Файл: Разработка и реализация конфигурации «Институт» на платформе «1С:Предприятие».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время во многих образовательных заведениях отсутствует какая-либо автоматизация процессов управления учебной деятельностью. Операции по внесению студентов и преподавателей в списки, составлению учебных групп, получение информации о структуре образовательного учреждения производятся вручную с помощью бумажных документов и журналов, или же с использованием электронных документов без внедрения каких-либо информационных систем и электронного документооборота. При необходимости обмена такой информацию между разными отделами много времени затрачивается на передачу и прочие действия с документами.

Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной автоматизацией электронного документооборота во многих высших учебных заведениях (ВУЗах), что приводит к ухудшению управления образовательными процессами. С внедрением информационной системы многие действия, которые требовали внимания и отнимали время у персонала будут автоматизированы. Будут сформированы списки факультетов, кафедр и групп. Все преподаватели и студенты будут внесены в базы данных. В курсовой работе, приведены цели и задачи проекта, описана предметная область проекта, проанализирован рынок программного обеспечения в данной области, описаны уже существующие программные продукты и выявлена целесообразность создания собственного решения.

Для реализации данной цели – автоматизации процессов управления образовательной деятельностью, мною была обозначена следующая задача: разработать и внедрить конфигурацию 1С-предприятия для института.

Практическая значимость работы состоит в проверке результатов исследования и разработки программного обеспечения на примере применения соответствующей базы данных - информационной системы в бизнес-процессах по управлению учебным заведением.

Используемые методы исследования:

  • Теоретический анализ литературы и материалов сети Internet;
  • Моделирование базнес-процессов;
  • Проведение экспериментов;
  • Анализ полученных данных.

Проектная часть

    1. Краткий анализ предметной области


В качестве объекта разработки был выбран московский университет МФЮА. Данное ВУЗ предлагает студентам все виды высшего, среднего специального и дополнительного образования по различным специальностям.

Учебное заведение было основано в 1990 году, и получило государственный академический статус в 2010 г.

ВУЗ занимает 1-ое место в многолетнем рейтинге негосударственных высших учебных заведений г. Москвы.

В качестве предмета исследования был выбран процесс «Учебно-методическая деятельность деканата». Автоматизация данного процесса позволит существенно ускорить не только работу деканата, но и деятельность по управлению учебным заведением в целом, так как процесс играет одну из важнейших ролей в деятельности современного ВУЗа.

    1. Анализ существующего программного обеспечения, позволяющего решить поставленную задачу

Для решения поставленной задачи необходимо выбрать специализированное ПО, отвечающее требованиям к разрабатываемому проекту и обладающее необходимым функционалом и возможностями.

Среди представленных на рынке систем управления предприятием можно выделить следующие программные решения:

  • «Галактика» – российская бесплатная ERP-система для крупных и средних предприятий, обладающая достаточно широким функционалом;
  • «Парус» - российская система, представленная в нескольких версиях, обладающая возможностью работы с базами данных и серверами;
  • «SAP» - модульная ERP-система, простая в обращении и обладающая широким функционалом.
  • «1С: Предприятие» - кроссплатформенная система, снабженная собственным языком программирования и возможностью адаптации под разные цели и задачи.

Сравнение представленных выше систем отображено в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика систем для автоматизации управления предприятием

Характеристика/система

Галактика

Парус

SAP

1C: Предприятие

Стоимость

Бесплатно

От 15000 руб. за одну лицензию

От 60 евро за одного пользователя

От 3500 за одно рабочее место

Архитектура

Закрытая 2-х- и 3-х уровневая архитектура на основе Web

Открытая 2-х уровневая архитектура на основе технологий Oracle с возможностью использования Web

3-хуровневая закрытая архитектура на основе базы данных с возможностью использования Web и терминалов на Unix

Открытая 3-х уровневая архитектура на основе БД с возможностью интеграции различных технологий и систем

Интерфейс

Дружественный интерфейс с возможностью настройки расположения пунктов меню

Достаточно сложный интерфейс, схожий с интерфейсом Windows, с возможностью настройки конфигурации интерфейса под каждого пользователя

Простой интерфейс, мало возможностей настройки

Дружественный интерфейс, подстраивающийся под разные цели, с возможностью создания собственной конфигурации интерфейса


Таблица 1.

Характеристика/система

Галактика

Парус

SAP

1C: Предприятие

Сроки внедрения

От 6 месяцев

От 2 недель

От 1 года

От 1 недели

Соответствие законодательству Российской Федерации

Полное соответствие

Полное соответствие

Частичное соответствие

Полное соответствие

    1. Обоснование выбора системы для разработки прикладного решения

Наиболее оптимальной системой для разработки прикладного решения является система «1С: Предприятие». Её выбор обуславливается следующими критериями:

  • Универсальность системы: полная настройка системы под различные нужды с возможностью редактирования исходного кода;
  • Дружественный интерфейс: отсутствие необходимости долгого и сложного обучения персонала работе с системой, возможность создания собственного представления интерфейса программы для каждого пользователя;
  • Быстрое внедрение: система быстро внедряется в заведение, не задерживая и не останавливая рабочие процессы;
  • Низкая стоимость: цена формируется на основе количества рабочих мест, что дает преимущество перед покупкой общей дорогостоящей лицензии;
  • Полное соответствие законодательству РФ: система разработана в соответствии со стандартами и законами РФ, благодаря чему ее использование является абсолютно законным и «прозрачным».
    1. Обоснование требований к разрабатываемому прикладному решению

Разрабатываемое прикладное решение должно обеспечивать возможность ввода, хранения и передачи информации, не допуская ее потери или искажения.

Решение должно отвечать следующим требованиям:

  • Присутствие возможности ввода, вывода и хранения информации в базе данных: списки студентов и персонала можно перевести из бумажного в электронный вид, что значительно упростит процессы управления учебным заведением;
  • присутствие возможности ведения отчетности: появится возможность создания готовых отчетов и документов без повторного внесения данных;
  • решение должно охватывать все необходимую сферу деятельности учебного заведения для обеспечения эффективности процессов управления образовательными процессами;
  • решение должно обладать понятным, дружественным пользователю интерфейсом, не вынуждающим проводить долгосрочное обучение работе с программой.
    1. Анализ среды разработки


1С:Предприятие — программный продукт компании «1С», предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии. Технологическая платформа «1С:Предприятие» представляет собой программную оболочку над базой данных. Платформа имеет свой внутренний язык программирования, обеспечивающий, помимо доступа к данным, возможность взаимодействия с другими программами.

Конфигурация — прикладное решение, разработанное на технологической платформе «1С:Предприятие». Конфигурация содержит параметры базы данных и пользовательского интерфейса. Файл конфигурации расположен в каталоге базы данных. Конфигурация редактируется в режиме «Конфигуратора», предоставляющего удобный визуальный инструмент для создания и редактирования таблиц данных и графических форм, а также написания алгоритмов на встроенном языке программирования. Существует два основных режима — режим предприятия и режим конфигуратора (в этом режиме также имеется режим отладки).

Технологическая платформа «1С:Предприятие» - это программная среда, в которой исполняется код конфигурации. Платформа имеет свой язык программирования, который является средством разработки прикладных конфигурации и полностью определяет их функциональные возможности. Разработкой платформы занимаются исключительно сотрудники компании 1С.

Итогом работы в режиме «Конфигуратор» является уникальная конфигурация, построенная на основе базовых объектов конфигурации. Готовая конфигурация реализуется и используется в режиме «Предприятие».

    1. Архитектура разрабатываемого прикладного решения

Бизнес-процессом, нуждающимся в автоматизации, является «Учебно-методическая работа деканата». Суть данного бизнес-процесса заключается в учете студентов и преподавателей, составлении групп и необходимых документов.

Рис. 1. Диаграмма нотации IDEF0.

Входные данные – «Деятельность деканата». Это сведения о студентах и преподавателях, об оценках и прочее.

Выходные данные – «Документы». Это таблицы и отчеты, полученные в результате выполнения определенных действий.

Инструменты – «Сотрудник деканата», «Декан», «Зав. кафедрой». Это пользователи, выполняющие определенные действия.


Элемент управления – «Изменение данных». Это событие, в зависимости от которого бизнес-процесс выполняется тем или иным способом.

Рис. 2. Декомпозиция диаграммы IDEF0.

При декомпозиции бизнес-процесс делится на 3 процесса:

  1. Занесение измененных данных – ввод измененных данных.
  2. Ведение БД – учет студентов и преподавателей в базе данных.
  3. Проверка – контроль внесения и хранения корректных данных.

Таким образом, разрабатываемая конфигурация должна иметь следующие возможности:

  • Ведение БД;
  • Ведение и печать документов и отчетов.
    1. Алгоритмы взаимодействия объектов конфигурации

Алгоритмы взаимодействия объектов конфигурации представлены в виде информационной модели, изображенной на рисунке 3.

Рис. 3. Информационная модель.

Области модели:

  1. Справочники и таблица, являющиеся входными данными информационной системы.
  2. Экранные формы, с помощью которых сотрудник вносит данные и работает с системой.
  3. Измененные справочники и таблица, а также готовый документ, выводимый на печать.

Рис. 4. Диаграмма сущность-связь.

На диаграмме представлены базы данных и документ:

  • «Кафедры» - БД, содержащая сведения о кафедрах.
  • «Факультеты» - БД, содержащая сведения о факультетах.
  • «Преподаватели» - БД, содержащая сведения о преподавателях.
  • «Группы» - БД, содержащая сведения о группах
  • «Студенты» - БД, содержащая сведения о студентах.
  • «Зачетная ведомость» - документ, в котором указываются оценки за экзамен.
    1. Описание основных объектов (элементов) разрабатываемого прикладного решения

Разрабатываемая конфигурация содержит следующие объекты:

  • Подсистемы «Кафедры и факультеты», «Преподаватели», «Студенты» и «Группы»;
  • Справочник «Факультеты»: