Файл: Система источников предпринимательского права (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

6. ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА

Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст.4 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".

Так же там говорится о том, что «обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.»

Статья придает обычаю в области предпринимательской деятельности значение источника права и именует его обычаем делового оборота. В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин — торговый обычай (п.3 ст.28 Закона РФ от 7 июля 1993г. "О международном коммерческом арбитраже" — Ведомости РФ, 1993, No.32, ст.1240). В заключенных Российской Федерацией международных договорах говорится просто об обычае (ст.9 Венской конвенции о купле-продаже). Система обычаев делового оборота в Российской Федерации еще не сложилась (исключение — обычаи морских портов), однако по мере упрочения рыночных отношений обычаи в этой области должны получить развитие и применение. 

Для определения обычая делового оборота необходимо наличие названных в ст.5 признаков: 

а) сложившегося, т.е. устойчивого и достаточно определенного в своем содержании,

б) широко применяемого,

в) не предусмотренного законодательством правила поведения,

г) в какой-либо области предпринимательства.

Названные признаки, в особенности критерий широкого применения, могут вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должны разрешаться судом. Понятие области предпринимательства следует толковать расширительно: это может быть и отрасль экономики, и отдельная ее подотрасль; не исключены и межотраслевые обычаи делового оборота; возможны так называемые локальные обычаи делового оборота, действующие в крупных территориальных регионах, для которых характерно развитие и распространение предпринимательской деятельности определенного вида (текстильной, угледобывающей и т.д.).


В п.4 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ No.6/8 в качестве примера обычая названы "традиции исполнения тех или иных обязательств". Однако сами по себе традиции исполнения — еще не обычай; они становятся обычаем только при наличии всех названных в ст.5 признаков обычая.

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, ибо это вносит определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих споров. Национальные торгово-промышленные палаты (в Российской Федерации действуют федеральная и региональные торгово-промышленные палаты) изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. В РФ были опубликованы обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли.

Согласно ст.15 Закона РФ от 7 июля 1993г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1993, No.33, ст.1309) ТПП свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу. Письменным подтверждением обычая могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п.2 ст.427 ГК (см. коммент. к ней). В иных случаях сторона вправе доказывать существование обычая и, напротив, его отсутствие, используя любые допускаемые правом доказательства.

В ряде статей ГК имеются прямые отсылки к обычаям делового оборота, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями связывающего стороны обязательства. Наиболее часто такие отсылки встречаются в гл.22 "Исполнение обязательств" (ст.309, 311, 314, 315, 316), гл.30 "Купля-продажа" (ст.474, 478, 508, 510, 513), гл.45 "Банковский счет" (ст.848, 863, 867, 874), гл.51 "Комиссия" (ст.992, 998).

Применение обычаев предусматривается отдельными нормами и других действующих в Российской Федерации актов, в частности ст.134, 135 КТМ, и может вытекать из положений заключенных Российской Федерацией международных договоров.

Однако поскольку обычай признается ст.5 ГК источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в соответствующих правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если налицо пробел в законодательстве и в условиях заключенного сторонами договора.

Положения п.2 ст.5 ГК, которые не содержат прямого указания о соотношении обычая и диспозитивной нормы, дополняются правилом п.5 ст.421 ГК, согласно которому обычаи делового оборота применяются к условиям договора, если они не определены самими сторонами или диспозитивной нормой (о понятии диапозитивный нормы см. п.4 ст.421 ГК).


Обычаи делового оборота должны приниматься во внимание также при толковании условий договора (см. ст.431 ГК и коммент. к ней).

В ряде статей ГК, относящихся к обязательственному праву, говорится об обычно предъявляемых требованиях, причем этот термин в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст.309, 478, 992), а в других используется как самостоятельный термин (ст.484, 485, 721). В литературе эти два термина иногда характеризуются как равнозначные (Комментарий части первой ГК РФ для предпринимателей. М., 1995, с.37).

Текст и смысл ст.309 ГК, которая не должна содержать правовую тавтологию и как норма общей части обязательственного права предопределяет правовое значение названных в ней двух терминов, дают основания для вывода, что понятия "обычай делового оборота" и "обычно предъявляемые требования" не являются тождественными.

Обычай — это дополнительный источник права, что вытекает из ст.5 ГК. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и, следовательно, приравниваться к обычаю не должны. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора.

На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такое перерастание должно быть признано практикой их применения и получить свое подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст.5 ГК.

В ряде статей ГК говорится об обычных правилах, которыми следует руководствоваться, причем в различной редакции. В п.2 ст.474 ГК употреблен термин "обычно применяемые условия" проверки качества товара, в п.2 ст.635 ГК — "обычная практика эксплуатации" транспортных средств. В п.2 ст.887допускается форма подтверждения приема вещей на хранение, которая обычна для данного вида хранения. 

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяютсяво внешнеторговом обороте, морских перевозках.

7. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ


Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации , как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

8. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно распределить на четыре группы.

Первая группа определяет внутренние отношения предпринимательской деятельности: порядок учреждения субъекта предпринимательской деятельности, управления, организации труда.

Вторая группа регулирует отношения по вертикали: между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления — с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Третья группа регулирует отношения субъектов предпринимательства по диагонали, в частности с банками и иными кредитными организациями.


Четвертая группа регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по горизонтали — со своими партнерами в связи с экономической деятельностью: поставщиками, покупателями, перевозчиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источники предпринимательского права - это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников предпринимательского права , в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы:

1. Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Как основной закон России, нормы которого имеют прямое действие и применяются на всей территории страны, Конституция занимает самое высокое положение в системе источников предпринимательского права. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.

2. Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”, “Об арбитражных судах в РФ”, которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.

3. Федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы (ГК РФ; НК РФ; БК РФ; АПК РФ и др.). В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:

а) устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности;

б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;

в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;

г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

4. Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

а) Указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.