Файл: Особенности проведения стратегического анализа потребителей.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Особенности проведения стратегического анализа потребителей
1.2 Характеристика стратегического анализа конкурентов
ГЛАВА 2. Стратегический анализ конкурентов ООО «Бизнес-Софт»
3.1 Проблемы управления взаимодействия компании с потребителями
3.2 Усиление взаимодействия с потребителями путем организации личных продаж
- оценку барьеров для входа и выхода из отрасли;
- оценку текущей рыночной ситуации;
- оценку изменения конкуренции на рынке;
- группировку конкурентов по характеру их воздействий и выделяемым аналитическим позициям;
- анализ стратегий конкурентов [25, С. 36].
Смысл анализа конкурентной позиции легко объяснить на словах, но трудно осуществить такой анализ на практике. Избираемые стратегии должны основываться на сильных сторонах организации, одновременно способствуя их развитию, с тем, чтобы элиминировать или минимизировать воздействие потенциальных внешних угроз. Вместе с тем выявленные внешние возможности следует использовать для уменьшения влияния слабых сторон, что позволит организации выиграть время и совершенствовать свою деятельность в нужных направлениях [15, С. 112].
Все ресурсы анализа и планирования должны быть сконцентрированы на критических факторах успеха, и в соответствии с этими факторами нужно выбирать бизнес-стратегии. Часто забывают, что относительная конкурентная позиция организации может с течением времени претерпеть значительные изменения и что внешняя среда бывает весьма неустойчивой. Следовательно, критические факторы успеха тоже могут меняться, а это потребует соответствующей корректировки основных стратегических устремлений организации и ее стратегического позиционирования на базе составления и использования конъюнктурного производного баланса [19, с. 769].
В-третьих, формирование информационной базы о конкурентах предусматривает использование самых разнообразных источников информации: государственная статистика, наблюдение за деловой активностью, сравнительный анализ отрасли, публикуемые финансовые отчеты, пресс-релизы конкурентов, торговые и финансовые обзоры в газетах и журналах, анализ полезности конкурирующих продуктов, общие потребители, банки и финансовые рынки, бывшие сотрудники конкурентов, рынки товаров, общие поставщики, эксперты и консультанты, торговые ассоциации, собственные работники, прочие участники групп конкурентов [14, с. 128].
В-четвертых, методика строится на использовании информационной базы стратегического структурированного плана счетов, позволяющего формировать системы показателей для оценки эффективности реализуемой организацией конкурентной стратегии [13, С. 24].
В-пятых, в методике использован вариант интеграции методов анализа привлекательности рынка, конкурентной позиции на рынке, конкурентной стратегии с аналитическим инструментарием конъюнктурного производного баланса, позволяющего прогнозировать ситуацию изменения конкурентной стратегии по результатам стратегического анализа конкурентов, оценивать эффективность конкурентной стратегии на базе расчета показателей собственности и определением экономических зон и маржи безопасности [16, С. 146].
Таким образом, конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
ГЛАВА 2. Стратегический анализ конкурентов ООО «Бизнес-Софт»
2.1 Характеристика компании
Компания ООО «Бизнес-Софт» была создана в 2001 г. Юридический адрес фирмы: 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 6. ИНН 7713630424.
ООО «Бизнес-Софт» предоставляет услуги по поставке и обслуживанию любых лицензионных программных продуктов.
У фирмы несколько направлений деятельности:
1. Одним из основных направлений деятельности фирмы является поставка и обслуживание программ семейства «Консультант Плюс».
2. Поставка прочего программного обеспечения (антивирусные программы, системы защиты конфиденциальной информации; автоматизация документооборота и делопроизводства; все, что нужно для таможенного оформления; финансово-аналитические системы; программы для строителей; операционные системы, офисные приложения; программы для дизайна и т.д.)
3. Сектор обучения НЧОУ проведение семинаров-тренингов по различным налогам, а также проведение on-line-семинаров для бухгалтеров и кадровых работников. Планируется проведение on-line-семинаров для практикующих юристов.
Основной задачей предприятия руководство ООО «Бизнес-Софт» считает продвижение современных информационных технологий и обеспечение актуальной правовой информацией организаций, работающих на всей территории Вологодской области.
Компания «Бизнес-Софт» – официальный представитель ведущих отечественных и зарубежных разработчиков программных продуктов. На сегодняшний день компания «Бизнес-Софт» предлагает разнообразное программное обеспечение.
Цель основания ООО «Бизнес-Софт» – получение его участниками прибыли путем осуществления коммерческой деятельности (продажа программных продуктов, оказание услуг по техническому обслуживанию программ).
ООО «Бизнес-Софт» – региональный информационный центр общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс», лицензированный партнёр корпорации «Microsoft», официальный представитель ведущих отечественных и зарубежных разработчиков программного обеспечения: ЗАО «Лаборатория Касперского», ЗАО «Eset» (NOD32), Cognitive Technology (Евфрат), ЗАО «ДиалогНаука» (DrWeb), Oracle, Symantec и др.
2.2 Анализ потребителей услуг
Ассортимент услуг ООО «Бизнес-Софт» не должен выходить из рамок действующей лицензии. Весь ассортимент организации можно представить в Приложение 1.
1) Основной доход приносит продажа и обслуживание Справочно-правовых систем «Консультант Плюс» с 2014 по 2015г. доля в выручке увеличилась в 2,38 раз.
2) Появились новые услуги, приносящие доход, такие как продажа и обслуживание программ для сдачи электронной отчетности, и онлайн-семинары.
На рисунке 2.1 приведены графически доли в выручке ассортимента услуг ООО «Бизнес-Софт» за 2016 год.
Рисунок 2.1. Доля в выручке ассортимента услуг за 2016г., %
Клиенты проявляют все больший интерес, к программам по сдаче электронной отчетности, т.к. сдача отчетности через интернет позволяет существенно сэкономить время.
Цена, как и другие условия продажи, является одним из факторов конкурентоспособности товара. Под конкурентоспособностью цены понимается то, как она способствует продаже товара на фоне цен других предприятий.
Поскольку основными конкурентами фирмы являются организации предоставляющие услуги по поставке и обслуживанию Справочно-правовых систем, проведем сравнительный анализ на самый востребованный товар.
Для анализа ценовой политики фирмы ООО «Бизнес-Софт» рассмотрим стоимость предоставляемых услуг.
Потребителей можно разделить на несколько групп, данные представлены на рис. 2.3.
Рисунок 2.2. Структура групп покупателей в выручке 2016г.
1. Государственные структуры всех районов Московской области (Администрации, Инспекции министерства налогов и сборов, Суды, Прокуратуры, Службы судебных приставов, Управления пенсионного фонда, РОВД, Библиотеки);
2. Кредитные учреждения (Отделения Сбербанка, ЗАО Банк «Севергазбанк», ОАО «Промышленно-строительный банк» и т.д.).
3. Производственные предприятия ОАО «Эталон» (г. Москва), ОАО «Производственная компания Старт 99» (г. Москва) и т.д.;
4. Аудиторские фирмы;
5. Страховые компании;
6. Туристический и гостиничный бизнес;
7. Бюджетные организации.
Географическая сегментация представляет собой следующее распределение:
- Москва – 63%;
- Районы – 37%.
Подробнее ознакомиться с данными о том, какую долю в выручке составляет обслуживание различных предприятий, можно проанализировав Приложение 2.
Анализируя данные Приложения 2 и рисунка 2.2, можно сказать, что основную долю в выручке составляют производственные предприятия, так как в крупных производственных предприятиях приобретаются большие комплекты, предназначенные для разных специалистов.
Далее в ходе анализа деятельности предприятия ООО «Бизнес-Софт» было проведено исследование.
Цель данного исследования: Изучить состояние рынка программного обеспечения г. Москва, выявить позицию ООО «Бизнес-Софт».
В качестве респондентов выступили бухгалтера и руководители – непосредственные потребители программных продуктов ООО «Бизнес-Софт» (200 человек).
На рисунке 2.3 отражено распределение участвующих в опросе организаций по организационно-правовой форме.
Рисунок 2.3. Распределение респондентов по типу организации
Основную долю клиентов занимают общества с ограниченной ответственностью (52%), бюджетные организации (33%) и индивидуальные предприниматели (12%). Организации отличаются и планом счетов, и системой налогооблажения, и особенностями ведения учёта и т.д. Поэтому фирма ООО «Бизнес-Софт» должна иметь предложения для любого типа предприятия, учитывать их специфику работы.
Рисунок 2.4 – Знание пользователей о программных продуктах
На рисунке 2.4 отражено знание пользователей о СПС на рынке г.Москва. Из рисунка 2.4 видим, что все респонденты знают программу «Консультант Плюс», 76% – программу «Гарант». На сегодняшний день пользователь мало что знает о других аналоговых программных продуктов таких как «Референт», «Кодекс». Следовательно, не многие бухгалтера и руководители захотят использовать другой программный продукт.
На рисунке 2.5 представлено распределение респондентов по использованию лицензионного программного обеспечения (ПО).
Рисунок 2.5. Использование лицензионного ПО
Большинство пользователей (95%) используют лицензионное программное обеспечение.
На рисунке 2.6 указаны причины, по которым респонденты обслуживаются в компании ООО «Бизнес-Софт». Как отражает рисунок 2.8, компании удаётся удерживать постоянных клиентов и с их помощью привлекать новых.
Рисунок 2.6. Почему клиент обслуживается в компании ООО «Бизнес-Софт»
Из рисунка 2.6 видим, что ценовую политику отметили лишь 10% респондентов, так как считают её высокой.
Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что система взаимоотношений ООО «Бизнес-Софт» с клиентами достаточно слабая. Выяснили, что клиентов не устраивает организация работы специалистов в регионах, в целом, клиенты имеют размытое представление о фирме. Клиентам не нравятся также высокие цены на услуги. Вместе с тем, пользователи проявили интерес к участию в семинарах, они хотят больше узнать о преимуществах программных продуктов «Консультант Плюс».
В таблице 2.1 предложим рассмотрение групп покупателей в выручке ООО «Бизнес-Софт».
Таблица 2.1 - Группы покупателей в выручке, руб.
Организации |
2014, руб. |
2015, руб. |
2016, руб. |
Изменения |
|
2016/2014 гг., руб. |
2016/2014 гг., % |
||||
Бюджетные организации |
7592760 |
10165000 |
15617603,6 |
8024843,6 |
205,6 |
Государственные структуры |
8677440 |
12840000 |
19522004,5 |
10844564,5 |
220,1 |
Кредитные учреждения |
4700280 |
5350000 |
7808801,8 |
3108521,8 |
160,4 |
Производственные предприятия |
9039000 |
16050000 |
23426405,4 |
14387405,4 |
133,7 |
Аудиторские фирмы |
2169360 |
2675000 |
3904400,9 |
1735040,9 |
178,1 |
Страховые компании |
1446240 |
3210000 |
3904400,9 |
2458160,9 |
24,40 |
Туристический и гостиничный бизнес |
2530920 |
3210000 |
3904400,9 |
1373480,9 |
154,2 |
Выручка, руб. |
36156000 |
53500000 |
78088018 |
41932018 |
215,9 |