Файл: Понятие и сущность спортивного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние несколько лет в России наблюдается активное развитие индустрии спорта и отдельных её сегментов. Особенно это проявляется в сфере, как к профессиональному, так и массовому физкультурно-оздоровительному спорту. Спортивные федерации, профессиональные лиги и клубы, как правило, предполагают строить свою дальнейшую деятельность с учетом зарабатываемых средств. В то время, как физкультурно-оздоровительные комплексы направлены на поддержание и укрепления здоровья социума, совершенствовании их культуры, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям. История физической культуры и спорта в России уходит далеко в прошлое, но к концу 19 века, в нашей стране началось глобальное развитие спорта.

В нашей стране, как и во многих других странах мира, спорт стал не только одним из проявлений: социума, образа жизни людей, стремлением к здоровому образу жизни, но и способом заработать деньги. Будущее российского спорта очень во многом зависит от подготовки высококвалифицированных спортивных менеджеров. В образовательных учреждениях ведётся подготовка спортивных менеджеров, которые изучают науку о спортивном менеджменте. Причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической и спортивной конкуренции.

Рассмотрение данной темы является актуальной, так как физическая культура и спорт играют значительную роль в экономике России, тем самым они вносят вклад в развитие социальной структуры и обеспечивает демократическое развитие общества. В последние годы отрасль имела устойчивую тенденцию роста, наблюдалось активное развитие физической культуры и спорта. В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи курсовой работы, обосновать ее содержание и структуру.

Целью данной работы является исследование деятельности Московской Федерации Спортивного Танца, а также выработка рекомендаций по совершенствованию ее деятельности.

Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе:

1. Рассмотреть понятие и сущность спортивного менеджмента

2. Изучить виды спортивных организаций,

3. Рассмотреть особенности управления спортивной организации

4. Дать краткую характеристику «Московской Федерации Спортивного Танца».

5. Исследовать структуру Московской Федерации Спортивного Танца»

6. Выявить рекомендации по развитию Московской Федерации Спортивного Танца»


Объектом изучения являются Московская Федерация Спортивного Танца. Предметом изучения является деятельность Московской федерации Спортивного Танца

Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы и заключения. В первой главе курсовой работы освещены сущность и значение спортивного менеджмента. Здесь рассматриваются теоретические основы спортивного менеджмента понятия, сущность, виды спортивной организации, а также особенности управления по физической культуре и спорту. Вторая глава посвящена анализу деятельности Московской Федерации Спортивного Танца. Здесь рассматривается общая характеристика спортивной организации, структура и положения управления, критерии о развитии спортивного бального танца в РФ. В заключении вынесены итоги и приведены общие выводы по работе, дано изложение результатов, составляющих теоретическое и практическое значение проведенной исследовательской работы.

В качестве источников при написании работы были использованы аналитические материалы специализированных периодических изданий, нормативные акты, публикации отечественных исследователей и зарубежных авторов и ресурсы тематических источников информации сети Интернет.

Глава 1. Теоретические основы спортивного менеджмента

    1. Понятие и сущность спортивного менеджмента

Спорт во все времена был уважаем и почитаем, ему постоянно уделяли особое и повышенное внимание. Спортсмены становились кумирами и пользовались большой любовью и уважением. В последнее время спорт перестал быть просто зрелищем и формой досуга. Современный мировой спорт – это динамично развивающаяся индустрия, активным участником которой стал крупный бизнес.[1] Иначе говоря, индустрия спорта уже давно переросла границы спортивной отросли. Сегодня в индустрии спорта широко представлены интересы крупного бизнеса, в которой работают и проявляют свои интересы не только спортивные организации, но и представители других отраслей.

Физическая культура – часть общей культуры, представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека.[2] В то время как спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. [3]


На данный момент спорт является полноценным сектором экономики и имеет стабильные и давно сформировавшиеся источники доходов. Для того чтобы понять, как стать управляющим в спортивной организации (спортивным менеджером), необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг.

Предметом спортивного менеджмента являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг. Менеджер - это наемный управляющий, а в то время как спортивный менеджмент - это специальная теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.[4] О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе и организует работу других людей. От его работы зависит очень многое, начиная от спортивного успеха отдельного спортсмена, команды или конкретного клуба, заканчивая тем, что от его компетенций зависит и финансовый доход спортивной организации. Иначе говоря от того как менеджер организует свою работу и работу своих подчиненных зависит конечный успех спортивной организации.

Спортивный менеджер, является субъектом управленческой деятельности и решает различные задачи. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) имеют свою специфику для спортивных организаций. Планирование осуществляется на многолетний (долгосрочный) период (как правило, на несколько олимпийских циклов), организация деятельности имеет регламентацию по времени проведения спортивных соревнований, мотивация учитывает специфику работы тренеров и спортсменов, контрольные функции осуществляются по специфичным индикаторам, таким как достигнутый спортивный результат. Поэтому спортивные менеджеры выполняют в организациях ряд функций в соответствии с рисунком 1.

.

Функции спортивного менеджера


Коммуникативная функция

Функция принятия решения

Информационная функция

Рисунок 1. Функции спортивного менеджера в организации

1. Функция принятия решения, характеризуется тем, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, он же несет ответственность за последствия принятых решений.

2. Информационная функция характеризуется тем, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.

3. Коммуникативная функция (функция руководителя) – характеризуется тем, что менеджер формирует отношения внутри организации, мотивирует деятельность персонала на достижение целей, координирует усилия членов организации, выступает в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.[5]

1.2. Виды спортивных организаций

В последнее время индустрия спорта как обширная отрасль предпринимательской деятельности характеризуется бешеным развитием. В нашей стране и за рубежом создаются множество спортивных и физкультурных организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. И опираясь на Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дает понятие физкультурно-спортивной организации. Согласно ст. 2 указанного Закона физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. [6]

Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Спортивная организация - организация, осуществляющая деятельность в области спорта, целью которой является подготовка спортсменов, проведение спортивных мероприятий, образование или другой вид деятельности, связанной со спортом[7]. И, опираясь так же на Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дает понять какие физкультурно-спортивные организации могут быть. Согласно ст. 10 указанного Закона к спортивным организациям нельзя отнести индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области и спорта в качестве основного вида деятельности (спортивных агентов, спортсменов-профессионалов, тренеров). Спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством, так же они могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству.


Точной классификации спортивных организаций не существует, можно только условно разделить их виды по типу объединения или внутренней административно-организационной структуре. Но следует учесть, что схожие по внутренней организации, они могут иметь разные названия. Первичными спортивными организациями физкультурно-спортивной направленности принято называть те из них, в которых проводится учебно-тренировочная работа и различные формы физкультурно-оздоровительных занятий с населением разных социальных и демографических групп.

К ним относятся:

- Спортивные секции;

- Спортивные кружки;

- Спортивные клубы;

- Спортивные школы.

На основе первичных организаций исторически складывались более крупные организации, призванные улучшить эффективность, организационно-методическое или коммерческое руководство.

-Спортивное общество;

-Спортивная ассоциация;

-Спортивная федерация;

-Спортивный союз;

-Спортивное объединение;

-Спортивная конфедерация;

-Спортивная лига;

-Спортивный комитет.[8]

К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

3) оборонные спортивно-технические организации;

4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;

5) Олимпийский комитет России;

6) Паралимпийский комитет России;

7) Сурдлимпийский комитет России;

8) Специальная олимпиада России;

9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;

10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.