Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (Соотношение ОРД и уголовного процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2. ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕДЕНИЙ О ФАКТАХ О. Р. М.

2. 1 Нормы оперативно-розыскного закона, определяющие статус оперативно-розыскной информации в косвенной форме

2. 2 Нормы оперативно-розыскных законов, непосредственно определяющие статус оперативно-розыскной информации

    3. СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

    3. 1. Содержание оперативно-розыскной информации

3. 2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе

    3. 3Фиксация оперативно-розыскной информации

3. 4 Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела

    4. СООТНОШЕНИЕ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ     И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ДОСТУПУ ИНФОРИАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

В оперативно-розыскных законах декларируется и разновидность оперативно-розыскной информации с точки зрения ее значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности в виде сведений, имеющих значение для выявления и раскрытия преступления. Эта норма исключительно важна в силу рассредоточения оперативно-розыскной функции между различными оперативно-розыскными ведомствами, деятельность которых порой дублирует друг друга и приводит к возникновению многочисленных проблем.

В оперативно-розыскных законах выделяются и такие разновидности оперативно-розыскной информации с точки зрения их значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности, как:

•сведения, позволяющие или необходимые для пресечения •сведения, требующиеся для предупреждения и профилактики преступлений (правонарушений). Законодатель не поясняет, что это за сведения и каков их механизм применения для решения вышеуказанных проблем. Особое внимание законодатель в оперативно-розыскном законе уделяет тем свойствам оперативно-розыскных данных, которые предопределяют их пригодность для использования в сфере уголовного процесса. Здесь выделяются сведения, удовлетворяющие определенным требованиям, установленным для соответствующих уголовно-процессуальных процедур. Исходя из этого, оперативно-розыскные данные дифференцируются на определенные виды в зависимости от их значения для уголовного процесса:

• сведения, которые могут служить поводом (предлогом) для возбуждения уголовного дела;

данные, позволяющие успешно расследовать противоправные деяния (сведения об источниках доказательств; сведения, позволяющие подготовить и осуществить следственные действия, исполнить поручения следователя, указания прокурора, определение суда и т. п. ).

Таким образом законодатель в оперативно-розыскном законе обозначает с определенными особенностями спектр данных, образующих результами оперативно-розыскной деятельности.

3. 2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе

Условия добывания оперативно-розыскной информации можно разделить на общий и особый вид проведения оперативных мероприятий в интересах добывания оперативно-розыскной информации.


Общий вид касается оперативно-розыскных мероприятий, объем, форма, приемы проведения которых не затрагивают конституционных прав объектов оперативно-розыскной деятельности. Однако и в этом случае для проведения ОРМ необходима санкция непосредственного руководителя оперработника, приступающего к их осуществлению.

Особый вид касается ОРМ, затрагивающих конституционные права объектов ОРД. Он предполагает не только наличие разрешения непосредственного руководителя оперработника, но и санкцию надзирающей инстанции. Что касается правовых последствий нарушения такого “особого” вида проведения оперативно-розыскных мероприятий и их влияния на статус полученной информации, то здесь нарушение процедур, связанных с основами и условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий, позволяет объекту оперативно-розыскной деятельности обжаловать и отрицать соответствующие показания. При этом сведения, полученные при помощи средств оперативной деятельности проникающего характера без санкции надзирающей инстанции должны быть незамедлительно уничтожены, а лица, нарушившие оперативно-розыскной закон, понести ответственность в соответствии с законом. Данное положение как бы “выводится” из норм этих оперативно-розыскных законов, устанавливающих основания и оговаривающих условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.



    3. 3Фиксация оперативно-розыскной информации

Результаты оперативно-розыскного процесса, то есть фактические сведения о фактах и обстоятельствах, полученные в установленном законодателем порядке, подлежат отражению в оперативно-служебных документах. Они могут быть зафиксированы и на материальных носителях, то есть физических носителях информации в виде фонограмм, видеограмм, кинолент, фотопленок, фотоснимков, магнитных, лазерных дисков, используемых, в частности, для фиксации результатов ОРМ, проводившихся с использованием различных технических средств либо результатов специфичных оперативно-технических мероприятий в виде прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи. Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, и материальные носители оперативно-розыскной информации пополняют информационный ресурс оперативного подразделения в следующих известных формах:


а) дел оперативного учета;
 б) информационно-поисковых систем;

  в) автономных досье и картотек целевого назначения.

Законность проведения оперативно - розыскного мероприятия, а следовательно, и возможность использования его результатов в уголовно - процессуальном доказывании предполагает не только наличие надлежащей компетенции органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, но и то, что конкретное оперативное мероприятие должно быть предусмотрено ст. 6 Закона РФ "Об оперативно - розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). Перечень оперативно - розыскных мероприятий может изменяться только федеральным законом.

Значительную сложность на практике представляет проверка органом, осуществляющим уголовное судопроизводство, соблюдения установленного для каждого оперативно - розыскного мероприятия порядка документирования его результатов.

Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как оперативно - розыскное мероприятие, независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативного работника. Причем гласный опрос может представлять собой и оперативно - розыскное действие. Субъектом опроса как розыскного действия, предусмотренного УПК, является орган дознания. Субъектом же гласного опроса - оперативно - розыскного действия - выступает оперативный работник. В последнем случае опрос может проводиться и до возбуждения уголовного дела. Только при гласном опросе граждан в качестве действия целесообразно получать от них разрешение задавать им вопросы, а при необходимости - подтвердить сообщенные сведения в письменных объяснениях. Следует исходить из того, что объяснения граждан, протоколы принятия устных заявлений и сообщений о преступлениях являются процессуальными документами, составляющимися в рамках уголовно - процессуальной, а не оперативно розыскной, деятельности. Поэтому результаты опроса - оперативно - розыскного мероприятия должны находить отражение в справке оперативного работника, которая не имеет самостоятельного доказательственного значения. Доказательствами в данном случае могут быть признаны показания самого оперативного работника либо "опрошенного" лица после допроса его в качестве свидетеля.

Наведение справок характеризуется как гласное ознакомление с документами, содержащими информацию, имеющую значение для решения задач, определенных Законом об ОРД. При необходимости оперативный работник вправе использовать документы прикрытия. Юридически данное оперативно - розыскное мероприятие относится к компетенции органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, а розыскные действия в виде направления запросов с целью получения каких-либо справок или непосредственное ознакомление с документами учреждения, организации, предприятия входят в содержание процессуальных полномочий следователя (лиц, производящих дознание).


Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного за подписью представителя оперативного аппарата в государственное учреждение, на который получен официальный ответ в письменном виде, то этот документ может быть приобщен к уголовному делу в качестве "иного документа", о котором идет речь в ст. 88 УПК. Если же результат наведения справки отражен в рапорте оперативного работника, то полученные им сведения носят исключительно ориентировочное значение.

Сбор образцов для сравнительного исследования представляет собой оперативно розыскной аналог следственного действия, предусмотренного ст. 186 УПК, именуемого получением образцов для сравнительного исследования. Данное мероприятие преследует цель обеспечения возможности непроцессуального исследования предметов и документов. Характер сбора образцов для сравнительного исследования как оперативно - розыскного мероприятия зависит прежде всего от того, какие образцы необходимо получить (почерка, отпечатков пальцев и т. д. ). Гласный и негласный характер сбора образцов в рамках оперативно - розыскной деятельности четко отграничен от аналогичного следственного действия. Получение образцов для сравнительного исследования предназначается для проведения другого оперативно - розыскного мероприятия - исследования предметов и документов, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД. Изыматься в данном случае могут только те предметы и документы, которым предстоит стать образцами и в таком качестве подвергнуться исследованию в рамках оперативно розыскной деятельности. Если же какие-то предметы, сохранившие следы преступления, были получены, например, для негласного опознания как краденые, то такое оперативно - розыскное мероприятие будет незаконным и ни о каком правовом использовании их в качестве доказательств не может быть и речи. Поскольку правовые гарантии для сбора образцов, предназначенных для сравнительного исследования в качестве оперативно - розыскного мероприятия, не предусмотрены, то такие образцы не могут стать в последующем объектом исследования в рамках судебной экспертизы и иметь доказательственное значение. Если бы закон прямо предусматривал возможность использования при проведении судебной экспертизы образцов, полученных при соблюдении определенных гарантий в ходе оперативно - розыскной деятельности, то это позволило бы во многих случаях получать заключение экспертиз по результатам сравнительных исследований, имеющих большое значение в доказывании совершения преступлений и изобличении виновных.


Закон об ОРД предусматривает два вида проверочных закупок (в Законе об ОРД 1992 года это оперативно - розыскное мероприятие именовалось контрольной покупкой): касающихся предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, и находящихся в свободном обращении. При наличии оснований для проверочной закупки первого вида в соответствии со ст. 8 Закона об ОРД должно быть вынесено мотивированное постановление, утверждаемое руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. Для других случаев проверочных закупок такого постановления не требуется. Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесения постановления, явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации либо свободный оборот которых ограничен, то результаты такого оперативно розыскного мероприятия как проведенного с нарушением закона не будет иметь доказательственного значения.

В последние годы большее внимание стала привлекать проблема использования в доказывании наблюдения - одного из "классических" оперативно - розыскных мероприятий, которое наиболее часто применяется в оперативно - розыскной практике. Его тактика достаточно полно разработана, что позволяет получить должные результаты с точки зрения познания криминально значимых результатов. Вместе с тем результаты наблюдения признавались лишь как имеющие ориентирующее значение. Наблюдение как оперативно - розыскное мероприятие выражается в конспиративном, направленном, систематическом, непрерывном, визуальном или опосредованном (с помощью научно - технических средств) наблюдении и регистрации значимых для решения задач ОРД явлений (деяний, событий, фактов, процессов). Объектом наблюдения могут быть не только разрабатываемые лица, но и вещи, которые, например, пытаются вывезти за пределы Российской Федерации. Это оперативно - розыскное мероприятие может осуществляться самими оперативными работниками, а не только сотрудниками специальных подразделений наружной разведки (оперативно - поисковыми подразделениями).

Результаты наблюдения фиксируются в оперативно - розыскных делах, а также с помощью кино-, фото-, видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов. Решение проблемы использования в уголовно - процессуальном доказывании результатов наблюдения зависит в значительной мере от того, осуществлялось ли оно непосредственно оперативным работником.

Оперативно - розыскная информация, содержащаяся в документах, актах наблюдения, может представлять значительный интерес для следователя. Обычно после проведения наблюдения и документирования его результатов проходит достаточно продолжительное время. Поэтому ознакомление следователя с документами источниками оперативно - розыскной информации - позволяет устранить пробелы в показаниях свидетелей об обстоятельствах преступления.