Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно отметить, что двухуровневая организация антимонопольной политики в ЕС является залогом успешности мер антимонопольного регулирования. Помимо штрафов, предусмотренных национальным законодательством, компании-нарушители должны также по требованию Еврокомиссии выплатить штраф в размере 10% оборота. Строгий контроль со стороны Европейской комиссии необходим для обеспечения свободной конкуренции на всем европейском пространстве и достижения целей эффективного функционирования единого рынка.

3.2 Реформирование естественных монополий зарубежных стран

Анализ изучения антимонопольной политики зарубежных стран показал, что не существует универсального алгоритма проведения такого рода трансформаций как их реформирования.

Вместе с тем и выявлены общие тенденции:

- разделение корпоративных образований по функциональному признаку;

- сохранение инфраструктурного ядра в ведении государства;

- постепенный и поэтапный процесс трансформации собственности;

- развитие конкуренции в тех сферах, которые позволят снижать цену (тариф) конечного продукта;

- значительные издержки реализации программ реформирования;

- планомерное преобразование институциональной среды;

- обязательный контроль над структурой отрасли, за ценами и за выполнением стратегических задач после проведения реформ.

Заключение

Антимонопольная политика государства включает в себя как микроэкономическую, так и институционную теорию, в которой говорится о факторах эффективности рынка монополии, т.е. о несовершенной конкуренции. А также о рынках естественной монополии и эффективности государственного регулирования. Основным составляющим конкурентной политики является антимонопольное регулирование в нерегулируемых отраслях естественных монополий, которые довольно тесно пересекаются с экономической теорией монополии, а также с естественной монополией.

Из-за возможности потерять всеобщее благосостояние зародилось антимонопольное регулирование. Стоит отметить, что значительно осложняются условия осуществления данной деятельности с развитием представлений о конкуренции. Противодействовать появлению новых крупных торговцев и контролировать их поведение – задача намного проще, чем обеспечивать равный доступ участникам рынка к ресурсам, содействовать динамической конкуренции и т.д.


Как нам известно, взаимодействие спроса и предложения происходит на рынке. Как покупатели, так и продавцы без препятствий обмениваются благами на большинстве конкурентных рынков по системе рыночных отношений. Механизм, решающий большинство экономических проблем общества, – конкуренция. С латинского языка это слово переводится как «сталкиваться» или «сходиться».

Монополия является крупнейшим собственником, охватывающим основную часть рыночного пространства с целью обогащения. Защита конкуренции и монополия Преобладание различных монополий на рынке сводится к общепризнанному единому следствию – самостоятельному установлению рыночной цены. При этом законы, которые выражают зависимость стоимости от спроса и предложения, используются своеобразно.

В развитых странах мира борьбу с монополизмом ведет государство. Причем основной задачей регулирования антимонополии считается защита конкуренции от подавлений монополистов и ограничение власти фирм-монополистов, которые диктуют потребителям собственные уровни цен. На сегодняшний день в РФ доминирующие фирмы могут относиться к трем категориям, таким, как временные, разрешенные и естественные монополии. Поддержка конкуренции и антимонопольная политика Основа законодательства по защите конкуренции в России – закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках». Он был принят еще в 1991 году и уже неоднократно дополнялся и изменялся с тех пор.

Антимонопольная политика и порядок ее исполнения – обычаи и традиции разных стран, предшествующий опыт госконтроля экономической жизни. Немаловажное отдельное направление политики в поддержке конкуренции – предотвращение недобросовестной конкуренции. Его основа – представление о нормальной конкуренции, опирающейся на охраняемые и конкретно специфированные права собственности. Антимонопольная политика в России осуществляется органом, который претерпел ряд преобразований в сентябре 1998 года. Так, Государственный антимонопольный комитет переименовали в Министерство РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политики. А весной 2004 его преобразовали в Федеральную антимонопольную службу.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135 ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014// Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
  2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147 ФЗ, в ред. от 27.01.2013// Собрание законодательства РФ. 21.08.1995. № 34. Ст. 3426.
  3. Авдашева С. Б. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России// Доклад по материалам проекта Центра фундаментальных исследований, выполненных в 2007 2010гг. в Институте анализа предприятий и рынков ГУ. ВШЭ. С. 88-95.
  4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Юрид. лит, 2011. 541 с.
  5. Байдаров А.Д. Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: сравнительно правовой анализ / Право и государство: теории я и практика. 2012г. №11 (95). С.139-143.
  6. Бондаренко А.Ю. Антимонопольное регулирование экономики в России, США и странах Европы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. Май 2013. № 5. С. 22-26.
  7. Бурба В.В, Ломовцева О.А. Основы антимонопольной деятельности. Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2010. 302 с.
  8. Владимир Путин назвал фамилии коррупционеров в крупных электроэнергетических компаниях [Электронный ресурс]// Новости энергетики/ URL: http:// novostienergetiki. ru/?p=13165 (дата обращения: 25.03.14)
  9. Газпром в вопросах и ответах [Электронный ресурс]// ОАО «Газ пром». URL : http://gazpromquestions. ru/index. php?id=34 (дата обращения: 25.03.14)
  10. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб.пособие. М.: Консалтбанкир, 2012. 368 с.
  11. Глава Министерства регионального развития Российской Федерации В. Басаргин [Электронный ресурс]// РИА Новости. URL: http://ria. ru/news. (дата обращения: 25.03.14)
  12. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. /Под редакцией О.В. Коломийченко и В.Н. ВорожейкинаСпб: Питер, 2010 254 с.
  13. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М.: Экономика, 2010. 337 с.
  14. Государственное регулирование рыночной экономики/ Под ред. Степанова П.Л. М.: Экономическая литература, 2012. 433 с.
  15. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник /Под общ.ред. В.И. Кушлина. М.: РАГС, 2012. 460 с.
  16. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб.пособие для вузов. М.: Дело, 2011. 416 с.
  17. Груничев А.В. Монополии, монополизм и развитие конкуренции. М.: ИТКОР. 335 с.
  18. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник Москва: КноРус, 2011 624 с.
  19. Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах// Вопросы экономики. 2010. № 2. С. 25-29.
  20. Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://radday. livejournal . com (дата обращения: 25.03.14)
  21. Зарплаты государственных топ менеджеров: члены правления «Автоваза» получают больше Путина [Электронный ресурс]. URL : http://s on. ru/economics/zarpaty_gosudarstvennykh_top_menedzherov 680476.xhtm . (дата обращения: 25.03.14)
  22. Как рост цен на нефть влияет на российскую экономику?// Финанс. 2013. № 2. С. 30-35.
  23. Князева И.В. Антимонопольная политика государства: Учеб.пособие Москва: Омега Л, 2007 493 с.
  24. Колобова А.И., Илюшникова Е.Б. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах. / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. №2 (64). 2010 г. С.79-82.
  25. Конфликт «Газпрома» и Украины [Электронный ресурс]// Газета. ru. URL: http://gazeta. ru/news. (дата обращения: 25.03.14)
  26. Крюков В. Мировая энергетика на перекрестке дорог: какой путь выбрать России?// Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 18-20.
  27. Леоненко П.М., Юхименко П.И. Экономическая история. Учебное пособие. К. : Знания Пресс, 2011. 663 с.
  28. Отчет о результатах деятельности в 2010 году и задачах на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]// Федеральная служба по тарифам. URL: http://www. fstrf. ru/about/activity/reports/4.
  29. Степень износа основных фондов в Российской Федерации// Федеральная служба государственной статистики[Электронный ресурс]. URL : http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/maine/enterprise/fund. (дата обращения: 25.03.14)
  30. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс]// Федеральная налоговая служба. URL: http://www. naog. ru/htm /docs/stat/jan_nov11.doc. (датаобращения: 25.03.14)
  31. Тариф на электроэнергию// Администрация Владимирской области. [Электронный ресурс] URL: http://vopros otvet/avo. ru/viewtopic?id=1829 (дата обращения: 25.03.14)
  32. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация»/ Науч. ред. В. С. Катькало. СПб: Лениздат, 2009. 502 с.
  33. Федоров С. В. Монополисты энергетики// Рисковик. 2012. № 3. С. 11-14.
  34. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2013. 582 с.
  35. Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник М.: Экономический факультет МГУ имени Ломоносова, 2012. 384 с.
  36. Шагурин С.В., Шимко П.Д. Экономика транснационального предприятия. Учебное пособие. СПб.: СПбГПУ, 2009. 359 с.
  37. Энтин Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебное пособие. М.: Норма, 2010. 522 с.
  38. Ячеистова Н. И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Нью Йорк; Женева: ООН, 2011. 247 с.