ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ордерные ценные бумаги. В них, как и в именных ценных' бумагах, назван субъект права. Особенность ордерной ценной бумаги по сравнению с именной ценной бумагой состоит в том, что должник обязан исполнить обязательство указанному в документе лицу или по приказу такого лица новому субъекту, который в свою очередь вправе посредством аналогичного приказа передать документ дальше. Приказ оформляется посредством передаточной надписи, которая называется индоссаментом. Лицо, делающее такую передаточную надпись, называется индоссантом, а лицо, в пользу которого совершается, такая надпись, — индоссатом. Владелец ордерной ценной бумаги легитимируется как предъявлением самой бумаги, так и непрерывным рядом передаточных надписей. Непрерывность определяется по чисто формальным признакам: необходимо, чтобы под каждой передаточной надписью стояла подпись лица, указанного в предыдущей надписи в качестве индоссата. Каждый из владельцев бумаги, осуществивший ее передачу с помощью индоссамента, становится перед управомоченным по бумаге лицом ответственным не только за действительность права, но и за его осуществление (п. 3 ст. 146 ГК РФ). Это значит, что к любому из таких лиц управомоченный по ценной бумаге может предъявить свои требования, что повышает его уверенность в реальном исполнении прав, выраженных в ценной бумаге. Ордерными бумагами могут быть коносаменты, чеки, двойные складские свидетельства, векселя и другие бумаги.

Следующая классификация в основе своей имеет такой критерий, как природа выраженных в ценной бумаге прав. В соответствии с этим критерием различаются:

  • Денежные ценные бумаги, т.е. Документы, закрепляющие права на получение денежной суммы. Наиболее характерными для этого вида ценных бумаг являются векселя, чеки, облигации;
  • Товарные ценные бумаги, которые закрепляют определенные вещные права на товары, находящиеся на том или ином основании во владении другого лица. К ним относятся коносаменты, складские свидетельства, закладные;

• корпоративные ценные бумага, закрепляющие право участия в делах акционерного общества. Такими ценными бумагами являются акции[15].

Еще одна классификация ценных бумаг предусмотрена федеральным законом «о рынке ценных бумаг». В соответствии с этим законом ценные бумаги могут быть эмиссионными и неэмиссионными.

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется следующими признаками:


  • Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом форм и порядка;
  • Размещается выпусками;
  • Имеет равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги (ст. 2 федерального закона «о рынке ценных бумаг»).

К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, государственные ценные бумаги, жилищные сертификаты, опционные свидетельства.

Следовательно, ценные бумаги, которым не присуща совокупность этих признаков, следует признать неэмиссионными, они выпускаются в «штучном» порядке и закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав. Таковыми являются чеки, векселя, коносаменты, складские свидетельства, закладные и др.

Наряду с рассмотренными классификациями ценных бумаг возможно их деление и по иным основаниям: в зависимости от того, кто является эмитентом ценной бумаги, т.е. Лицом, выпускающим их в обращение. По этому критерию можно выделить государственные, муниципальные ценные бумаги и ценные бумаги частных лиц.

Основными нормативными актами, регулирующими государственные и муниципальные ценные бумаги, являются бюджетный кодекс РФ от 30 июля 1998 г.[16] и федеральный закон от 29 июля 1998 г. «об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[17]. «государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени российской федерации, государственными ценными бумагами субъектов российской федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта российской федерации, муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования» (ст. 1 федерального закона «об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»).

Эмитентами государственных ценных бумаг российской федерации, государственных ценных бумаг субъектов российской федерации, муниципальных ценных бумаг являются соответственно федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта федерации, исполнительный орган местного самоуправления.

Ценные бумаги, выпускаемые в обращение в установленном законом порядке частными лицами, гарантируются лишь имуществом самих этих лиц.

В юридической литературе были предложены иные классификации видов ценных бумаг. Так, В.А. Белов предлагает в зависимости от хозяйственной цели, ради которой выпускаются ценные бумаги, различать три группы ценных бумаг - инвестиционные, торговые и товарораспорядительные. Инвестиционные ценные бумаги служат для получения денежных средств и иного имущества в собственность для ведения основной коммерческой деятельности. Торговые ценные бумаги служат целям получения кредита под единичные конкретные операции.


Товарораспорядительные ценные бумаги служат для получения товаров во временное целевое владение с целью производства с ними каких-либо операций в интересах кредитора[18].

3. Проблемы последствий недействительности сделок с ценными бумагами

Серьезной проблемой, возникающей при рассмотрении вопроса о недействительности сделок с ценными бумагами в российском праве и практике, является проблема применения последствий их недействительности. В соответствии с положениями ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Поскольку сделка признана недействительной, ее исполнение недопустимо. В этом отношении оспоримые сделки ничем не отличаются от ничтожных. Данное различие имело значение лишь на стадии признания сделки недействительной и определяло метод такого признания. В дальнейшем все сделки являются недействительными в равной степени. Последствия, направленные на устранение последствий недействительной сделки. К таким последствиям относится двусторонняя реституция: "все, что на основании сделки было передано одним лицом другому, должно быть возвращено по принадлежности"[19].

Характер прав, реализуемых владельцами ценных бумаг. Необходимо установить, какие юридически значимые действия может совершить лицо, владеющее ценными бумагами, в чем заключается пользование бумагами.

В принципе, характер таких действий определяется природой прав, предоставляемых ценной бумагой. Согласно ст. 142 ГК РФ ценные бумаги удостоверяют имущественные права. Как следует из определения, содержащегося в ст. 2 ФЗ "о рынке ценных бумаг", эмиссионные ценные бумаги закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав. Исходя из широкого понимания имущественных прав как прав, служащих для удовлетворения потребностей лица[20], все права из ценной бумаги являются имущественными, хотя такое толкование видится достаточно спорным. В то же время представляется бесспорным, что ценная бумага не может закреплять исключительно неимущественные права ее владельца. Таким образом, как мы видим, права из ценной бумаги могут носить как имущественный, так и неимущественный характер.


Недействительность сделок по реализации имущественных прав владельцев ЦБ. Все имущественные (в узком смысле) права, которые могут иметь владельцы ценных бумаг, возможно подразделить на вещные (варрант, коносамент[21]) и обязательственные (вексель, облигации). Решение вопроса о природе прав по закладной зависит от того, каким образом позитивное право определяет природу залога. В связи с тем, что современное российское законодательство склоняется к определению залоговых прав как обязательственных, права владельца закладной следует отнести к обязательственным правам.

Согласно ст. 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Юридически значимые действия по реализации имущественного права. Имеют целью изменение гражданских правоотношений. Поэтому их следует признать сделками. Из этого следует, что общие положения ГК РФ о недействительности сделок подлежат применению к таким действиям.

В случае, если по ценной бумаге было произведено исполнение ее предъявителю, а сделка, по которой он получил бумагу, признана недействительной, то исполнение в принципе произведено ненадлежащему кредитору. Однако ценные бумаги обладают принципом формальной достоверности, основанным на абстрактности ценных бумаг (п. 2 ст. 147 ГК РФ). В связи с этим возложение на должника дополнительного риска исполнения ненадлежащему кредитору было бы необоснованным. Поэтому должник обязан произвести исполнение по ценной бумаге, проверив соблюдение необходимых реквизитов и формы бумаги[22]. Такое исполнение признается надлежащим[23]. Несмотря на то, что сделка с ценной бумагой была недействительной, управомоченное лицо (собственник) не вправе требовать признания недействительности сделки in solutionem, если должник действовал добросовестно.

Однако в соответствии с положениями ст. 167 ГК РФ полученное по недействительной сделке подлежит возврату, а в случае невозможности возвращения в натуре взыскивается стоимость полученного. Очевидно, что приобретатель бумаги по сделке, признанной недействительной, должен компенсировать собственнику стоимость ценной бумаги. Но это возможно только в том случае, если лицо, предъявившее бумагу к исполнению, совершило сделку, признанную недействительной, непосредственно с собственником. Недействительность сделок с ценными бумагами влечет за собой недействительность последующих сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг, однако истребование ценных бумаг может оказаться невозможным в соответствии со ст. 302 ГК РФ. Во-первых, предъявительские ценные бумаги в принципе не подлежат виндикации. Во-вторых, любое имущество не может быть виндицировано у добросовестного возмездного приобретателя при выбытии вещи из владения собственника по его воле[24].


Вопрос о соотношении положений ст. 167 и 302 ГК РФ неоднократно рассматривался в литературе[25]. Принято считать, что последствия недействительности сделки не подлежат применению в том случае, если виндикация невозможна по правилам ст. 302 ГК РФ. В настоящее время судебно-арбитражная практика достаточно последовательно применяет данный подход[26].

Неимущественные (корпоративные) права. Права из такого вида ценных бумаг, как акции, можно условно подразделить на обязательственные и корпоративные (права участия)[27]. К последним можно отнести право участия в общих собраниях акционеров с правом голоса (для обыкновенных акций). В науке и практике остаются сомнения по поводу того, являются ли сделками действия по реализации корпоративных прав. Исходя из того, что корпоративные права акционеров - это их гражданские права (ценная бумага - институт гражданского права и не может предоставить права иного рода), а также применяя принципы равенства, автономии и имущественной самостоятельности сторон (п. 1 ст. 2 ГК РФ), определяющие гражданское правоотношение, можно сделать вывод о гражданско-правовой природе таких действий. Противники данного воззрения делают акцент на том, что реализация корпоративных прав основывается на отношениях власти и подчинения (акционер и общество). В качестве возражения можно привести тот аргумент, что и в традиционных гражданско-правовых отношениях лицо вправе ограничить свои права определенным образом и предоставить другому лицу права по отношению к себе.

Корпоративное право, право управления обществом, является основным в классическом понимании акции как ценной бумаги. Зачастую профессиональные участники рынка ценных бумаг могут даже не иметь представления о сфере деятельности общества, участниками которого они являются. С их точки зрения акции равнозначны иным ценным бумагам, закрепляющим исключительно имущественные права. Такой подход может повлечь за собой негативные последствия для функционирования акционерных обществ. Возникает вопрос о возможности признания недействительными решений общего собрания акционеров с участием приобретателя акций по недействительной сделке в соответствии с положениями ст. 168 ГК РФ. В общем виде данный вопрос разрешается практикой положительно: ничтожность сделок с акциями может повлечь за собой и недействительность решений общего собрания акционеров[28].