ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА

1.1. Возникновение нотариата

1.2 Формирование Российского нотариата

1.3. Советский период развития нотариата

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Определение понятия «нотариат»

2.2. Нотариат и правосудие

2.3. Правовые основы нотариата в Российской Федерации

2.4. Принципы нотариальной деятельности

2.5. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Нотариусы: государственные, частнопрактикующие

3.1. Общие права и обязанности

3.2. Различия между государственными и частнопрактикующими нотариусами

3.3. Нотариальные действия

3.4. Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия 

3.5.Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА

4.1 ОГРАНИЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА

4.2 МЕСТО НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Следует согласиться с мнением ряда ученных, что в целом в со­ветский период, несмотря на большую работу нотариусов по оказа­нию правовой помощи населению, роль нотариата в экономической жизни страны была незначительна. При отсутствии института част­ной собственности нотариат выступал в качестве придатка к право­вой системе государства. В большинстве случаев его роль своди­лась к удостоверению небольшого числа сделок и оформлению до­кументов о наследстве[4].

Спустя почти 20 лет в Россию вернулся “свободный” нотариат - 11 февраля 1993 года Верховным Советом российской Федерации приняты “Основы законодательства РФ о нотариате” (далее - Основы).

Внебюджетный нотариат, уничтоженный советским правительством в 1918 году, пережил "второе рождение” в 1993 г. Становление и развитие российского частного нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата.

Кроме того, модель частного латинского нотариата России потребовалась как для сближения с мировым сообществом, так и для восстановления дореволюционного института.

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Определение понятия «нотариат»

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу понятия “нотариат”.

Так, Аргунов В.Н. определяя нотариат, отмечает: «…нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц»[5].

Однако, такое определение устарело в определении нотариата как «системы государственных органов и должностных лиц». Оно скорее подходит для советского периода нотариата. Как верно отмечает Щенникова Л.В. «…нотариусы в России из государственных служащих с минимальным должностным окладом превратились в людей свободной профессии с высоким годовым доходом»[6].


Г. Б. Ремановский определяет нотариат следующим образом[7]: «…это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством».

В настоящее время вновь актуально определение, данное еще в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, впервые изданного в 1897 году, в котором нотариат определен как «правовой институт, носители которого - нотариусы - уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных».[8]

Характеризуя современный российский нотари­ат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную при­роду, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и граж­данским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, упол­номоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государст­ва, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон[9].

Таким образом, нотариат представляет собой негосударствен­ный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 Основ о но­тариате делегированы отдельные полномочия государства по осу­ществлению одной из важнейших государственных функций - за­щиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно ­властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.

Нотариат стал представителем государства, но в тоже время институтом не входящим в систему органов государства. Однако нотариат является непременной составной частью современной Российской правовой системы, он позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.

2.2. Нотариат и правосудие

Многие ученые рассматривают нотариат как ''институт'' предупредительного (превентивного) правосудия[10]. Действительно, между нотариатом и правосудием есть немного общего. И это общее можно усмотреть в целях, в принципах организации деятельности и в полномочиях. Цель одна: и для правосудия, и для нотариата – это обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Говоря о принципах организации деятельности судей и нотариусов, можно найти несколько совпадений.


Во-первых, и судья, и нотариус действуют от имени государства, только суд – носитель государственной власти, а нотариус – лишь представитель государства.

Во-вторых, и нотариус, и судья должны быть независимы и от государства, и от участников процесса. Федеральных судей назначает президент страны, но отстранить судью от должности может только квалификационная коллегия судей. Равно как и прекратить деятельность нотариуса помимо его воли можно только по судебному решению.

В-третьих, ещё один принцип организации деятельности судьи и нотариуса – объективность, беспристрастность, подчинение только закону и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность.

В-четвертых, что касается полномочий, то суть деятельности правосудия - это осуществление властных полномочий. Определённые властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства, хотя носителями государственной власти они не являются.

Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату, деятельность которого имеет предупредительный характер.

Деятельность нотариата имеет своим предметом только бесспорные дела в отличии от судебной, предметом которой по преимуществу являются споры о материальном (в частности, гражданском) праве.

Нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается. Но в отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.

2.3. Правовые основы нотариата в Российской Федерации

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации. «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» сказано в ч.1 статьи 48, а нотариальная деятельность оказывает юридическую помощь и защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.


Наряду с Основным законом это ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп. «л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении., т.е. Федерация устанавливает основные принципы деятельности органов нотариата, но субъекты могут детализировать, развивать определенные положения.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате[11] (далее по тексту – Основы). Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов – независимых представителей государства.

Наряду с основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации (Гражданский кодекс содержит очень небольшой вид сделок, для которых требуется обязательная нотариальная форма, но любая сделка по желанию сторон может быть заключена в нотариальной форме.);

- Уголовный кодекс РФ (ГПК РФ закрепляет контроль судебных органов за законностью правоохранительной деятельности нотариусов, это обусловливается тем, что нотариус осуществляет именно правоохранительную функцию);

- Семейный кодекс РФ и другие законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные основам нотариата, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с основами нотариата.


Также необходимо отметить такой источник правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

Таким образом, законодательство, касающееся нотариата, не является полным, завершенным и совершенным, но тем не менее, позволяет нотариату достаточно эффективно осуществлять защиту прав граждан и юридических лиц.


2.4. Принципы нотариальной деятельности

Нотариальная деятельность как урегулированная нормами но­тариального права профессиональная деятельность базируется на определенных принципах. Принципами осуществления нотариальной деятельности явля­ются закрепленные законодательством основополагающие начала, основные идеи, на которых базируется осуществление нотариаль­ных действий, строится поведение субъектов нотариального права.

В систему принципов нотариальной деятельности входят:

а) принцип законности;

б) принцип, в соответствии с которым нотариальная деятель­ность осуществляется строго определенным способом - путем со­вершения нотариусами предусмотренных законодательными акта­ми нотариальных действий;

в) принцип осуществления нотариальной деятельности специ­альными субъектами - нотариусами и уполномоченными должно­стными лицами;

г) независимость и беспристрастность нотариуса при осуществ­лении нотариальной деятельности;

д) принцип равенства перед законом при осуществлении нота­риальной деятельности всех субъектов нотариального права, зани­мающих в нотариальном производстве одинаковое процессуальное положение. Принцип равенства перед законом не исключает воз­можности закрепления в законе дополнительных гарантий прав от­дельных категорий граждан, например льгот по оплате государст­венной пошлины за совершение нотариальных действий;

е) принцип осуществления нотариальной деятельности исклю­чительно в сфере бесспорной юрисдикции;

ж) принцип осуществления нотариальной деятельности от име­ни РФ;

3) принцип процессуальности нотариальной деятельности;

и) принцип ответственности нотариуса при осуществлении но­тариальной деятельности;

к) некоммерческий характер нотариальной деятельности;

л) принцип осуществления нотариальной деятельности в соот­ветствии не только с законодательными, но и с моральными и нрав­ственными нормами, действующими в обществе.