Файл: Оценка готовности детей к школе (Психологические особенности детей 6 – 7 лет).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
Таблица 2
Процентные показатели по итогам диагностики
Уровни методики |
В |
С |
Н |
ВЫВОДЫ |
|||
Керна - Йирасека |
3 |
37,5% |
5 |
62% |
- |
- |
Требуются фронтальные занятия. |
«Графический диктант» |
6 |
67,5% |
1 |
12,5% |
1 |
12,5% |
Требуется индивидуальная работа. |
«Домик» |
6 |
75% |
1 |
12,5% |
1 |
12,5% |
Требуется индивидуальная работа. |
«Да и Нет» |
7 |
87,5% |
1 |
12,5% |
- |
- |
Коррекция не нужна. |
«Эхо» |
8 |
100% |
- |
- |
- |
- |
Коррекция не нужна. |
«Переплетённые линии» |
3 |
37,5% |
4 |
50% |
1 |
12,5% |
Требуются фронтальные занятия. |
«Корректурная проба» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% |
- |
- |
Требуется индивидуальная работа. |
«Нелепицы» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% |
- |
- |
Требуется индивидуальная работа. |
«Лишний предмет» |
6 |
75% |
2 |
25% |
- |
- |
Требуется индивидуальная работа. |
«Запомни фразу» |
2 |
25% |
5 |
62,5% |
- |
- |
Требуются фронтальные занятия. |
3.1Психокоррекционная работа с детьми показавшими низкий результат
На основе предыдущих расчётов видно, что необходимо проведение психокоррекционной работы.
Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей. Для коррекции этих сторон психической деятельности можно проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога. Изучению вопроса памяти дошкольников посвящены работы З.М. Истоминой. В монографии ей раскрыты основные закономерности памяти у дошкольников ,вскрыты потенциальные возможности и пути формирования уних осмысленного запоминания. [11]
Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.
Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.
Для коррекции образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.
Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них определённые фигурки идентичные друг другу.
Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».
Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку»
В индивидуальных занятиях нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.
Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.
Можно предложить ребёнку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.
ФИГУРЫ
Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца».
Для проведения занятия необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).
Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).
За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.[14]
При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)
Обследовались дети, чья готовность к школьному обучению при предыдущем обследовании оказалась на низком уровне.
Таблица 3
Обследование детей показавшие низкий результат
Ф.И. методика |
Алина Н |
Миша А |
Илья В |
ВЫВОДЫ |
Керна – Йирасека |
С |
В |
В |
Коррекция дала положительные результаты |
«Переплетенные линии» |
С |
В |
В |
Дети хорошо справились. |
Лишний предмет. |
С |
В |
В |
Результаты хорошие. |
Запомни фразу |
С |
В |
В |
Дети с работой справились. |
Результаты обследования позволяют сделать вывод, что двое детей, после проведения коррекционной работы полностью готовы к школе. Одна девочка к школьному обучению не готова. Родителям рекомендовано оставить Алину ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с детьми у которых возникают трудности целесообразно проводить в группах развития. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагога-психолога сначала пробудить у ребенка желание научится новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Опыт показывает, что надежность результатов психолого- педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе.
Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.
В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр. Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.
Список использованных источников:
1.Божович Л. И. «Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка». – М.: Педагогика - 1972 г.
2.Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. М.:, 1993 г.
3.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.:, 1994г.
4.Венгер Л.А. Воспитание и обучение.- М.:, 1969 г.
5.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии – Санкт-Петербург : Союз, 2004 г.
6.Гуткина Н. Н. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» - М.: -1997 г.
7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 1996 г.
8.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978 г.
9.Дубровина И. В. «Руководство практического психолога».3-еизд., стереотип- М.: Издательский центр - 1999 г.
10.Запорожец А. В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики». / Под редакцией А.В. Запорожца, Г. А. Марковой. - М.:, 1980г.
11. Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред.пед. учеб. заведений; Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.