Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 855
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики в России
1.1. Понятие, задачи и элементы инвестиционной политики
1.3. Особенности реализации инвестиционной политики на региональном уровне
Глава 2.Анализ инвестиционной политики в Российской Федерации
2.1. Экономический потенциал в России
2.2. Анализ инвестиционной политики в России
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования инвестиционной политики
3.1. Проблемы реализации инвестиционной политики
Основные аспекты правового регулирования инвестиционной деятельности капитальных вложений прописаны в разделе II «Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В рамках данного раздела определены такие элементы правового регулирования, как: права инвесторов (ст. 6 ФЗ «Об инвестиционной деятельности); обязанности субъектов инвестиционной деятельности (ст. 7); отношения между субъектами инвестиционной деятельности (ст. 8); источники финансирования капитальных вложений (ст. 9); Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст. 10).[14]
Основополагающие течения инвестиционной политики РФ конкретизируются Министерством экономического развития государства, так же, как и общие её составляющие. Субъекты федерации также дополняют свои замечания и уточнения. Но, однако, необходимо присутствие небольших факторов, особое место среди которых занимают транспортная доступность, готовящиеся объекты: для инвестирования, требующие специальных знаний люди, преференции и открытая информативная поддержка. Все эти условия должны обеспечивать и ревизовать то, что отведенные ишестиционные ресурсы будут расходоваться по назначению.[15]
Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляющим функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, включая размещение российского капитала за рубежом, в области государственно-частного партнерства, а также в пределах полномочий Министерства в сфере амортизационной политики.[16]
Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства:
- осуществляет разработку предложений по вопросам государственной инвестиционной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики, увеличение притока инвестиций в экономику Российской Федерации, улучшение и поддержание благоприятного инвестиционного имиджа Российской Федерации за рубежом, создание благоприятных условий для деятельности российских инвесторов за рубежом и устранение препятствий по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику;
- принимает участие в работе межправительственных комиссий по инвестиционной тематике;
- осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;
- осуществляет организационное обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России при Правительстве Российской Федерации;
- оказывает содействие в реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;
- осуществляет разработку предложений по совершенствованию и расширению форм государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере, включая разработку нормативных правовых актов в развитие законодательства о концессионных соглашениях [17].
1.3. Особенности реализации инвестиционной политики на региональном уровне
Под региональной инвестиционной политикой понимается составная часть государственной экономической политики в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения технического уровня.[18]
Региональная инвестиционная политика может быть представлена как комплексная система целей, организационных, экономических и нормативно-правовых мероприятий, которые направлены на активизацию инвестиционной деятельности в регионе. При этом важнейшей задачей региональных органов власти является совершенствование инвестиционной политики, выработка приоритетов и механизмов ее реализации с ориентацией на цели устойчивого развития территорий.
Формирование и реализация соответственной региональной инвестиционной политики представляет, несомненно, собой совокупную многоступенчатую задачу, каждый из ключевых этапов которой требует индивидуальной проработки и обязательной адаптации к изменяющимся факторам функционирования самой социально-экономической системы каждого региона.
Эффективность региональной инвестиционной политики зависит от инвестиционного климата, который влияет на интенсивность инвестиционного процесса, объемы инвестиций и определяет инвестиционную привлекательность региона.
Привлечение инвестиций на основе взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур является приоритетным направлением развития экономики региона. Успешной реализации региональной инвестиционной политики может способствовать формирование инвестиционной открытости и имиджа региона.
Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики представляет конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.[19]
Первый блок - это основные факторы, от которых зависит содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации.
К ним относятся:
1) инвестиционный климат в регионе;
2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона;
3) уровень инвестиционных рисков;
4) факторы внутреннего и внешнего воздействия.
Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики:
1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики;
2) формирование региональной инвестиционной программы;
3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики.
Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики.[20]
Выводы
Таким образом, реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Инвестиционная политика государства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.
Регулирование инвестиционной деятельности органами власти выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
Таким образом, приоритетной особенностью механизма соответствующей реализации инвестиционной политики региона является его абсолютная направленность на согласование основных интересов всех участвующих сторон, поэтому главное место в структуре механизма реализации инвестиций занимает мотивационный блок, который непременно обеспечивает взаимодействие участников осуществления инвестиционных процедур не только между собой, но и также с внешней средой. Соответствующая инвестиционная политика региона России, непременно, должна реализовываться, в частности, путем разработки и осуществления инвестиционных программ, входящих в систему инвестиционных проектов, созданных на основе ключевых направлений социально-экономического развития определенного региона с учетом возможного объема финансовой базы характерной реализации инвестиционных проектов.
Глава 2.Анализ инвестиционной политики в Российской Федерации
2.1. Экономический потенциал в России
Экономическая ситуация в 2015 г. складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего снижения цен на нефть, продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США, сохранения тенденции к снижению инвестиционной активности, а также масштабного оттока капитала, усилившегося в том числе ввиду погашения значительного объема внешнего долга в I полугодии 2015 г. В первом полугодии 2015 г. динамика ВВП характеризовалась отрицательными темпами, которые сохранились в начале второго полугодия. Со стороны внутреннего спроса тенденция снижения ВВП в текущем периоде в наибольшей степени связана с отрицательной динамикой инвестиций в основной капитал.
Таблица 1
Показатели, формирующие экономический потенциал Российской Федерации за 2013-2015 гг.[21]
Наименования |
2013 г. |
2014 г. |
2015г. |
Отклонение (-,+) |
|
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. |
||||
Валовой внутренний продукт , млрд.руб. на душу населения |
71016,7 495,1 |
77945,1 533,2 |
80804,3 537,5 |
6928,4 38,1 |
2859,2 4,3 |
Конечное потребление домашних хозяйств , % |
103,7 |
101,7 |
89,9 |
2,0 |
11,8 |
Инвестиции в основной капитал, % |
100,8 |
97,3 |
91,6 |
-3,5 |
-5,7 |
Сальдированный финансовый результат |
82,7 |
90,9 |
148,6 |
8,2 |
57,7 |
Индекс промышленного производства, % |
100,4 |
101,7 |
96,6 |
1,3 |
-5,1 |
Производительность труда в целом в % |
103 |
101,9 |
101,5 |
-1,1 |
-0,4 |
Реальный валовой национальный доход, % |
103,2 |
101,0 |
101,0 |
-2,2 |
- |
Продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рентабельность проданных товаров, % |
7,0 |
7,3 |
9,3 |
0,3 |
2,0 |
Среднедушевые денежные доходы населения по Российской федерации, руб. |
25928,2 |
27765,7 |
30514,4 |
1837,5 |
2748,7 |
Среднегодовая занятость в экономике, млн.чел |
67,5 |
67,9 |
67,8 |
0,4 |
-0,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % |
106 |
104 |
99 |
-2,0 |
-5,0 |
Уровень безработицы, % |
5,5 |
5,2 |
5,6 |
-0,3 |
0,4 |
Средний размер начисленных пенсий,руб. |
7476 |
9918 |
10786 |
2442 |
868 |
Величина прожитого минимума в среднем на душу населения,руб |
7306 |
8050 |
9452 |
744 |
1402 |
Коэффициент Джинни |
0,421 |
0,419 |
0,416 |
-0,02 |
-0,03 |
Из табл. 1 следует, что в 2015 г. ВВП составило 80804,3 млрд.руб., что на 2859,2 млрд.руб. больше по сравнению с 2014 г. В 2014 г. ВВП составило 77945,1 млрд.руб., что на 6928,4 млрд.руб. больше по сравнению с 2014 г.
Инвестиции в основной капитал (капиталовложения) в 2015 г. по сравнению с 2015 г. снизились на 5,7 %, и составили около 19 % ВВП. Данный результат соответствует инерционному варианту прогноза, опубликованного год назад. Среднедушевые денежные доходы населения составили около 30514,4., что 2748,7 руб. больше по сравнению с 2014 г.
Уровень безработицы в 2015 г. по сравнению с 2014 г. вырос незначительно – до 5,6 % трудоспособного населения. 4,3 млн. чел. по методике Международной организации труда (МОТ). Это значение соответствует самому оптимистическому варианту прогноза. При остальных показателях глубоко в негативной зоне это, на мой взгляд, скорее свидетельствует о том, что рынок труда в нашей стране отличается очень сильной инерционностью и не в состоянии адекватно реагировать на изменения экономической ситуации.