Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Роль учетной политики в деятельности предприятий с развитием бухгалтерского учета в русле имплементации национальных и международных стандартов учета стала более важной. С учетом изменений, произошедших в налоговом законодательстве, значимость учетной политики возросла в разы.

Ведение бухгалтерского учета по соответствующим правилам, общим принципам и положениям требует от предприятий создания определенных нормативных документов, которые бы подтверждали существующую учетную политику. Для обеспечения потребностей руководства в оперативной информации для принятия управленческих решений, учетная политика должна обосновывать методики ведения бухгалтерского учета, сбора и обработки данных, с учетом отраслевых особенностей.

Целью данной работы является исследование учетной политики организации, ее цель, задачи, формирование и применение, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть учетную политику организации ее цель и задачи;

- изучить формирование учетной политики;

- провести оценку учетной политики в АО «ПЛЕМЗАВОД КРЯЖ»;

- выявить проблемы учетной политики.

Объект исследования - АО «ПЛЕМЗАВОД КРЯЖ».

Предмет исследования - учетная политика.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

1.1 Учетная политика организации ее цель и задачи

В Российской Федерации в соответствии с ПБУ 1/2008 главный бухгалтер или иное должностное лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета на предприятии, формируют учетную политику организации. Целью ведения бухгалтерского учета в организации является первичное наблюдение, стоимостное измерение и итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни. Основным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета в организации, является учетная политика, которая формируется в соответствии с учетом требований ПБУ 1/2008 "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ":


Перед началом создания учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета следует в качестве опорного плана определить:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, которые нужны для ведения бухгалтерского учета согласованного с правилами своевременного и полного учета и отчетности;

2. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и иных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. Сроки инвентаризации и возможности оценки активов и обязательств;

4. Нормы оборачиваемости документов и способов обработки учетной информации;

5. Формы контроля за фактами хозяйственной жизни[1].

С принятием ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» штат бухгалтерии в своей организации создает специальный отдел, который организует ведение налогового учета, систематизирует налоговые регистры и документооборот для их заполнения.

В связи с этим возникает необходимость включить в учетную политику раздел, в котором указываются выбранные способы налогового учета, то есть, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ существует право, позволяющее определять перечень прямых и косвенных расходов. При этом необходимо разделить налоговый учет на составные части. Часто происходит описание шаблонных правил учета или повтор норм, входящих в НК РФ, что не дает налогоплательщику возможности самостоятельно определить способ учета. Во избежании данной ошибки необходимо наиболее точно и подробно раскрыть способ учета, который будет применен организацией в дальнейшей деятельности[2].

Следует тщательно рассмотреть те факты хозяйственной жизни, порядок действия которых не регламентирован в Налоговом Кодексе РФ. Для них предусмотрен следующий алгоритм признания доходов и расходов:

  1. Указать дату
  2. Подсчитать сумму
  3. Выявить форму первичных документов, необходимых для отражения фактов хозяйственной жизни
  4. Составить бухгалтерские записи

В заключительном разделе организацией разрабатываются и утверждаются форма налоговых регистров, возможные варианты расчета доходов и расходов по определенным фактам хозяйственной жизни, а также способы переноса убытков на следующий отчетный период.

Как и любой организационный документ, учетная политика для целей налогового учета составляется с определенными целями и задачами:

- формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения; обоснование применяемых льгот и вычетов;


- формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

- обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;

- обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет. Организацией в полной мере должны быть раскрыты принятые при формировании учетной политики способы налогового учета, оказывающие влияние на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Нельзя забывать о том, что действующее налоговое законодательство накладывает на организации и предприятия обязанность формировать как учетную политику бухгалтерского учета, так и учетную политику для целей налогообложения. Необходим контроль и со стороны руководства организации, так как именно из отдельных предприятий складывается эффективная и стабильная экономика государства в целом.

1.2 Формирование учетной политики

В условиях финансовой нестабильности учетная политика играет большую роль в управлении коммерческим банком, поэтому ее формированию и реализации уделяется все больше внимание. Учетная политика находит свое отражение в реализации, как финансовой политики, так и стратегии банка в целом. Грамотная учетная политика способствует эффективному распределению и использованию экономических ресурсов банка, привлечению долгосрочных ресурсов и выработке целевых установок.

В истории российского бухгалтерского учета учетная политика - явление недавнее. Термин «учетная политика» вошел в употребление в конце 80-х гг. в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и в настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и практике[3].

Под учетной политикой кредитной организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями и раскрытиями. Учетная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчетности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчетам[4].


Начиная с 1995 г. хозяйствующие субъекты, в том числе кредитные организации, формируют свою учетную политику в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода[5].

К числу документов, которые распространяются на все субъекты хозяйствования, в том числе на кредитные организации относится ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г[6].

В соответствии с данным законом, организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Принципы и основные правила бухгалтерского учета и документооборота в банках, излагаются в положениях по бухгалтерскому учету. Прежде всего, следует отметить «Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» утв. Банком России от 16.07.2012 №385-П, которое включает:

  • План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  • Часть I «Общая часть» формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета;
  • Часть II «Характеристика счетов», содержащая инструкцию по применению Плана счетов;
  • Часть III «Организация работы по ведению бухгалтерского учета», определяющая порядок организации бухгалтерской работы и документооборота, внутрибанковского контроля, составления бухгалтерской отчетности[7].

Каждый банк разрабатывает и утверждает учетную политику, которая должна включать документы, отражающие особенности деятельности каждого банка, а также масштабность выполняемых банком операций, условия деятельности его филиалов и отделений. В соответствии с Положением №385 -П подлежат утверждению в составе учетной политики банка, следующие документы:


  • рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые формы;
  • порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ;
  • порядок урегулирования взаимной задолженности и учета внутрибанковских требований и обязательств между филиалами кредитной организации или между головным офисом кредитной организации и ее филиалами;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств, включая подходы к выбору метода оценки и отражения в бухгалтерском учете объектов недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности. Отдельно утверждаются методы определения текущей (справедливой) стоимости объектов недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности;
  • порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, реконструкция, модернизация и т.д.);
  • лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;
  • способы начисления амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов и недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности;
  • порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая филиалы (структурные подразделения);
  • порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
  • порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета[8].

За организацию бухгалтерского учета в коммерческом банке, законность выполняемых банком операций ответственность несет руководитель банка. Учетная политика формируется главным бухгалтером и руководителем и оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением руководителя).

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные банком при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно- распорядительного документа (приказа на учетную политику)[9].