Файл: История развития программирования в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Эпоха персональных компьютеров

Первые персональные ЭВМ стали появляться в СССР в 1981 году, в то же время Вычислительному Центру было дано поручение освоить данный вид машин и спроектировать для него актуально ПО, которое позволяло бы по своим характеристикам выдерживать конкуренцию с традиционными «большими ЭВМ». Этот момент можно считать началом эпохи развития ПК в стране. Лаборатория Обработки символьной информации была модифицирована и преобразовалась в Лабораторию Программного Обеспечения Персональных Компьютеров. Ее рабочий коллектив лаборатории стал разрабатывать ПО для обеспечения потребностей первых ПК. В то время были разработаны первые версии программ с многооконным интерфейсом, спроектированы и запрограммированы графические и текстовые утилиты, созданы первые образцы сервисного программного обеспечения, программные пакеты для работы с СУБД.

Первые программные пакеты для персональных компьютеров программировались на транслируемом диалекте языка BASIC. Некоторое время Бейсик был единственно доступным инструментом разработки на ПК, но спустя некоторое время появилась возможность программировать на Паскале, а затем уже и на Си. Несмотря на наличие языков высокого уровня, продолжались активные разработки сервисного программного обеспечения на Ассемблере – языке, близком к машинному коду.

С появлением персональных компьютеров все больше людей различных профессий стали интересоваться программированием, поэтому в продаже стало появляться множество научно-популярной литературы и учебников по языкам программирования. Так, например, пособие «Программное Обеспечение Персональных ЭВМ» было издано несколькими большими тиражами. Оно широко применялось не только в качестве профессионального руководства, но и как учебно-методическое пособие в большинстве технических университетов. Тогда же работники лаборатории написали пособия по самым актуальным аспектам применения информационных технологий на ПК. Такие книги также моментально становились лидерами продаж. [2].

В 1985 году в СССР стартовали научно-исследовательские работы по проектированию ЭВМ 5-го поколения. Такой шаг был сделан в ответ на быстрое развёртывание и вливание больших денежных средств в разработки подобных исследований в Америке, Японии и Европе. На базе трёх научно-исследовательских институтов был создан пробный научно-технический коллектив - ВНТК СТАРТ. Часть лаборатории, разрабатывающей программное обеспечение для персональных компьютеров, была интегрирована в данный научный коллектив. В процессе работы был запущен новый специальный проект по проектированию и реализации комплекса СПЕКТР, который стал разрабатываться как объединенная объектно-ориентированная среда на базисе нескольких главных компонентов программного комплекса.


На базе отдельных компонентов воплощались мощные системы прикладного программного обеспечения для решения широкого спектра задач науки и хозяйства. Практических примеров такого рода вычислительных систем на ПК еще не было разработано. Реализация комплекса вычислительных программ СПЕКТР стала одним из самых важных проектов по проектированию и реализации практически-доступных прикладных программ на персональном компьютере, при этом учитывая, что на том этапе развития науки большинство членов сообщества профессиональных программистов относились к новым ЭВМ с большой долей скепсиса.

С высоты развития технологий современности большинство идей и программных технологий, которые были разработаны впервые при создании комплекса ПО СПЕКТР, кажутся стандартными и даже банальными. Однако в те годы все эти идеи лишь оставались идеями и требовали практического воплощения ценой проб и ошибок.

Во времена создания СТАРТа стандартные для сегодняшних программистов библиотеки подпрограмм только проектировались, так что благодаря изяществу научного творчества тех лет сегодняшние программисты могут достигать результатов без необходимости проходить тот же самый путь заново. Во времена кризиса 90-х годов многие из работников лаборатории приняли решение уехать на Запад для дальнейшей работы на более совершенной аппаратной-материальной базе.

1.4. Система «ПРОЕКТ»

На базе исследовательских работ В. М. Глушкова в Институте кибернетики был спроектирован язык высокого уровня для реализации программных алгоритмов и структур вычислительных машин и методика проектирования вычислительных машин, которые были интегрированы в ряде уникальных систем «ПРОЕКТ».

Проектирование экспериментального комплекса «ПРОЕКТ-1» на ЭВМ М-220 была закончена в 1970 г., а за ней последовали ЭВМ МИР-1 (1965 г.), МИР-2 (1969 г.) и МИР-3. Основным их специфичным отличием от иных моделей ЭВМ была аппаратная акселерация восприятия машинного кода, близкого по семантике к языку программирования высокого уровня (ЯВУ). Компьютеры на базе системы «МИР» позволяли интерпретировать язык «Аналитик», описанный в Институте кибернетики.

В конце 70-х годов В. М. Глушков дал базовый принцип макроконвейерной архитектуры вычислительных машин со большим количеством потоков данных и команд, который в современной классификации имеет обозначение MIMD. Данный принцип представляет собой отдельную реализацию нефоннеймановской архитектуры построения вычислительных машин.


В то же время были представлены совершенно новые тезисы в сфере разработки интеллектуальных систем типа «глаз-рука», «читающий автомат», «самоорганизующаяся система». Представлялись работы комплексов имитационного математического моделирования в сфере искусственного интеллекта.

Качественные перемены в видении проблемы искусственного интеллекта заключается в том, что проекты в этой сфере перестали быть обыкновенными лабораторными экземплярами в коллективах исследовательских институтов, а сами исследования перешли порог от стадии кибернетического идеализма к процессу проектирования сугубо прикладных [3].

В 70-е годы получило сильное развитие серия небольших компьютеров. Такие мини-ЭВМ стали дешевле и надёжнее старых больших машин, занимавших этажи научно-исследовательских центров. ЭВМ нового вида были намного лучше приспособлены для практических целей управления разнообразными индустриальными объектами: промышленными станками и установками, лабораторными комплексами, даже мобильными транспортными системами. По этой причине их также стали называть управляющими системами. Успех был настолько значителен, что уже ближе к 80-м годам количество микро-ЭВМ на производстве превысило число старых больших ЭВМ.

2. Современное состояние индустрии

2.1 Люди как основной капитал

Самым существенным конкурентным преимуществом российской индустрии программирования является наличие значительного числа великолепно обученных специалистов технической сферы. Обыкновенный программист в РФ обладает как правило, полученным высшим образованием в области информационных технологий, технических или точных науках, что абсолютно несвойственно для стран Запада. Стоит отметить, что почти 86% программистов в США имеют лишь степень бакалавра, после получения которой окончили специализированные курсы или же вообще ограничились двухлетним средним образованием по специальности [3].

Платное образование становится все более популярным; по данным Госкомстата, в 2001 году более трети студентов в России платили за свое образование. Однако программы обучения всех университетов, как государственных, так и частных, контролируются государством с помощью набора стандартов, гарантирующих единый уровень обучения.


Такой подход порождает ряд специфических для России моментов. Например, в стандарте на программистские специальности традиционно очень велик процент обязательных курсов по математике и прочим фундаментальным наукам. В результате, первые два с половиной года самой распространенной программистской специальности 351500 (бывшая 220400) почти полностью посвящены математическим предметам; это означает, что студенты не получают достаточной практики в программировании до третьего или даже четвертого курса. У такого подхода к делу есть и преимущества: отечественные программисты получают базовые знания, которые могут быть применены в самых разных исследовательских задачах. Это, кстати, регулярно подтверждается победами российской молодежи на различных международных соревнованиях. Например, команда Санкт-Петербургского государственного университета два года подряд становилась победителем международной олимпиады по программированию, проводимой под эгидой ACM (2000 и 2001 годы), а также входила в десятку победителей в течение пяти лет. Следующее поколение также подает большие надежды: в 2000 году российские школьники победили на международной олимпиаде по информатике в Китае.

Количество обучающихся в России студентов также растет. В 2001 году в стране насчитывалось 4,7 млн. студентов, почти вдвое больше, чем в 1995 году. В частности, растет и число студентов, обучающихся программированию: количество тех, кто ежегодно поступает на связанные с компьютерами специальности, выросло за последние пять лет с 8 до 25 тыс. человек. В связи с возможностью найти по окончании вуза высокооплачиваемую работу программирование становится все более привлекательной специальностью.

Самой большой проблемой российской системы высшего образования является сегодня недостаточное финансирование, что особенно сказывается на фундаментальных науках, очень высоко ценившихся в советское время — в этих областях контраст между прошлым и настоящим особенно силен. Многие одаренные преподаватели покидают Россию ради более надежных мест в иностранных университетах. Однако сейчас ряд представителей компьютерной индустрии стали понимать всю опасность этой тенденции и стараются поощрять участие своих сотрудников в преподавательском процессе. Многие компании тесно сотрудничают с университетами, оказывая им поддержку. Взамен они получают возможность привлекать к себе на работу выпускников этих вузов, и потому кадровый состав типичной компьютерной компании быстро становится однородным, а относительно невысокая текучесть персонала помогает сохранить такое положение дел.


Некоторый процент российских программистов эмигрирует из России, и все же проблема «утечки мозгов» уже не так критична, как в начале 90-х годов, когда программисты тысячами эмигрировали, опасаясь неясного положения и туманных перспектив развития России.

Есть и другие пути привлечения новых программистов в индустрию, например, путем переобучения технических специалистов из смежных областей. Российский рынок обучения быстро развивается и предоставляет богатый выбор возможностей — от долгосрочных программ, ориентированных на получение второго высшего образования в области компьютерных наук до сертифицированных курсов обучения от зарубежных вендоров. Таким образом, можно с полной уверенностью заключить, что с точки зрения человеческих ресурсов российский рынок программирования имеет сегодня благоприятные условия для дальнейшего роста.

2.2 Российская индустрия программирования

Согласно оценке аналитической организации «Брансвик Ворбарг», в 1999 году долевой объем рынка программного обеспечения в СНГ составлял 560-580 миллионов долларов, что составляет около 0,1% от общего валового национального продукта (в то время как весь рынок информационных технологий в Российской Федерации в 2001 году составлял примерно 3,5-4 млрд. долл. при темпах роста 15-20% в год).

Тем не менее, отечественная индустрия высоких технологий и программирования обладает громадным потенциалом к развитию. Так, например, в отчете аналитической компании «Маккинси» [4] программирование стало одной из наиболее эффективных и быстро развивающихся отраслей науки в РФ. По общим оценкам, в этой сфере деятельности занято от 50 до 80 тыс. человек.

К сожалению, нет статистической возможности дать более определенную оценку масштабов рынка или хотя бы выделить наиболее ярких лидеров в конкретных сферах рынка, так как на текущий момент он представляется сильно хаотичным.

К тому же, практически все российские компьютерные компании являются закрытыми акционерными обществами и не разглашают точные сведения о своем финансовом состоянии. В данной статье используются цифры из различных опубликованных источников, в особенности из [4-6], хотя в некоторых случаях приводимые оценки значительно различаются.

Компании, работающие в России, можно условно разделить на две крупные категории: компании с российским капиталом и подразделения международных корпораций. Соответственно этому задачи, решаемые ими, сильно различаются.