Файл: «Влияние государства на процесс межрегиональной миграции трудовых ресурсов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Анализ внутрирегиональных миграционных процессов (на примере РТ)

Современная трудовая миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный социальный процесс, затрагивающий многие стороны жизнедеятельности общества. В мире трудовая миграция населения стала важным фактором мирового развития, обеспечивающим гибкость международного рынка труда, приобщение более отсталых стран к мировой культуре производства, более рациональное с точки зрения мирового прогресса перераспределение факторов производства, взаимодействие и взаимообогащение культур. Согласно данным Международной организации труда в конце XX в. в мире насчитывалось в общей сложности не менее 120 млн. человек: легальных трудовых мигрантов и членов их семей. Если же к этому добавить армию нелегальных трудовых мигрантов, цифру нужно, скорее всего, удвоить. Присутствие иностранных работников в развитых странах мира превратилось из временного явления в структурный элемент их экономики. Россия вследствие исторических причин лишь в течение последних полутора десятков лет стала активным участником процессов международной трудовой миграции. Детальное рассмотрение проблем миграции актуально еще и потому, что общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых европейских стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция в целом и трудовая в частности вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет этнические характеристики всех тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках более спокойной жизни и лучшего будущего. В соответствии с данными министерства труда и социальной защиты населения на российском рынке труда существует постоянная потребность в привлечении рабочих, занятых на горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах - таких специалистов необходимо привлечь свыше 580 тыс. Данное количество иностранных работников было предложено исполнительными органами регионов с учётом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации, принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, возможностей обустройства иностранных граждан и оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году. Потребность в привлечении иностранных работников в 2013 г. составляет 2,3% от численности экономически активного населения РФ, поэтому введение квот на такое количество трудовых мигрантов не приведет к возникновению негативных последствий на рынке труда. При этом квота на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности составит 410 126 человек (с учётом резерва). Такой объём позволит удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных иностранных работниках и привлечь в российскую экономику кадры, обладающие современными передовыми технологиями, в том числе для реализации инвестиционных проектов. Отмечается, что квалифицированные рабочие кадры из числа иностранцев составят в 2013 г. 79% от общей потребности в иностранных работниках, в то время как в 2012 г. этот показатель был на 3% меньше. Важно отметить, что Татарстан получил самую большую квоту в Поволжье на выдачу разрешений иностранным гражданам и лицам без гражданства на временное проживание в РФ. В 2013 г. - она составила 3500 человек. Об этом сообщается на сайте Правительства РФ. Соответствующее распоряжение от 19 ноября 2012 г. подписал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. В документе говорится: «Установить на 2013 г. квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 105 тыс. разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам Российской Федерации согласно приложению». В частности, на весь Приволжский федеральный округ квота составит 7 тыс., причем наименьшая квота у Республики Марий Эл (100 человек). В 2012 г. Татарстане утвержденная квота на привлечение иностранных работников составила 23 400 разрешений. В 2013 г. дополнительно подали заявки еще девять работодателей. Такой значительный приток внешних мигрантов не мог не повлиять и на динамику этнического состава республики. Прогнозные данные будущего этнического состава Республики Татарстан к 2030 г. свидетельствуют об увеличении удельного веса татар в пределах республики. Если в 2002 г. 52,9% населения Татарстана составляли татары, то по результатам прогноза к 2030 г. этот показатель может дойти до 58,8%. Высока вероятность, что по результатам переписи 2010 г. удельный вес русских также будет превышать показатель переписи 2002 г. Это будет происходить за счет снижения доли других национальностей, проживающих в Татарстане. А в целом, если посмотреть прогнозные данные, то за 20022030 г. ожидается снижение доли русских на 4,2%. Таким образом, удельный вес русских в РТ составит всего 35,3%. Согласно прогнозу численность населения в Республике Татарстан к 2030 г. может составить 4 140 тыс. человек, национальный состав которых в настоящее время и на перспективу представлен в таблице. Национальный состав Республики Татарстан по переписи населения 2010 г. и прогноз численности основных национальностей РТ к 2030 г. Численность населения в 2010 г.Прогноз к 2030 г.Абсолютная, чел.% от общей Абсолютная, чел.% от общей Татары 201257153,22437,258,8  Русские 150136939,71464,135,3 Чуваши 1162523,1101,42,3 Удмурты 234540,622,90,5 Украинцы 182410,518,80,4 Мордва 191560,516,20,4 Марийцы 188480,521,20,5 Башкиры 137260,38,60,2 Азербайджанцы 95270,223,20,5 Армяне 59870,212,50,3 Увеличению доли татар способствуют и их миграции из соседних регионов РФ, в частности из Удмуртской Республики. Численность татар в Удмуртии, по данным переписи 2010 г., составляла 98,8 тыс. человек или 6,7% от всего населения республики. Проживают они во всех муниципальных районах и городских округах, причем в городах - 80,1%. Более половины - 56,3% сосредоточено в Ижевске, где они составляют 9,3%. Выше среднего доля татар в Можге (15,0%) и Сарапуле (8,9%), где они по численности вторые после русских. Среди муниципальных районов выделяются Юкаменский (17,9%), Балезинский (9,6%) и Камбарский (8,8%), а также Граховский, Завьяловский, Кизнерский, Сарапульский. Первые два расположены на северо-западе, остальные - на юге республики. В межпереписной период за 2002-2010 гг. численность татар в Удмуртии сократилась на 10,4 тыс. или на 9,5%, тогда как все население республики - на 3,1%. Их доля уменьшилась во всех городах и муниципальных районах за исключением пригородного района Ижевска - Завьяловского, а также Юкаменского. Основная причина заметного сокращения численности татар в Удмуртии - их миграция за её пределы и прежде всего в Татарстан. Во внутриреспубликанских миграциях доля татар ниже их среднего показателя в общей численности населения (6,7%) и находится на уровне 4-5%. Но в межрегиональных перемещениях они вторые после русских и превосходят по численности удмуртов. Соответствующие показатели: 60-65%, 10-11% и 8-10%. Следует отметить, что Удмуртия с 2000 г. имеет отрицательное сальдо миграций. Урбанизированность татар и дальше будет происходить быстрыми темпами, причем местами их расселения все чаще будут выступать более крупные города и агломерации. Прогнозируется существенный рост численности татар в наиболее крупных городах и регионах с относительно высоким уровнем жизни населения. Если сравнивать данные 1989 и 2002 гг. в пределах Татарстана, то доля горожан увеличилась среди татар на 3,5%, а среди русских только на 0,5%. Русские в своем демографическом поведении менее инерционны, чем татары. На формирование новой демографической картины в республике больше оказывает влияние демографическое поведение татар. У нового поколения татар, с одной стороны, слабо выражено национальное самосознание, а с другой - популяризация ислама и поддержка со стороны мусульманского мира могут сыграть решающую роль в укреплении тюрко-мусульманской идентичности у татар. Большинство русских живут в городах. Преобладающая часть сельских поселений Татарстана - татарские. Достаточное внимание сельской занятости, появление экопоселений может сыграть положительную роль в пользу татар. Численность населения Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского, Нижнекамского, Тукаевского муниципальных районов по прогнозным оценкам будет значительно увеличиваться. Урбанизации сельской местности путем создания предпосылок для реиммиграции горожан на село на условиях постоянного проживания, сезонного проживания в садовых, дачных и сельских домах, круглогодичного и сезонного проживания в постройках коттеджного типа - один из путей решения этой сложной проблемы. Итоги переписи 2010 г. наглядно показали продолжающийся процесс расширения международных контактов нашей республики, особенно со странами СНГ. На ее территории среди наличного населения отмечено несколько тысяч белорусов, узбеков, украинцев, грузин, армян, казахов, азербайджанцев и других национальностей. Миграционный прирост республики в 2011 г. за счет международных мигрантов составил 8569 чел. По прогнозным оценкам высока вероятность увеличения в Татарстане марийцев и особенно азербайджанцев и армян. Дисперсное расселение коренных жителей Среднего Поволжья (чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы) заменяется локализацией, концентрацией их в основных районах проживания, то есть в своих национальных республиках. Если прогнозы оправдаются, то ожидается значительное снижение мордовской и чувашской части населения в регионе. Большинство чувашского населения в Татарстане проживает в сельской местности. По переписи населения 2002 г. доля горожан по республике составляет 73,8%, в том числе среди русских 86,2%, татар 66,5%, евреев 99,1%, украинцев 92,3%, башкир 88,8%, чувашей 43,5%, удмуртов 37,8% и др. Основная часть чувашей сосредоточена в юго-западных и южных районах. Выделяются два крупных ареала расселения чувашей. Большиство чувашей, проживающих в Татарстане, расселены в Дрожжановском (40,5%), Буинском (21,9%), Тетюшском (21,9%) районах, вблизи границы с Чувашией. Чуваши составляют большинство населения в Аксубаевском (45,1%) и вслед за татарами занимают второе место в Нурлатском (29,1%), Черемшанском (22,4%) и Алькеевском (21,3%) районах. В последние годы наблюдается снижение численности чувашей, проживающих в Аксубаевском районе. В данном муниципальном районе в последние годы отсутствует не только естественный, но и миграционный прирост населения. Более того, Аксубаевский муниципальный район Татарстана, согласно результатам 2011 г., имеет один из низких показателей (- 503 чел.) миграционного движения. В г. Казани, после русских и татар, преобладают чуваши (9170 чел.), затем украинцы (6313 чел.), азербайджанцы (3845 чел.), евреи (2956 чел.), марийцы (3287 чел.), удмурты (1089 чел.), узбеки (1067 чел.) и др. Согласно результатам переписи 2002 г. в республике проживало 126,5 чел. чувашской национальности (3,35% населения республики), 2010 г. - 116,3 чел. (3,1%). По прогнозным оценкам в Татарстане в 2030 г. будут проживать всего 101,4 тыс. чел. (2,3%). В Российской Федерации каждым ее субъектом ежегодно осуществляется оценка эффективности использования иностранной рабочей силы за предыдущий год по методике, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. (№604). Для ее подготовки в Республике Татарстан анализируются данные различных министерств и ведомств. Например, за 2010 г. вклад иностранных работников в экономику республики составил 11,5 млрд. руб. Численность получивших разрешения на работу иностранных работников в 2010 г. в Республике Татарстан составила 11 553 чел., что соответствует 0,64% численности занятых в республике, а потребность работодателей (по заявкам) 2,6 раза превышала этот показатель. Наибольший удельный вес иностранных работников (по численности занятых) по следующим видам экономической деятельности: строительство (3,82%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,76%), транспорт и связь (0,74%). В сельском хозяйстве работало 218 иностранных работников, в обрабатывающем производстве - 224 чел. В строительстве работало 65 высококвалифицированных иностранных специалистов в качестве инженеров, дизайнеров, архитекторов и др. Наиболее массово привлекались бетонщики - 861 чел., штукатуры - 703, арматурщики - 692, каменщики - 695, подсобные рабочие - 1210. В оптовой и розничной торговле работало 592 иностранных работника. В гостиничном и ресторанном бизнесе 156 иностранных граждан работали поварами. Водителями автомобиля был трудоустроен 661 иностранный работник. Экономика республики, как и экономика страны, и стран Запада, испытывает острый дефицит высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников. Работники средней квалификации рынком труда слабо востребованы. Таким образом, рабочие места, предлагаемые гражданам как ближнего, так и дальнего зарубежья, не заполняются жителями республики. Основной причиной незаполнения вакантных рабочих мест гражданами, признанными в установленном порядке безработными, является несоответствие квалификации безработных требованиям работодателей, деловым качествам работников (наряду с требованием наличия определенной профессии, квалификации, другими требованиями являются состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности в данной отрасли, владение одним или несколькими иностранными языками, способности работать на компьютере и иные требования). Так, в структуре безработных преобладают женщины (порядка 60%), инвалиды, ограниченные к труду по состоянию здоровья (11%), граждане предпенсионного возраста (8%). Кроме того, существует территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы - большая часть вакансий имеется в г. Казани, где реализуются крупные инвестиционные проекты, а основная часть безработных зарегистрирована в других городах и районах республики. В результате основная часть иностранной рабочей силы привлекается в столицу республики. В перечне свободных рабочих мест постоянно имеются вакансии для подсобных рабочих (разнорабочих) - ок. 3,5 тыс. чел., бетонщиков - ок. 500 чел., водителей - ок. 400 чел., каменщиков - ок. 100 чел., плотников - ок. 300 чел., кондукторов - ок. 200 чел., маляров-штукатуров - ок. 300 чел., швей - ок. 300 чел. Уже сегодня в республике сформировались ниши в сфере занятости, функционирующие в значительной мере благодаря мигрантам. Например, строительство, оптовая и розничная торговля, предоставление коммунальных и персональных услуг, общественное питание, общественный транспорт. В настоящее время в органах занятости зарегистрировано свыше 35 тыс. вакансий. Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения республики. Внутренняя миграция сдерживается сохраняющимся низким уровнем доходов населения, неразвитостью цивилизованного рынка жилья, высокими транспортными издержками, наличием административных барьеров при переезде в другую местность. Непрерывно растет количество мигрантов, приехавших из других регионов России - в 2011 г. их было 23 162 чел. Численность жителей республики, уехавших в другие регионы России, тоже продолжает расти (в 2011 г. - 19 733 чел.). В итоге внутренний миграционный прирост составляет 3429 чел., что на 1209 чел. больше, чем в 2009 г. и на 384 чел. больше данного показателя 2010 г. В 2011 г. во внутриреспубликанской миграции участвовало рекордное за последние годы число жителей республики - 54 821 чел. В итоге в 30 территориальных образованиях республики из 57 сложилось отрицательное сальдо миграции. Особенно существенно оно было в Азнакаевском (-582), Нижнекамском (- 561), Бугульминском (- 536), Аксуаевском (- 503) районах. Если сравнить с 2000 г., то количество территорий с отрицательным сальдо миграций менялось следующим образом: 2000 г. - 16, 2001 г. - 19, 2002 г. - 26, 2003 г. - 24, 2004 г. - 29, 2005 г. - 26, 2006 г. - 21, 2007 г. - 22, 2008 г. - 23, 2009 г. - 12, 2010 г. - 23, 2011 г. - 30. Как показывают статистические данные, миграционная убыль характерна не только для муниципальных районов, но и для городов. На сегодняшней день многие территориальные образования, имеющие отрицательную миграционную убыль населения, расположены преимущественно в южной, юго-восточной и восточной частях республики.


Заключение

В заключение проведенного исследования необходимо отметить ряд выводов, Миграция населения - весьма сложный, многогранный феномен, формирующий общественную динамику в ее социально-экономическом, социально-политическом, демографическом и этническом аспектах. Иммиграционная политика начала XXI в. нуждается в неких базовых критериях, которые обосновывали бы именно либеральную иммиграционную политику, а не выбирали между политикой «открытых» и «закрытых дверей».

Предложить такие критерии - достаточно трудная задача, если иметь в виду весьма неопределенное требование: иммиграционная политика должна быть «умеренной» в ее либерализации. «Умеренность» в данном случае означает реагирование на проблему взаимоотношений коренных жителей и иммигрантов, которые выглядят в восприятии коренных жителей «чужаками». Значит, решение проблемы - в правительственных программах по ассимиляции иммигрантов в странах - реципиентах.

Эффективное управление миграцией означает для страны наращивать свою социально-экономическую эффективность, а следовательно, свое влияние в мире. Миграционные процессы в Российской Федерации в минувшие два десятилетия подвергались влиянию как положительных, так и отрицательных факторов. Отрицательными факторами являются распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, недостаточная защищенность государственных границ РФ, загрязнение окружающей среды, ухудшение качества жизни населения, социальные конфликты и экономическая нестабильность. К положительным же факторам относят демократизацию общественно-политической жизни, реализацию конституционного принципа свободы передвижения, выход России на международный рынок труда и развитие рыночных отношений в целом. В современной России, в отличие от экономически развитых стран, внутренняя миграция не является реальным инструментом выравнивания межрегиональной дифференциации показателей социально-экономического развития, каким она могла бы быть при политике государства, направленной на преодоление барьеров внутренней миграции, что актуально с учетом понимания всей глубины демографического кризиса.

Для миграционных потоков в России характерно ее активное вовлечение в межрегиональный обмен, увеличение доли семейной миграции, уменьшение числа мигрантов трудоспособного возраста, низкая степень приживаемости мигрантов, совпадение мест концентрации внутренних и внешних мигрантов. Все это ведет к ряду негативных социальных последствий: обострению ситуации на рынке недвижимости, на рынке труда, росту нагрузки на социальную инфраструктуру, увеличению уровня преступности. Сложившаяся ситуация требует разработки и осуществления адекватной миграционной политики, усиления контроля и ужесточения управления миграционными процессами. Для оптимизации национальных миграций следует внимательно изучить быт, трудовые навыки у разных национальностей республики, их потребности на современном рынке труда и, при соответствующих расходах, развивать как приоритетные направления для экономики республики. Руководству республики необходимо принять все меры, чтобы сохранять и эффективно использовать свои трудовые ресурсы и, при необходимости, привлекать российских и иностранных граждан.