Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью написания моей курсовой работы является тщательный и подробный анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынка. В ней дается краткий анализ рыночной организации и функций рынка, а также обращается особое внимание на виды экономической конкуренции.

Курсовая работа представляет собой теоретический обзор рынка совершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономики. При ее создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории.

В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркими, занимающими диаметрально полярные позиции являются совершенная конкуренция и монополия.

Диаметральная противоположность этих рыночных структур очевидна даже из их названия - «один продавец» и «состязательность». Лучше понять сущность упомянутых типов рыночных структур можно при помощи их детального сравнительного анализа, что и было проделано в рамках данной работы.

Актуальность исследуемой проблемы несомненна - несмотря на ее огромную практическую значимость нельзя констатировать отсутствие значительного потенциала для ее исследования. Особенный интерес представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития. Кроме того, исследование полярных рыночных структур позволяет лучше понять механизм функционирования промежуточных структур - монополистической конкуренции и олигополии.

Основой данного исследования было определение уникальных, диаметрально противоположных характеристик совершенной конкуренции и монополии, при помощи сравнительного анализа которых можно было бы выявить основные черты, составляющие основу рассматриваемых рыночных структур.

1. Характеристика и анализ рынка совершенной конкуренции

1.1 Сущность и принципы модели совершенной конкуренции

Рынок совершенной конкуренции иначе называют полипольным рынком или рынком свободной конкуренции. Можно сказать, что рынок совершенной конкуренции - самый демократичный рынок. На нём самые низкие цены, кроме того и самый эффективный рынок: предприниматели используют все свои ресурсы.


Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт:

- малость и множественность субъектов рынка.

Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. Здесь «ничтожно малы» означает, что изменения объемов спроса и предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода не влияют на рыночную цену продукции. Последняя определяется лишь совокупностью всех продавцов и покупателей, т. е. является коллективным результатом рыночных отношений. Понятно, что малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т. е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие формальных или неформальных соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке. Допущения об однородности продукции, множественности предприятий, их малости и независимости являются основанием для следующего важного предположения. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец является ценополучателем: кривая спроса на его продукцию бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска;

- предприятие может продать любой объем продукции по существующей рыночной цене.

Поскольку в таком случае общая выручка предприятия, ТR, растет (падает) пропорционально увеличению (снижению) выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (Р = АR = МR). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

- товар однороден (гомогенен).

Однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей, и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. В терминах это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы, и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).


Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной или торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности.

- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов.

Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно и ничего им не стоит.

На этом допущении и основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене. Это, пожалуй, наименее реалистичное и наиболее героическое допущение в экономической теории. Остановимся на нем подробнее.

Мы утверждали, что перекрестная эластичность спроса по цене (в пределах однородной продукции) близка к бесконечности для любой пары продавцов. И потому тот из них, кто попытается повысить цену выше обычного рыночного уровня, сразу же лишится покупателей, которые обратятся к другим продавцам. Вопрос в том, что откуда узнают покупатели о наличии более дешевых источников снабжения (продавцов) и их местоположении. Суть допущения о совершенной информированности и состоит в том, что субъекты рынка заведомо обладают знанием о распределении цен среди продавцов и переход от одного продавца к другому им ничего не стоит.

К сожалению, такого априорного знания не существует. Информация дефицитна, ее получение, переработка и использование стоят времени, сил и денег. Поэтому некоторые экономисты модели совершенной конкуренции предпочитают модель чистой конкуренции, признавая, что получение и использование информации требуют некоторого времени и усилий. Другие, напротив, считают, что без решения проблем неопределенности и риска в условиях несовершенной информации модель чистой конкуренции не имеет никаких преимуществ перед моделью совершенной конкуренции. Допущение о совершенной информированности сродни, полагают они, допущению об отсутствии трения или сопротивления среды в физике. Наблюдающееся в действительности несовершенство информированности, безусловно, оказывает влияние на рынок и рыночную цену. Поэтому при исследовании реальных рыночных ситуаций ограничения, накладываемые допущением о совершенной информированности экономических агентов, должны быть приняты во внимание.


- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Нет, например, патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию. Вход в отрасль (и выход из нее) не требует сколько существенных первоначальных (соответственно ликвидационных) затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.

С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения).

Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам. Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность и вероятную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двухсторонней монополии.

Конечно, все эти условия в чистом виде никогда не выполнялись.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но всё-таки период с 1815 по 1875 год в Западной Европе можно назвать эпохой свободной конкуренции. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.

1.2 Рынок совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

Коротким периодом называется такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (размеры и число заводов, фабрик, других производственных единиц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема использования переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным. В коротком периоде количество предприятий в отрасли и их мощность постоянны, в длительном не только объем применяемых ресурсов и затраты, но и число предприятий и их мощности переменны.


В связи с допущением однородности продукции функции затрат всех предприятий отрасли должны быть одинаковы -- однородность продукции предполагает и однородность затрачиваемых ресурсов. Поэтому мы можем говорить о поведении типичного предприятия, все выводы о котором будут справедливы и в отношении каждого предприятия отрасли. В целях упрощения мы полагаем, что запасы готовой продукции у каждого предприятия отсутствуют (равны нулю), так что объем продаж каждого предприятия равен объему его выпуска в том же периоде.

Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, то есть максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.

Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC).

Следовательно, предприятие максимизирует прибыли или минимизирует убытки, когда ее производство соответствует точке, где предельный доход равен предельным издержкам.

1.3 Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

До сих пор мы рассматривали такие изменения в отраслевом объеме выпуска, которые были результатами решений отдельных фирм об увеличении или сокращении производства при изменении рыночной цены. Поступая таким образом, мы, однако, абстрагировались от весьма важной части реакции конкурентной отрасли на изменения спроса -- от процессов входа в отрасль и выхода из нее.

Рассмотрение процессов входа и выхода предполагает переход к анализу долгосрочных временных интервалов.

Возможность долгосрочных временных интервалов изменять объемы всех видов затрат (в том числе и таких, как затраты на землю, здания, производственное оборудование и т. п.) позволяет фирме самостоятельно выходить на рынок, основав свое собственное предприятие и наняв рабочих. Та же возможность позволяет фирме свободно покинуть рынок, рассчитавшись с работниками и продав предприятие со всем оборудованием. Свободный вход в отрасль и столь же свободный выход из нее -- одна из основных черт рынка свободной конкуренции. Свобода входа, разумеется, не означает, что фирма может войти в отрасль, не неся никаких издержек. Аналогичным образом свобода выхода означает, что фирма, вознамерившаяся оставить отрасль, не встретит на своем пути никаких юридических барьеров, препятствующих закрытию предприятия или переносу его деятельности в другой регион. Строго говоря, свобода выхода означает, что фирма не несет безвозвратных издержек. Когда фирма покидает отрасль, она либо находит своим постоянным активам новое применение, либо без ущерба для себя продает их.