Файл: Разработка и реализация конфигурации «Институт» на платформе «1С:Предприятие».pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 7
Введение
В настоящее время во многих образовательных заведениях отсутствует какая-либо автоматизация процессов управления учебной деятельностью. Операции по внесению студентов и преподавателей в списки, составлению учебных групп, получение информации о структуре образовательного учреждения производятся вручную с помощью бумажных документов и журналов, или же с использованием электронных документов без внедрения каких-либо информационных систем и электронного документооборота. При необходимости обмена такой информацию между разными отделами много времени затрачивается на передачу и прочие действия с документами.
Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной автоматизацией электронного документооборота во многих высших учебных заведениях (ВУЗах), что приводит к ухудшению управления образовательными процессами. С внедрением информационной системы многие действия, которые требовали внимания и отнимали время у персонала будут автоматизированы. Будут сформированы списки факультетов, кафедр и групп. Все преподаватели и студенты будут внесены в базы данных. В курсовой работе, приведены цели и задачи проекта, описана предметная область проекта, проанализирован рынок программного обеспечения в данной области, описаны уже существующие программные продукты и выявлена целесообразность создания собственного решения.
Для реализации данной цели – автоматизации процессов управления образовательной деятельностью, мною была обозначена следующая задача: разработать и внедрить конфигурацию 1С-предприятия для института.
Практическая значимость работы состоит в проверке результатов исследования и разработки программного обеспечения на примере применения соответствующей базы данных - информационной системы в бизнес-процессах по управлению учебным заведением.
Используемые методы исследования:
- Теоретический анализ литературы и материалов сети Internet;
- Моделирование базнес-процессов;
- Проведение экспериментов;
- Анализ полученных данных.
Проектная часть
В качестве объекта разработки был выбран московский университет МФЮА. Данное ВУЗ предлагает студентам все виды высшего, среднего специального и дополнительного образования по различным специальностям.
Учебное заведение было основано в 1990 году, и получило государственный академический статус в 2010 г.
ВУЗ занимает 1-ое место в многолетнем рейтинге негосударственных высших учебных заведений г. Москвы.
В качестве предмета исследования был выбран процесс «Учебно-методическая деятельность деканата». Автоматизация данного процесса позволит существенно ускорить не только работу деканата, но и деятельность по управлению учебным заведением в целом, так как процесс играет одну из важнейших ролей в деятельности современного ВУЗа.
Для решения поставленной задачи необходимо выбрать специализированное ПО, отвечающее требованиям к разрабатываемому проекту и обладающее необходимым функционалом и возможностями.
Среди представленных на рынке систем управления предприятием можно выделить следующие программные решения:
- «Галактика» – российская бесплатная ERP-система для крупных и средних предприятий, обладающая достаточно широким функционалом;
- «Парус» - российская система, представленная в нескольких версиях, обладающая возможностью работы с базами данных и серверами;
- «SAP» - модульная ERP-система, простая в обращении и обладающая широким функционалом.
- «1С: Предприятие» - кроссплатформенная система, снабженная собственным языком программирования и возможностью адаптации под разные цели и задачи.
Сравнение представленных выше систем отображено в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика систем для автоматизации управления предприятием
Характеристика/система |
Галактика |
Парус |
SAP |
1C: Предприятие |
Стоимость |
Бесплатно |
От 15000 руб. за одну лицензию |
От 60 евро за одного пользователя |
От 3500 за одно рабочее место |
Архитектура |
Закрытая 2-х- и 3-х уровневая архитектура на основе Web |
Открытая 2-х уровневая архитектура на основе технологий Oracle с возможностью использования Web |
3-хуровневая закрытая архитектура на основе базы данных с возможностью использования Web и терминалов на Unix |
Открытая 3-х уровневая архитектура на основе БД с возможностью интеграции различных технологий и систем |
Интерфейс |
Дружественный интерфейс с возможностью настройки расположения пунктов меню |
Достаточно сложный интерфейс, схожий с интерфейсом Windows, с возможностью настройки конфигурации интерфейса под каждого пользователя |
Простой интерфейс, мало возможностей настройки |
Дружественный интерфейс, подстраивающийся под разные цели, с возможностью создания собственной конфигурации интерфейса |
Таблица 1.
Характеристика/система |
Галактика |
Парус |
SAP |
1C: Предприятие |
Сроки внедрения |
От 6 месяцев |
От 2 недель |
От 1 года |
От 1 недели |
Соответствие законодательству Российской Федерации |
Полное соответствие |
Полное соответствие |
Частичное соответствие |
Полное соответствие |
Наиболее оптимальной системой для разработки прикладного решения является система «1С: Предприятие». Её выбор обуславливается следующими критериями:
- Универсальность системы: полная настройка системы под различные нужды с возможностью редактирования исходного кода;
- Дружественный интерфейс: отсутствие необходимости долгого и сложного обучения персонала работе с системой, возможность создания собственного представления интерфейса программы для каждого пользователя;
- Быстрое внедрение: система быстро внедряется в заведение, не задерживая и не останавливая рабочие процессы;
- Низкая стоимость: цена формируется на основе количества рабочих мест, что дает преимущество перед покупкой общей дорогостоящей лицензии;
- Полное соответствие законодательству РФ: система разработана в соответствии со стандартами и законами РФ, благодаря чему ее использование является абсолютно законным и «прозрачным».
Разрабатываемое прикладное решение должно обеспечивать возможность ввода, хранения и передачи информации, не допуская ее потери или искажения.
Решение должно отвечать следующим требованиям:
- Присутствие возможности ввода, вывода и хранения информации в базе данных: списки студентов и персонала можно перевести из бумажного в электронный вид, что значительно упростит процессы управления учебным заведением;
- присутствие возможности ведения отчетности: появится возможность создания готовых отчетов и документов без повторного внесения данных;
- решение должно охватывать все необходимую сферу деятельности учебного заведения для обеспечения эффективности процессов управления образовательными процессами;
- решение должно обладать понятным, дружественным пользователю интерфейсом, не вынуждающим проводить долгосрочное обучение работе с программой.
1С:Предприятие — программный продукт компании «1С», предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии. Технологическая платформа «1С:Предприятие» представляет собой программную оболочку над базой данных. Платформа имеет свой внутренний язык программирования, обеспечивающий, помимо доступа к данным, возможность взаимодействия с другими программами.
Конфигурация — прикладное решение, разработанное на технологической платформе «1С:Предприятие». Конфигурация содержит параметры базы данных и пользовательского интерфейса. Файл конфигурации расположен в каталоге базы данных. Конфигурация редактируется в режиме «Конфигуратора», предоставляющего удобный визуальный инструмент для создания и редактирования таблиц данных и графических форм, а также написания алгоритмов на встроенном языке программирования. Существует два основных режима — режим предприятия и режим конфигуратора (в этом режиме также имеется режим отладки).
Технологическая платформа «1С:Предприятие» - это программная среда, в которой исполняется код конфигурации. Платформа имеет свой язык программирования, который является средством разработки прикладных конфигурации и полностью определяет их функциональные возможности. Разработкой платформы занимаются исключительно сотрудники компании 1С.
Итогом работы в режиме «Конфигуратор» является уникальная конфигурация, построенная на основе базовых объектов конфигурации. Готовая конфигурация реализуется и используется в режиме «Предприятие».
Бизнес-процессом, нуждающимся в автоматизации, является «Учебно-методическая работа деканата». Суть данного бизнес-процесса заключается в учете студентов и преподавателей, составлении групп и необходимых документов.
Рис. 1. Диаграмма нотации IDEF0.
Входные данные – «Деятельность деканата». Это сведения о студентах и преподавателях, об оценках и прочее.
Выходные данные – «Документы». Это таблицы и отчеты, полученные в результате выполнения определенных действий.
Инструменты – «Сотрудник деканата», «Декан», «Зав. кафедрой». Это пользователи, выполняющие определенные действия.
Элемент управления – «Изменение данных». Это событие, в зависимости от которого бизнес-процесс выполняется тем или иным способом.
Рис. 2. Декомпозиция диаграммы IDEF0.
При декомпозиции бизнес-процесс делится на 3 процесса:
- Занесение измененных данных – ввод измененных данных.
- Ведение БД – учет студентов и преподавателей в базе данных.
- Проверка – контроль внесения и хранения корректных данных.
Таким образом, разрабатываемая конфигурация должна иметь следующие возможности:
Алгоритмы взаимодействия объектов конфигурации представлены в виде информационной модели, изображенной на рисунке 3.
Рис. 3. Информационная модель.
Области модели:
- Справочники и таблица, являющиеся входными данными информационной системы.
- Экранные формы, с помощью которых сотрудник вносит данные и работает с системой.
- Измененные справочники и таблица, а также готовый документ, выводимый на печать.
Рис. 4. Диаграмма сущность-связь.
На диаграмме представлены базы данных и документ:
- «Кафедры» - БД, содержащая сведения о кафедрах.
- «Факультеты» - БД, содержащая сведения о факультетах.
- «Преподаватели» - БД, содержащая сведения о преподавателях.
- «Группы» - БД, содержащая сведения о группах
- «Студенты» - БД, содержащая сведения о студентах.
- «Зачетная ведомость» - документ, в котором указываются оценки за экзамен.
Разрабатываемая конфигурация содержит следующие объекты:
- Подсистемы «Кафедры и факультеты», «Преподаватели», «Студенты» и «Группы»;
- Справочник «Факультеты»: