инновации, разработку новых продуктов и операций, их реализацию на рынке и дальнейшее распространение результатов называется инновационным процессом. Иными словами, инновационный процесс - это жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность мероприятий, алгоритм работ на протяжении всего цикла инновационных преобразований (инновационного цикла), содержащий этапы создания, освоения и промышленной реализации инноваций.
По мнению многих исследователей в данной области, инновационный процесс включает в себя комплекс элементов, которые, при интеграции в единую последовательность, образуют структуру инновационного процесса [7] (см. рис. 1).
Рисунок 1. Структура инновационного процесса
Так, начальным этапом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, её технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).
После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объём выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, её продвижение, оценка эффективности и диффузия.
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).
Результаты реализации инновации и затраты на её продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.