Файл: Управление конкурентоспособностью товара (на примере).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
1.2 Подходы к анализу конкурентоспособности продукции
Глава 2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Общая характеристика ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции
2.3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
Анализ отчетов указывает на отсутствие у предприятия прямых конкурентов. Факт того, что предприятие входит в Концерн «Тракторные заводы», позволяет закрыть глаза на существование конкурентов, так как продукция в основном поставляется предприятиям-потребителям, входящим также в состав Концерна. Однако производить серийную продукцию, не зная, какие существуют предприятия-конкуренты, продукция-конкурент - необоснованный риск. По всем правилам рыночной экономики конкуренты должны быть, и в результате исследования было выявлено, что они есть.
При анализе и оценке конкурентоспособности звена гусеницы 50-22-7/8, являющегося составной частью ходовой системы тракторов и бульдозеров Т- 130, Т-170 производства ООО «ЧТЗ - Уралтрак»» было выделено три предприятия, где ведутся активные работы по улучшению технико-эксплуатационных свойств деталей и узлов: ООО «ЧТЗ-УралТрак» (Челябинск), ОАО «ЧАЗ» (Чебоксары) и ООО «Техтрон-Тт» (Челябинская область).
Сделав запрос по электронной почте о покупке звена 50-22-7/8 в качестве потенциального потребителя, было получено ответ от ООО «Техтрон-Тт» о наличии звена производства Китай и Ижевск. При этом производитель дал высокую оценку качества и был готов предоставить все необходимые сертификаты. При консультации с начальником КПЦ ОАО «ЧАЗ» было выяснено, что в Ижевске занимаются только сборкой конечной продукции из металлопроката, поставляемого с ОАО «ЧАЗ», т.е. цикл производства неполный, поэтому как конкурента-производителя рассматривать нет смысла.
К сожалению, следует отметить о наличии группы «серых производителей», поставляющих несертифицированную продукцию-аналог под маркой известных отечественных производителей, в том числе ОАО «ЧАЗ», не соответствующую требованиям технологической документации, с более низкой ценой и соответственно с неудовлетворительным качеством.
Определим факторы конкурентоспособности, которые наиболее полно могут охарактеризовать конкурентоспособность продукции исследуемой организации. За основу был взят отчет предприятия по оценке удовлетворенности потребителей за первое полугодие 2015 г. в рамках процесса СМК.25 «Удовлетворенность потребителей». Респондентами стали наиболее крупные потребители продукции и дилеры в соответствии с направлением продаж [3]. Полученные результаты приведены в табл. 2.2 и на рис. 2.1 .
Таблица 2.2 - Оценка конкурентоспособности звена 50-22-7/8.
Факторы конкурентоспособности |
Коэф- эффи- фи- циент значимо- сти (Кз) |
ОАО «ЧАЗ» |
Конкуренты |
Уровень конку- ренто- способности по факторам, % |
Общий уровень конкурен- тоспособ- ности с учетом Кз, % |
||
ООО «ЧТЗ- Уралтрак» |
Китай |
«Серые производители» |
|||||
1. Качество |
0,2 |
4,22 |
4,17 |
4,07 |
1,26 |
100 |
20 |
2. Ценовая политика |
0,15 |
3,23 |
4,45 |
4,15 |
4,56 |
70,83 |
10,6 |
3. Условия поставки |
0,15 |
2,92 |
4,11 |
2,76 |
1,92 |
71 |
10,65 |
4. Упаковка |
0,1 |
4,37 |
4,25 |
4,13 |
2,47 |
100 |
10 |
5. Количество |
0,1 |
3,86 |
3,89 |
3,81 |
2,53 |
99 |
9,9 |
6. Сервис |
0,15 |
4,65 |
4,55 |
3,56 |
2,78 |
100 |
15 |
7. Гарантия |
0,1 |
3,55 |
3,54 |
3,46 |
0,75 |
100 |
10 |
8. Защита от подделок |
0,05 |
4,65 |
0,75 |
0,75 |
0,55 |
100 |
5 |
Общий уровень конкурентоспособности звена 50-22-7/8 ОАО «ЧАЗ», % |
91,15 |
Общий уровень конкурентоспособности звена 50-22-7/8 производства ОАО «ЧАЗ» составил 91,15%, что говорит о том, что продукция предприятия вполне конкурентоспособна на российском рынке, однако требуются постоянные усилия по поддержанию и повышению уровня конкурентоспособности продукции.
Основными факторами недовольства запасными частями производства ОАО «ЧАЗ», в том числе звеном 50-22-7/8, высказанными клиентами по итогам первого полугодия 2015 г., стали высокие цены, снижение качества продукции, несоблюдение сроков поставок и неповоротливость системы планирования, тогда как в 2014 г. большинство потребителей были недовольны только ценой.
Рис. 2.1- Многоугольник конкурентоспособности звена 50-22-7/8
В 2015 г. звено 50-22-7/8 вошло в перечень 20% изделий номенклатурного ряда, уровень внутренних потерь от несоответствующей продукции по которым составляет не менее 80% от общего объема внутренних потерь по предприятию, что говорит о значительном повышении риска поставить потребителю некачественную продукцию и о повышении себестоимости единицы продукции.
Таблица 2.3 - Сравнение вариантов технологического процесса изготовления лопатки КНД
Групповые показатели качества |
Коэффициент весомости группы |
Коэфс |
)ициенты качества |
|
ТП! |
ТП2 |
ТП3 |
||
1. Оборудование и производственный участок |
0,063 2 |
0,394 0 |
0,305 9 |
0,325 0 |
2. Технологическая оснастка |
0,047 4 |
0,312 5 |
0,585 6 |
0,356 7 |
3. СОЖ |
0,021 6 |
0,544 7 |
0,559 1 |
0,761 8 |
4. Заготовка |
0,035 5 |
0,333 3 |
0,371 5 |
0,333 3 |
5. Качество обработки |
0,386 5 |
0 |
0,078 4 |
0 |
6. Экономические |
0,215 6 |
0,247 8 |
0,567 0 |
0,419 5 |
7. Технико-экономические |
0,138 0 |
0,336 2 |
0,682 8 |
0,353 5 |
8. Персонал |
0,092 3 |
0 |
0,002 3 |
0,010 7 |
Себестоимость изготовления, руб. |
543 |
670,533 0 |
1506,308 |
|
Коэффициент качества без учета весов |
0,249 0 |
0,394 1 |
0,320 1 |
|
Ранг по качеству без учета весов |
3 |
1 |
2 |
|
Коэффициент качества с учетом весов |
0,159 6 |
0,315 4 |
0,209 9 |
|
Ранг по качеству с учетом весов |
3 |
1 |
2 |
|
Коэффициент конкурентоспособности |
0,000 3 |
0,000 5 |
0,000 1 |
|
Место по конкурентоспособности |
2 |
1 |
3 |
По рассчитанному значению коэффициента конкурентоспособности можно сделать вывод, что второй вариант технологического процесса (ТП2) является наиболее целесообразным.
Таким образом, предложенная методика позволяет оценить целесообразность принимаемых решений на основе рассчитанного объективного пока - зателя.
2.3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
В целом, для повышения уровня конкурентоспособности звена 50-22-7/8 предлагаются следующие мероприятия:
- Совершенствование системы управления поставщиками, с целью ужесточения требований к закупаемой продукции, проведение аудита «ненадежных» поставщиков, способствование внедрению статистических методов управления качеством у поставщиков.
- Проведение совещаний «День качества» в подразделениях с рассмотрением хода реализации мероприятий по проблемному объекту - звену 50-22-7/8, повторный технологический аудит проблемного объекта, оценка результативности реализованных мероприятий в 2012 году.
- Проведение обучения начальников и заместителей начальников цехов производственных подразделений, линейных руководителей (старших мастеров, мастеров), производственного персонала (рабочих).
- Проведение тестирования персонала и практической оценки квалификации исполнителей.
- Разработка на основе имеющихся данных о квалификации персонала графиков обучения для уменьшения упущений при подготовке персонала на производстве (своевременное обучение и перевод на самоконтроль вновь поступивших работников, учет отсутствия работников на обучении и организация повторного обучения и т.п.).
- Проведение совмещенного технологического аудита и аудита СМК по всей цепи процессов жизненного цикла продукции.
- Проведение статистического регулирования процессов по проблемному объекту, актуализация комплектов документов на технологические процессы по результатам проверок, актуализация СМК.30.01 «Анализ данных», СМК. 30.02 «Статистическое управление процессами (SPC) в подразделениях».
- Использование инструментов качества, рекомендованных стандартом ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части»: SPC, MSA, APQP, FMEA, PPAP.
- Сокращение сроков производства и поставки до 30 дней.
- Улучшение условий отгрузки и транспортировки товаров.
- Ориентация на внедрение ИСО/ТУ 16949 и сертификацию по данному стандарту. Приглашение консультантов для помощи в разработке необходимых условий для прохождения сертификации. Поиск финансирования.
- Разработать процедуру оценки конкурентоспособности продукции ОАО «ЧАЗ».
Осуществление предложенных мероприятий позволит ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции, тем самым улучшить управление качеством продукции, завоевать доверие потребителей, освоить новые рынки сбыта, увеличить объемы продаж и прибыль и, в конечном счете, повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия в целом.
Заключение
Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:
1. В результате проведенного исследования осуществлено сравнение основных подходов к определению конкурентоспособности и выявлены особенности многовариантности этих подходов. На основании данной базы было выработано определение «конкурентоспособность». Исследованы методы расчета конкурентоспособности. Для этого были исследованы параметры и этапы анализа конкурентоспособности продукции и предложен смешанный подход определения данной категории, включающей как технические, так и экономические характеристики товара.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в формировании подхода к определению категории «конкурентоспособность», параметров и этапов ее определения. Представленные выводы могут быть основой для принятия управленческих решений предприятиями.
2. Применение комплексного подхода к анализу конкурентоспособности продукции позволяет не только оценить непосредственно сам уровень конкурентоспособности и факторы на него воздействующие, но и выявить резервы повышения этого уровня.
3. Осуществление предложенных мероприятий позволит ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции, тем самым улучшить управление качеством продукции, завоевать доверие потребителей, освоить новые рынки сбыта, увеличить объемы продаж и прибыль и, в конечном счете, повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия в целом.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ
- Анализ финансовых результатов предприятия: учеб. пособие /Э. И. Крылов, В. М. Власова. – СПб.: Питер, 2013. – 256 с.
- Бороненкова, С. А. Управленческий анализ / С. А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 384 с.
- Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: Издательский дом Герда, 2011. – 288 с.
- Володина А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 510 с.
- Гусева Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. – 130 с.
- Ефимова О. В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп / О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2012. – 528 с.
- Иванов И.Н. Экономика промышленного предприятия: учебник. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 396 с.
- Куликов, Г.В. Влияние микроэкономических факторов на международную конкурентоспособность Японии в 80 - 90-е годы: дис. ... канд. экон. наук / Г.В. Куликов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2012. - 210 с.
- Луссе, А.В. Конкурентоспособность экономики в условиях устойчивого и неустойчивого развития: дис канд. экон. наук / А.В. Луссе; С-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2009. - 149 с.
- Платонова, Л.А. Конкурентоспособность и самоорганизация на международных рынках / Л.А. Платонова; под ред. В.Г. Гавриленко. - Минск: Право и экономика, 2014. - 351 с.
- Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Издат. Дом «Вильямс», 2015. - 608 с.
- Просалова В.С. Смольянинова Е.Н. Теоретические подходы к понятию стратегии организации и формирование ее элементов // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 5. Экономика. – 2011. – № 4(127). – С.28-36.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – Мн.: ООО «Новое знание», 2013. – 688 с.
- Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 272 с.
- Селезнева Н. Н. Финансовый анализ / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 479 с.
- Солодухин К.С. Модели поддержки принятия стратегических решений на основе системы сбалансированных показателей // Экономические науки. – 2009. – №.4(53). – С. 253-260.
- Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2015. - 504 с.
- Финансовые измерения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.arrivefinance.ru/dbuts-686-1.html
- Фролов, С.В. Международная конкурентоспособность национальной экономики: актуальные вопросы теории и практики: дис. ... канд. экон. наук / С.В. Фролов. - М., 2013. - 117 с.
- Чепурная, И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие / И.П. Чепурная. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 120 с.